Формирование знаний о народных обычаях у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:16, курсовая работа

Описание

Цель исследования:
изучить использование традиций народной педагогики как средство воспитания младших школьников.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать философскую, психолого-педагогическую и методическую литературу по теме: «Использование традиций народной педагогики как средство воспитания младших школьников»;
раскрыть теоретические аспекты использования традиций народной педагогики в воспитании младших школьников средствами народной педагогики как проблемы педагогической науки;
разработать, провести и описать опытно-экспериментальную работу по использованию традиций народной педагогики как средства воспитания в работе с младшими школьниками.
проанализировать и описать полученные результаты исследования.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 89.69 Кб (Скачать документ)

Принцип народности воспитания осуществляется в раннем детстве, в  процессе овладения родной речью. Н.К. Крупская большое значение придавала  развитию речи детей в семье, особенно в процессе общения матери с ребенком, она обращала внимание на то, что  «материнский язык служит ему орудием  выражения себя, своих мыслей, своих  настроений».

А.С. Макаренко на собственном  многолетнем опыте народного  учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях  людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека».

В.А. Сухомлинский подчеркивал  необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство  и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся.

« О народной педагогике никто до сих пор серьезно на думал, и по-видимому, это принесло много бед педагогике, - писал он.

Я уверен, что народная педагогика - это средоточие духовной жизни  народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в  созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах.

В середине XIX века ряд ученых, педагогов и мыслителей стали  обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году В.И. Водовозов  написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав ее «Русская народная педагогика». В 1890 году впервые в более широком аспекте  Д. Булгаковский и Г. Пинчук обращаются непосредственно к памятникам народной педагогики - пословицам, песням, загадкам, обрядам, отличая их воспитательное значение в народном быту. Большой научный интерес представляет попытка Е.А. Покровского в этнографическом и педагогическом плане проанализировать детские игры и их роль в физическом и нравственном развитии детей. Другой исследователь А. Соболев, проблемы детских игр рассматривает в сочетании с детскими песнями и тем самым еще более расширяет границы народной педагогики.

Народная педагогика тесно  связана с этнографией и языкознанием. Проблемы народной педагогики в социально-экономическом  и этнографическом аспекте затрагивались  в целом ряде исследований историков, филологов, этнографов.

В советский период одним  из первых к проблемам народной педагогики обратился известных этнограф и  педагог Г.С. Виноградов, давший описание сущности этого явления как составной  части педагогической культуры народа, утверждавший право существования  термина и понятия «народная  педагогика» [1, с. 69].

Народная педагогика «не  столько система, сколько сумма  знаний, умений», - утверждал Г.С. Виноградов. Он характеризовал народную педагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях  формирования личности в определенном направлении. По мнению ученого, когда  речь идет о народной педагогике, то имеется в виду не педагогическая теория, а педагогическая практика. Исходя из этого, Г.С. Виноградов считал, что совокупность народного взгляда, принимаемых народом средств  воздействия на юное поколение в  целях его обучения и воспитания следует назвать народной педагогикой.

Вопросы народной педагогики были предметам исследования ряда ученых: А.Ф. Хинтибидзе, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Филонова. Каждый из них, естественно, внес свой вклад в теорию и практику народной педагогики [1, с. 78].

Исходя из исследований этих ученых, мы пришли к выводу, что объектом и предметом народной педагогики является процесс воспитания и процесс  обучения, а главным элементом  народной педагогики является совокупность эмпирических знаний, сведений, накопленных  народом о человеке и его воспитании, и практическая деятельность трудящихся по воспитанию молодого поколения.

Народная педагогика, будучи предшественником научной педагогики, в гносеологическом, историческом, логическом, структурном отношении  имеет некоторые своеобразные и  характерные особенности. Анализируя содержания и формы памятников народной педагогике, можно выделить ее отличительные  черты.

Народная педагогика исторически  сложилась в глубокой древности. Она существует столько времени, сколько существует сам народ. В  эпоху среднеазиатской античности (III век н.э.) уже были известны образцы  художественного народного творчества. Искусство слова, родившееся в глубокой древности, прежде всего воплотилось в художественном народном творчестве - в сказках, легендах, эпосе, поговорках, пословицах и других памятниках народной педагогики.

Великим педагогом разных времен и народов в своих произведениях  развивали идеи народности, природосообразности воспитания, широко использовали примеры из народной педагогики как выражение народной мудрости [11, с. 117].

Поскольку в основе народной педагогики лежат эмпирические знания, она наряду с практически достоверными ценными, полезными знаниями, сведениями содержит искаженные, неточные, а порой  под влиянием религии и господствующей идеологии ошибочные и даже вредные  идеи. Например, некоторые пословицы  и поговорки выражают пренебрежительное  отношение к женщине, покорность к проявлениям социальной несправедливости, рекомендуют применять физические наказания в семье и т.д.

Как известно, основой народной педагогики является наивно реалистическое и стихийно-материалистическое воззрение  народной философии.

Народ в основном, верно, представлял себе материальность мира, проявления причин и следствия, взаимосвязь  и взаимообусловленность явлений  в природе и в обществе, единство формы и содержания, борьбу противоположностей. Когда народ оперирует такими афоризмами, как «В каждой трудности  есть легкость», «Даже лучшее зеркало  не отражает обратную сторону вещей» и т д, то нельзя не заметить, что оно имеет верное представление о диалектике жизни.

Присутствие в памятниках народной педагогики элементов атеизма - свидетельство стихийно-материалистического  воззрения народа. Народ выражал  крайне отрицательное отношение к служителям культа. Например, «Хоть у муллы чалма белая, да нутро черное».

Народ имел свое представление  о роли среды в воспитании, не верил в фатальную наследственность. Люди логически рассуждали: «И от плохого рождается хороший, и от хорошего рождается плохой человек».

Народ пристально наблюдал и знал психологические особенности  детей: «Привычка трехлетнего сохраняется  и до восьмидесяти лет», «Ребенка надо воспитывать, пока он в колыбели».

Как и другие произведения фольклора, памятникам народной педагогики присуща также черта синкретизма. В народной педагогике четких и определенных законов, систематизированных знаний, точных научных терминов.

Терминология народной мудрости хранит в себе отпечаток лестного диалекта, типичных народных примет и  выражений. Все это делает язык народной педагогики понятным и близки самым  широким слоям трудящихся. Характерно, что многие слова, грамматические формы, уже вышедшие из употребления в живом  языке и литературе, продолжают жить в народных афоризмах, причем они  не воспринимаются как абсолютно  устаревшие, наоборот они успешно  выполняют свою функцию. Как отмечает Г.С. Лазутин, «различные факты и явления языка: словаря, синтаксиса, морфологии и фонетики фольклора в своих идейно- эстетических функциях уступают не изолированно друг от друга, а в самом тесном контакте…».

Большая сила убедительности, образности, конкретности, эмоциональности  достигается не только при помощи эпитетов, гипербол, аллегорий, риторических вопросов и восклицаний, но и всех средств лексики, синтаксиса, морфологии и фонетики языка. Все это объединяется средствами композиции, ритмики, а в  песенных жанрах - и мелодии.

Следующая характерная черта  народной педагогики - это коллективность ее творческих основ. Еще В.Г. Белинский  писал, что «автором русской народной поэзии является сам русский народ, а не отдельные лица». А.Н. Веселовский, отстаивая коллективное начало народного  эпоса, метко заметил, что народные эпопеи анонимны, как средневековые  соборы».

В памятниках народной педагогики неизвестны имена их творцов.

Творческая индивидуальность в фольклоре не свободна в «самовыражении», коллективные и индивидуальные творческие акты здесь разделены временем и  пространством, и люди, вложившие  свое творчество в то или иное произведение, фактически не знают друг друга. Каждый творец чем-то дополнял или изменял  услышанное, но традиционно передавалось лишь то, что интересно всем, запоминалось то, что творчески наиболее удачно и присуще среде в которой оно бытовало.

В коллективном характере  народного творчества непосредственно  выражается подлинная народность. Именно поэтому все богатство фольклора, в том числе все народные афоризмы в воспитании, - это «коллективное  творчество всего народа, а не личное мышление одного человека (А.М. Горький).

На произведениях лежит  печать многовековой духовной жизни  народа, потому что их автор - народ.

Народная педагогика имеет  чрезвычайно широкую аудиторию. Художественно народное творчество, памятники народной педагогики заменяли молодежи театр, которого она не знала, школу, куда ее не допускали, книгу, которой  она была лишена [9, с. 43].

Таким образом, самой действенной  чертой народной педагогики является связь с жизнью, с практикой  обучения и воспитания молодого поколения. Народной педагогике не было и нет необходимости заботится об укреплении связи с жизнью, ибо она сама жизнь; не было необходимости внедрять и распространять свои достижения среди масс, она сама педагогика масс, педагогика большинства, педагогика народа, созданная народом - для народа. Не случайно во многих семьях, куда раньше не доходили даже азы научной педагогики, народ воспитывал свое молодое поколение в духе трудолюбия, высокой нравственности и благородства.

Народная педагогика, как  и все другие проявления духовной культуры, подвержена взаимовлиянию  и взаимообогащению. Одинаковые условия  жизни, сходные обычаи и традиции оказывают взаимное влияние, порождают близкие по форме и содержанию сказки, афоризмы.

 

.2 Средства народной педагогики

 

Под средствами воспитания народной педагогики понимаются каналы воздействия на сознание и поведение  ребенка с целью сообщения  необходимых полезных сведений, формирования практических умений и навыков, развития мотивов привычек нравственного  поведения [15, с. 456].

Среди исследователей народной педагогики нет единого мнения о  средствах воспитания. Не ставя перед  собой цели проанализировать все  точки зрения ученых на эту проблему, остановимся на самых эффективных  средствах воспитания современных  школьников, взяв за основу положение, высказанное К.Д. Ушинским в известной  работе "О народности в общественном воспитании": "Религия, природа, предания, законы, промышленность, литература и  т.д. - это все из чего слагается  историческая жизнь народа…" [19, с.110].

Обратимся к наиболее продуктивным средствам воспитания народной педагогики.

Природа.

Могучим средством воспитания является природа. Богата и красива  природа России, по-своему чудесен  и прекрасен каждый уголок нашей  Родины.

Природа способствует развитию эстетических чувств, наблюдательности, воображения. Кто по- настоящему любит  природу, как правило, добр в отношении  с людьми [4, с.56].

Необходимо помнить, что  природа - источник прекрасного, и детям  нужно помочь понять и почувствовать  всю прелесть и красоту природы  родного края. Воспитание у юношей и девушек эстетической чуткости к природе, глубокого понимания красоты - сложная задача воспитателей, которая может быть решена разными разнообразными методами, важнейшими из которых являются те, которые основаны на непосредственное общение учащихся с природой (прогулки, туристические походы, сбор гербариев и лекарственных трав и т.п.). В целях более глубокого понимания красоты природы полезны проведение бесед, организация фотовыставок, чтение и обсуждение художественных произведений писателей, беседы по творчеству художников - пейзажистов.

Воспитание эстетического  отношения к природе предлагает не только понимание ее красоты, но и активное участие школьников в  охране природных богатств. В этом плане помогут субботники по озеленению территории школы, своего дома, улицы, соблюдение права пребывания на реке или в лесу во время туристических походов, прогулок, рыбалки, сбора грибов, ягод и т.д. Такие виды активной деятельности по сохранению природы приносит учащимся удовлетворение и радость, воспитывают у них эстетические потребности и навыки вносить прекрасное в окружающую жизнь.

Давно установлено, что человек  вырастает под непосредственным влиянием окружающей его природы. Ни современные небоскребы, ни бетонные магистрали не могут отгородить его  от нее. Лучше всего, когда человек  и природа находятся в тесном союзе.

Необходимо не только воспитать  в ребенке любовно - созерцательное отношение к природе, но и особенно важно использовать все возможности, чтобы постоянно развивать в  нем созидательное [21, с. 30]. Нужно  говорить, прежде всего, что вся окружающая среда, все живое нуждается в  человеческой опеке, помощи и поддержке, указать ребенку на объект, требующий  его заботы и внимания.

Религия.

Религия - одно из могущественных движений, обогащающих духовный потенциал  мировой истории [17, с. 22].

Наиболее надежный путь приобретения знаний - обращение к источникам, документам, существующих с древних  времен, на которых основываются религиозные  учения.

Религиозное сознание как  часть общественного сознания играет большую роль в жизнедеятельности  человека, в формировании его личности. Поэтому необходимо направлять усилия к использованию прогрессивных  идей религиозной культуры и этики  в воспитании детей и молодежи, в формировании полноценной личности со здоровыми индивидуально - социально  значимыми потребностями - высокой  нравственностью, милосердием, состраданием [17, с.123].

Информация о работе Формирование знаний о народных обычаях у младших школьников