Формирование знаний о народных обычаях у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:16, курсовая работа

Описание

Цель исследования:
изучить использование традиций народной педагогики как средство воспитания младших школьников.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать философскую, психолого-педагогическую и методическую литературу по теме: «Использование традиций народной педагогики как средство воспитания младших школьников»;
раскрыть теоретические аспекты использования традиций народной педагогики в воспитании младших школьников средствами народной педагогики как проблемы педагогической науки;
разработать, провести и описать опытно-экспериментальную работу по использованию традиций народной педагогики как средства воспитания в работе с младшими школьниками.
проанализировать и описать полученные результаты исследования.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 89.69 Кб (Скачать документ)

Важнейшей функцией религии, как мы уже отвечали, является воспитание. Учитывая фольклорную основу большинства  библейских историй, их нравственный смысл, можно говорить о том, что религия  является составной частью народной педагогики. Своими специфическими методами вера регулирует поведение человека.

Изучая педагогические труды  русских ученых, особенно тех, кто  жил и работал вдали родины, можно заметить, что задачу воспитания молодого поколения они видели прежде в сбережении в детях чувства  любви к Родине, своей традиционной культуре.

Осуществить традиционное православное воспитание в современных условиях, руководствуясь законами Российской Федерации "Об образовании" и "О свободе  вероисповедания", можно с помощью  введения в школу факультативных курсов на основе православной этики, истории религии, духовной культуры России.

Каким образом следует  проводить духовное просвещение  детей? Прежде всего, на уроках, факультативных занятиях необходимо знакомить учащихся с Библией, особое внимание, уделяя новозаветной нравственности, любви  к ближнему. Евангельские тексты помогают школьникам выяснить, что такое совесть и как ее воспитывать, с чего начать работу над собой, почему плохо завидовать и ненавидеть, как мешают человеку в жизни злоба и неумение себя сдерживать, почему необходимы кротость, терпение. Изучая Таинства и обряды Православной церкви, Двунадесятые праздники, дети начинают понимать, насколько важно очищать душу от разнообразной скверны.

В учебной деятельности, и на уроках литературы, мировой  художественной культуры, музыки, изобразительного искусства необходимо рассказывать о святых подвижниках, их деяниях, духовной наследии, завещанном потомкам. Изучая творчество известных ученых и писателей, учащиеся с интересом узнают, какое  место занимает вера в их творческом раздумье над вечными проблемами бытия.

На примере жизни и  деятельности таких святых, как Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Александр  Невский, Серафим Саровский, Кирилл Белозерский др., они учатся любить родину, помогать ближнему, слушаться родителей. Христианская культура воспитывает нравственного человека.

Традиционное православное воспитание, характерное для русской  народной педагогики, имеет глубокие корни. На протяжении многих веков русская  православная церковь была силой, сохраняющей  лучшие традиции нашего народа, лежащие  в основе его единства и целостности, а нравственность является стержнем личности [17, с.217]. Отказавшись в свое время от прошлого, мы отвернулись  от тысячелетней культуры, от вечных ценностей, что привело к негативным явлениям.

Фольклор

С искусством народа дети знакомятся с первой услышанной в раннем возрасте песни, сказки, в узнанной первой игре. Искусство следует за ним и во взрослую жизнь. Русский фольклор - величайшее богатство нации, неотъемлемая часть художественной культуры, совершенное творение многих веков [8, с.68].

Устное народное творчество представляет большую педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между  собой [20, с.123].

Познавательное значение фольклора проявляется, прежде всего, в том, что он отражает особенности  явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также  представление о природе своей  страны.

Воспитательное значение устного народного творчества состоит  в том, что лучшие его произведения вдохновенны высокими прогрессивными задачами, любовью к Родине, стремление к миру, т.е. проникнуты идеями народной педагогики [17, с.125].

Эстетическое значение фольклорных  произведений состоит в том, что  они являются замечательным искусством слова, отличаются большим поэтическим  мастерством, что сказывается в  их построении, и в создании образов, и в языке.

Фольклор искусно пользуется вымыслом, фантастикой, а так же символикой, т.е. иносказательной передачей и  характеристикой явлений и их поэтизацией. В фольклоре выражаются художественные вкусы народа. Форма  его произведений веками отшлифовывались  творчеством мастеров слова. Поэтому  фольклор развивает эстетическое чувство, для него характерно раскрытие прекрасного  и в природе и человеке [17, с.126].

Все это обуславливает  необходимость работы с детьми на материале русского традиционного  художественного творчества, русской  культуры.

Сегодня педагоги могут найти  достаточное количество научной  и популярной литературы, содержащей исторические и этнографические  сведения о традиционной народной культуре. Знания о старинных обрядах, умение понимать и ценить фольклор, народное искусство, мы считаем, нужны подрастающему  поколению. Но абсолютизация фольклора  и этнографические реконструкции  в современном быте могут дать и отрицательный результат, так  как простое копирование фольклорных  образцов, ведущих к восприятию лишь внешней их стороны, без глубокого  внутреннего личного переживания, оказывается мертвым слепком.

Между тем, опыт работы с  детьми убеждает, что многие явления, присущие традиционной народной культуре, проявляются в естественных жизненных  ситуациях. Надо выявить в структуре  народной культуры те аспекты, которые  быть освоены детьми в их собственной  деятельности и пережиты эмоционально. На этой основе можно решить задачи "вживания" детей в культуру своего народа, развить творческие способности, формировать познавательные процессы, различные умения и навыки.

Литература

Русская литература известна своими гуманистическими идеалами, гражданским  пафосом в формировании полноценной  человеческой личности, ее духовности и нравственности. Являясь частью духовной культуры народа, литература наряду с другими гуманистическими дисциплинами знакомит учащихся с культурой  народа [21, с.31].

Роль русской литературы оказалось уникальной, тесно связанной  с поисками новых форм национального  бытия, со стремлением к обладанию  цельным знанием, с исканиями нравственного идеала, которые стали для русской литературы маяком [21, с.32].

Истинный писатель своим  художественным творчеством соединяет  прошлое с настоящим и будущим; он укрепляет и пополняет народную память, одновременно сам, питаясь от нее; стоит на страже самосознания, достоинства и культуры своего народа, заботясь о ее сохранении и укреплении.

Хотелось бы, чтобы при  выборе произведений современных писателей  для чтения учитель рекомендовал учащимся, прежде всего те книги, которые  несут на себе отпечаток народной этической культуры, которая так  богато представлена в фольклоре, остерегая  их от заполонивших прилавки магазинов  книг, пропагандирующих разврат, насилие, жестокость, цинизм, аморальный образ  жизни.

Народная этика концентрирует  внимание на совестливость, трудолюбие, честность. В русской литературе можно найти достаточно примеров продолжения этих традиций. Например, в творчестве В.Г. Распутина, особенно в его повестях "Последний срок", "Прощание с Матерой". Распутинские старухи Анна и Дарья - носительницы лучших черт народной морали. То же самое можно сказать и о произведениях В.И. Белова, Е.И. Носова и других русских писателей [21, с.32].

Благотворное влияние  художественной литературы на воспитание учащихся, мы думаем, бесспорно. Произведения русских писателей воздействуют на чувства, воображение, интеллект  и волю читателя, открывают широкие  возможности для воспитания гуманности, прививают лучшие человеческие качества, делают человека более зрелым. Образы художественных произведений помогают в выработке идеала. А идеал, созревший  в сознании подростка, обычно служит как бы путеводной звездой, программой действия в воспитании положительных  качеств личности.

Сказки

Сказки русского народа К.Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь  сказками как памятниками народной педагогики, он написал, что никто  не в состоянии состязаться с  педагогическим гением народа. То же самое  следует сказать о сказках  и других народов [17, с.35]

Сказки, являясь художественно - литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических  обобщений по многим отраслям знаний. Они - сокровищницы народной педагогики, более того, мы считаем, что во многих сказках содержатся педагогические идеи. Сказки являются важным воспитательным средством. В течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок [21, с.37].

Русский язык

Великий русский педагог  К.Д. Ушинский справедливо заметил, что "лучшее и даже единственно  верное средство проникнуть в характер народа - усвоить его язык, и чем  глубже вошли мы в язык народа, тем  глубже вошли в его характер" [19, с.150]. Думаем, что стоит прислушаться к словам ученого, задуматься над  их смыслом. Именно с помощью родного  языка мы познаем мир, имеем возможность  приобщится к тому огромному опыту, которое накопило человечество. Но, прежде всего родной язык позволяет нам лучше узнать родной мир - историю и культуру своего народа, а человек, не помнящий родства, не способен воспринять и мировой опыт. Язык является основной формой хранения знаний, и тем самым он служит и средством передачи этих знаний.

Очень важно показать школьникам, что слова русского языка - это  живое свидетельство нашей истории, нашей культуры. В них живет  прошлое и настоящее народа, его  традиционный и современный быт, они отражают особенности трудовой деятельности людей, природной среды  их обитания, традиций, обычаев. Слова - памятник культуры [3, с.23].

Таким образом, мы постигаем  премудрости русского языка не для  того, чтобы уяснить язык как особую знаковую систему. Язык нужен нам, чтобы  говорит, читать, писать, понимать услышанное и прочитанное.

Чтобы адекватно понимать художественные и фольклорные тексты, специальную литературу, необходимо пополнять наши обыденные приблизительные  знания научными, энциклопедическими сведениями о тех или иных фактах или явлениях русской культуры. Поэтому, мы считаем, что надо очень бережно  относиться к своему языку. Только при  бережном и любознательном подходе  к слову и тексту мы сможем действительно  обогатиться интеллектуально, эмоционально, нравственно.

Завершая разговор о русском  языке как об одном из важнейших  средств воспитания народной педагогики, вновь обратимся к словам К.Д. Ушинского, который, называя родной язык удивительным педагогом, отмечал: "Являясь полнейшей и сквернейшей  летописью всей духовной, многовековой жизни народа, язык в тоже время  является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории" [19, с.14]. Мы абсолютно согласны с этим великим русским педагогом.

Пословицы

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена  народная оценка жизни, наблюдения народного  ума. Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как  средств воспитания. Их запоминание  облегчается игрой слов, разными  созвучиями, рифмами, ритмикой, порой  весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости, опыта познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат - поведение.

Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с дальнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны они содержат педагогическую идею, с другой - оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции, повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представления народа, дают характерологические оценки личности - положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими педагогическими обязанностями [17, с.47].

Музыка

Музыка - один из видов искусства, который обращен к чувствам, так  как передает образы эмоциональных  различных состояний человека. Не даром музыку называют языком души, тончайшие нюансы которой бывает трудно передать другими видами искусства [17, с.56].

Дети чутко откликаются  на все, что затрагивает их чувства  и воображение. Они способны с  интересом слушать классическую музыку и отличать настоящее искусство  от примитивного не представляющего эстетической ценности.

По радио, телевидению, дома и на улице можно услышать низкопробную музыку. От такой музыкальной продукции  сомнительного качества, по нашему мнению, нужно оберегать ребенка.

Музыка вызывает у ребенка  разнообразные оттенки чувств, доставляет ему наслаждения, обогащают эмоциональную  жизнь.

Бесспорно благотворное влияние  музыки на формирование не только эмоциональной  культуры, но и нравственного облика, умственных способностей, на общее  развитие ребенка, характер общения  его со сверстниками и взрослыми, так как она несет в себе образы красоты, добра, грусти, любви, света.

Музыка является одним  из средств воспитания и воздействия  на эмоциональную сферу ребенка. Музыка - это искусство, и любые  его жанры воздействуют именно на чувственную сферу человека, на его  эмоции. Через чувство музыка оказывает  большое влияние на поступки, на действия, на формирование мироощущения и мировоззрения. Чувства и эмоции - основной рычаг его действий и  поведения.

Очень близка миру ребенка  народная музыка: песни, потешки, прибаутки. Русский детский музыкальный фольклор пронизан любовью к детям.

Русский народ всегда славился своей музыкальностью, любил петь, плясать, играть на музыкальных инструментах. А народные умельцы изготовляли  различные музыкальные инструменты: дудочки, гармошки, трещотки, колокольчики. Все эти инструменты развивали  слух, ритм, эмоциональную восприимчивость  ребенка, формировали его музыкальный  слух. Многие русские современные  композиторы пишут музыку на фольклорные  мотивы. Так, для С. Слонимского народное творчество явилось источником вдохновения, он создал в своих детских фортепианных пьесах целый ряд портретов различных  сказочных героев. ( Например, "Лягушка", "Кузнечик", "Горькие слезы", "Под дождем мы поем" и др.)

Информация о работе Формирование знаний о народных обычаях у младших школьников