Формирование словесно-логического мышления младших школьников средствами развивающего обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:21, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования словесно-логического мышления младших школьников средствами развивающего обучения.
Задачи исследования:
1. Определить психолого-педагогическую сущность формирования словесно-логического мышления.
2. Выявить особенности формирования словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста.
3. Определить критерии диагностики уровня сформированности словесно-логического мышления младших школьников.
4. Проанализировать практический опыт формирования словесно-логического мышления.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования словесно-логического мышления младших школьников
1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования словесно-логического мышления …………………………………………………………..7
1.2. Особенности формирования словесно-логического мышления младших школьников …………………………….…………………………….20
1.3. Критерии диагностики уровня сформированности словесно-логического мышления младших школьников………………..………………28
1.4. Анализ практического опыта формирования словесно-логического мышления младших школьников …………………….32
Выводы по первой главе…………………………………………………39
Глава 2. Психолого-педагогические условия формирования словесно-логического мышления младших средствами развивающего огбучения
2.1. Роль развивающего обучения в формировании словесно-логического мышления младших школьников………………………………………………41
2.2. Использование приемов развивающего обучения на уроках как условие формирования словесно-логического мышления младших школьников………………………………………………………………………47
2.3. Применение разноуровневых заданий и нестандартных задач как средство формирования словесно-логического мышления младших школьников………………………………………………………………………59
Выводы по второй главе ……………………………………………….69
Заключение………………………………………………………………...71
Список литературы………………………………………………………..73
Приложения ………………………………………………………………77

Работа состоит из  1 файл

для сайта.doc

— 485.50 Кб (Скачать документ)

Самая большая морковь выращена в 1986 г. в Новой Зеландии. Масса ее 7 кг.

Самый большой лимон выращен в 1982 г. в Америке. Его масса - 3 кг 88 г.

3. Самая большая дыня массой 118 кг. выращена в Америке; вырази в центнерах. (Как рассуждаем).

Для закрепления решаем дополнительные задания из учебника.

6.              Решение задачи (ее условие заранее написано на доске).

Масса 1-го искусственного спутника Земли - 83 кг, масса 2-го спутника на 425 кг больше, масса 3-го на 819 кг больше второго. Какова масса третьего спутника Земли?

(Решение записывается по действиям с пояснением. Конечный результат выражаем в центнерах, а затем в тоннах).

7.              Подведение итога урока.

С какими новыми единицами массы вы познакомились? Когда их применяют?

Назовите соотношение между центнером и килограммом, тонной и килограммом, центнером и тонной. 8.             

Домашнее задание.

Таким образом, система учебных приемов, способствующих формированию словесно-логического мышления учащихся включает в себя следующие: перенос усвоенных приемов с обучающей задачи на новую; поиск новых приемов учебной работы; управление своей учебной деятельностью; приемы обобщения. Данные приемы мы использовали в ходе нашей формирующей работы. В ходе нашей формирующей работы нами были проведены уроки с использованием приемов развивающего обучения, направленных на формирование словесно-логического мышления младших школьников. В процессе проведения уроков мы ориентировались на деятельность самих учащихся, которые активно наблюдали, сравнивали, классифицировали, делали выводы. Путь познания на уроках шел от учеников, для коллективного поиска на уроке использовались разные формы и методы организации учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Применение разноуровневых заданий и нестандартных задач как средство формирования словесно-логического мышления младших школьников

Одним из методов формирования словесно-логического мышления является самостоятельный поиск, который представляет собой метод развивающего обучения, при котором учитель, опираясь на имеющийся у детей багаж знаний, умений и навыков, на их индивидуальные способности, ставит перед ними разноуровневые поисковые задачи.

В ходе формирующего эксперимента нами использовались разноуровневые задания. Разноуровневые задания предполагают овладение учебным материалом на разных уровнях в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей ученика. При этом за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом и практическому его применению.

Задания, предлагаемые младшим школьникам можно разделить на два вида.

1. Обязательные задания. Они способствуют развитию умения правильно применять имеющиеся знания и посильны для выполнения каждому ученику.

2. Дополнительные задания. Они рассчитаны на тех детей, которые справились с обязательными и у них есть возможности для самостоятельной работы.

Задания первого вида предполагают раскрытие какого-то отдельного факта, явления, связанного с опытом детей или отдельным учебным предметом.

Например, чтобы написать сочинение на тему: «Что я знаю о белке?» достаточно изложить определенные знания, то есть выполнить работу на репродуктивном уровне. Подобные сочинения приближаются по методам работы к изложениям, хотя, учитывая полную самостоятельность ученика при отборе фактов, составлении текста, не тождественны ему. В связи с этим, термин «репродуктивный» по отношению к самостоятельному написанию любого сочинения носит условный характер.

Задание 1-го уровня: написать сочинение «Что я знаю о белке?» Перед тем как писать, дети собирали сведения о белке: как она выглядит, где живет, чем питается и т.д. После этого был составлен план совместно с детьми, по которому школьники писали сочинение.

План.

1.  Внешний вид зверька.

2.  Места обитания.

3.   Чем питается белка?

4.  Как выживает зимой?

Итоги этой работы    подводили   сами же дети, они выявили тех ребят, которые больше знают о белках и интереснее о них рассказали. Школьники выбрани два сочинения, которые     полно    отражали жизнь белки и смогли интересно это описать.

Задание 2-го вида.

Иного подхода требует близкая по смыслу тема:  «Смогут ли белки жить в воде?». Здесь нельзя ограничиться воспроизведением знаний о белке. Для ответа на поставленный вопрос ученик раскрывал взаимосвязи живой и неживой природы, обусловленность внешнего вида животного его средой обитания. При работе над этим сочинением, дети собирали сведения о белке и рыбах, сравнивали, анализировали, доказывали, делали выводы, но  так как это сочинение, то им приходилось строить связный текст, находить выразительные средства.

Особое значение для формирования интеллектуальной компетентности имеют такие задания, которые требуют самого высокого уровня обобщения материала и широкого переноса знаний, впечатлений. Работая над сочинениями «Что такое доброта?», «Мир вокруг меня», материал, необходимый для их написания дети собирали из разных источников, так как знания не ограничиваются рамками учебных предметов.

На уроках русского языка, работая над сочинениями, темы были предложены следующим образом:

Высокий уровень.

Дети сами формулировали темы для сочинений.

Средний уровень.

Ребятам предлагалась одна тема – «Путешествие на ковре самолете».

Низкий уровень.

Ученикам давалось несколько тем, для того, чтобы они сами выбрали тему из предложенных.

1. «Самая удивительная история со мной».

2. «Сказочные превращения в стране сна».

3. «Путешествие в галактику Радости».

Исходя из различий между заданиями, можно сделать вывод о необходимости их сочетания.

Нами были составлены разноуровневые задания, которые мы использовали на уроках русского языка. Задания построены таким образом, что без решения первого задания другие два не решаются, то есть, если учащийся не может решить первое задание, то ему может быть оказана помощь, или задаются наводящие вопросы.

1.              В пустые клетки впишите буквы, так чтобы получились слова.

              А                            А                            А             

              А                            А                            А             

              А                            А                            А             

                            А                            А             

                            А                            А             

(барабан, сарафан, караван, банан, сазан)

К              И              К

К              И              К

К              И              К

К              И              К

К              И              К

(кролик, коржик, коврик, козлик, ключик)

 

              А                            А                            А             

              А                            А                            А             

              А                            А                            А             

              А                            А                            А             

              А                            А                            А             

(таракан, барабан, караван, каравай, сарафан)

2.              Что скажите о получившихся словах?

3.              Распределите имена существительные на две группы.

Так же мы предлагали задания, направленные на приобретение новых знаний, расширение общего кругозора школьника. Развивающий эффект обнаруживается в активной любознательности, познавательном интересе ребят, в овладении исследовательским методом мышления.

1.              Мальчик при записи предложения звонкие согласные заменил на глухие, а глухие на звонкие.

              Шил-пыл гролиг очень згромный и фешлифый.

Исправь ошибки. Запиши правильно. Впиши в столбик буквы, которые заменил мальчик.

  ж;   …;   …;   …;  

  ш     …    …    …

 

2.              Допиши 3 – 4 предложения.

Самостоятельный поиск имеет огромное значение, оно состоит в том, что успех самостоятельного поиска – наиболее четкий и бесспорный показатель глубокого усвоения знаний и творческого развития личности.

Следующая ступень работы – это домашнее сочинение «Сказка о весне». После урока чтения на тему «Весна» было дано домашнее задание: написать сказку о весне со словами: жил-был, однажды, как-то раз. Работа была рассчитана на неделю. Хотя, хочется отметить, что многие из детей изменили тему сочинения, выбрав произвольную тематику. Для более слабых ребят предлагалась помощь учителя, то есть любой ученик мог после уроков подойти к учителю и посоветоваться с ним. Учитель и ученик совместно составляли план, при этом помощь учителя должна быть минимальна, после этого ученик проговаривал то, о чем будет писать, если этого требовала ситуация.

Таким образом, при проведении формирующего эксперимента, на уроках использовались различные разноуровневые задания в ходе выполнения которых, учащиеся включались в самостоятельный поиск, при этом учитывался уровень индивидуального развития детей.

     Без логичности мышления, то есть без способности правильно формировать понятия (определять, классифицировать и так далее), суждения, умозаключения о доказательства, знание бесплодно. Возраст 6 – 9 лет очень ответственен в становлении мышления. Математика дает реальные предпосылки для развития словесно-логического мышления. Задача учителя - полнее использовать эти возможности при обучении детей математике. Однако конкретной программы словесно-логических приемов мышления, которые должны быть сформированы при изучении данного предмета, нет. В результате работа над развитием словесно-логического мышления идет без знания их содержания и последовательности формирования. Ученье – процесс двусторонний: работаю дети, работает учитель, он ведет за собой учащихся, руководит их умственной деятельностью, организует и направляет ее.

        Система работы по развитию словесно-логического мышления должна быть направлена на формирование умственных действий детей. Дети учатся выявлять математические закономерности и отношения, выполнять посильные обобщения, учатся делать выводы. Использование на уроках математики опорных схем, таблиц способствует лучшему усвоению материала, побуждает детей активнее мыслить. В результате систематической работы по развитию логического мышления учебная деятельность учеников активизируется, качество их знаний заметно повышается. [22]

     В окружающей нас жизни возникает множество таких жизненных ситуаций, которые связаны с числами и требуют выполнения арифметических действий над ними, - это задачи. Переход от жизненной ситуации к арифметическим действиям определяется в разных задачах различными связями между данными и искомым. Изучение процесса решения задач обнаруживает следующее: во всех случаях от школьников требуется выполнение двух основных умственных операций - анализа и отвлечения (абстрагирования). Учащийся  должен расчленить условие задачи на данные и искомое и произвести выбор арифметического действия, отвлекаясь от сюжетной стороны задачи и как бы переводя на математический язык соотношения между данными и искомым, которые описаны в тексте в житейских терминах. [39]

     Ниже представлены нестандартные задачи, использованные нами в ходе формирующей работы.

1.      У матери два сына. У нее спросили: «Сколько лет твоим сыновьям?» Она ответила: «Сейчас один из них вдвое старше другого, а год назад он был втрое старше». Догадайтесь, сколько лет сыновьям?

2.      На запасных путях стояло два ж/д состава. В первом составе было на 12 вагонов больше, чем во втором. Когда от каждого состава отцепили по 6 вагонов, в первом оказалось в 4 раза больше вагонов, чем во втором. Сколько вагонов было в каждом составе?

3.      У любителя головоломок спросили, сколько ему лет. Он дал такой ответ: «Возьмите трижды мои годы через три года да отнимите трижды мои годы три года назад – у вас получится как раз мои годы». Сколько ему лет.

4.      Вы зашли в темную комнату, где есть свеча, газовая плита, керосиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь?

5.      Можно ли бросить мяч так, чтобы он, пролетев некоторое время, остановился и начал движение в обратном направлении?

6.      Некий человек должен перевезти на лодке волка, козу и капусту. Как ему это сделать, если в лодке мог поместиться только человек, а с ним или коза, или волк, или капуста?

7.      Двое мальчиков играли в шашки 2 часа. Сколько играл каждый из них?

8.      Возле почты растут шесть деревьев: сосна, береза, липа, тополь, ель и клен. Какое из этих деревьев самое высокое и какое самое низкое, если известно, что береза ниже тополя, а липа выше клена, сосна ниже ели, липа ниже березы, сосна выше тополя?

Информация о работе Формирование словесно-логического мышления младших школьников средствами развивающего обучения