Формирование словесно-логического мышления младших школьников средствами развивающего обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:21, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования словесно-логического мышления младших школьников средствами развивающего обучения.
Задачи исследования:
1. Определить психолого-педагогическую сущность формирования словесно-логического мышления.
2. Выявить особенности формирования словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста.
3. Определить критерии диагностики уровня сформированности словесно-логического мышления младших школьников.
4. Проанализировать практический опыт формирования словесно-логического мышления.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования словесно-логического мышления младших школьников
1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования словесно-логического мышления …………………………………………………………..7
1.2. Особенности формирования словесно-логического мышления младших школьников …………………………….…………………………….20
1.3. Критерии диагностики уровня сформированности словесно-логического мышления младших школьников………………..………………28
1.4. Анализ практического опыта формирования словесно-логического мышления младших школьников …………………….32
Выводы по первой главе…………………………………………………39
Глава 2. Психолого-педагогические условия формирования словесно-логического мышления младших средствами развивающего огбучения
2.1. Роль развивающего обучения в формировании словесно-логического мышления младших школьников………………………………………………41
2.2. Использование приемов развивающего обучения на уроках как условие формирования словесно-логического мышления младших школьников………………………………………………………………………47
2.3. Применение разноуровневых заданий и нестандартных задач как средство формирования словесно-логического мышления младших школьников………………………………………………………………………59
Выводы по второй главе ……………………………………………….69
Заключение………………………………………………………………...71
Список литературы………………………………………………………..73
Приложения ………………………………………………………………77

Работа состоит из  1 файл

для сайта.doc

— 485.50 Кб (Скачать документ)

3.       Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение [Текст] / А.В. Брушлинский. – М.: Знание, 1983. – 96с.

4.       Бирюкова, Л.А. Прием классификации при обучении математике [Текст] / Л.А. Бирюкова // Начальная школа. – 2006, № 5. – С. 36-39.

5.       Бельткжова, Г. В. Совершенствование контроля и оценки учебной работы школьника по математике [Текст] / Г. В. Бельткжова // Начальная школа. - №8. -2000. - С. 14-18.

6.       Богданова, Т. Р. Диагностика познавательной сферы ребенка [Текст] / Т. Р. Богданова, Т. В. Корнилова. - М.: Педагогика, 199с.

7.       Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1997. – 496с.

8.       Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан. – М.: Академия, 1999. – 320с.

9.       Возрастная и педагогическая психология [Текст] /Сост. М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик. – М.: Просвещение, 1984. – 256с.

10.  Вротенберг, В.С. Трудности детского мышления. Конкретное и абстрактное в детском мышлении [Текст] / В.С. Вротенберг. – М.: Просвещение, 1982. – 356с.

11.  Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 1999. – 143с.

12.  Гребцова, Н.И. Развитие мышления учащихся [Текст] / Н.И. Гребцова // Начальная школа. – 2004, № 11. – С . 24-26.

13.  Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студентов сред. пед. учебных заведений [Текст] / И.В. Дубровина. – М.: Академия, 1999. – 464с.

14.  Жалдак, Н.Н. Развитие логичности мышления у младших школьников [Текст] / Н.Н. Жалдак  // Начальная школа. – 2009, № 7. – С. 77-82.

15.  Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников [Текст] / А.З. Зак. – М.: Просвещение, 1996. – 318с.

16.  Крыжановская, Л.М. Психология мышления [Текст] / Л.М. Крыжановская. – М., 1996. – 344с.

17.  Коротяев, Б. И. Учение – процесс творческий [Текст] / Б. И. Коротяев. – М., 1998.

18.  Линева, Р.М. Активизация работы учащихся на уроках математики [Текст] / Р.М. Линева // Начальная школа. – 2007, № 4. – С. 36-39.

19.  Мелхорн, Х. Г. Гениями не рождаются: общество и способности человека [Текст] / Х. Г. Мелхорн. – М., 1989.

20.  Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе [Текст] / М.И. Махмутов. – М.: Просвещение, 1977. – 240с.

21.  Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории [Текст] / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1975. – 368с.

22.  Мельник, Н.В. Развитие логического мышления [Текст] / Н.В. Мельник // Начальная школа. – 2008, № 6. – С. 36-38.

23.  Москаленко, В.Н. Развитие логического мышления детей посредством занимательности [Текст] / В.Н. Москаленко // Начальная школа. – 2007. № 9-10. – С. 31-36.

24.  Мухина, В.С. Психология детства и отрочества [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Ин–т практической психологии, 1998. – 488с.

25.  Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 1990. – 301с.

26.  Общая психология. Курс лекций [Текст] / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1995. – 448с.

27.  Охитина, Л. Т. Психологические основы урока [Текст] / Л. Т. Охитина. – М., 1997.

28.  Пасяева, К.З. Дидактический материал по развитию внимания, логического мышления на уроках обучения грамоте [Текст] /К.З. Пасяева // Начальная школа. – 2009, № 9. – С. 7-10.

29.  Пентегова, Г.А. Развитие логического мышления на уроках математики [Текст] / Г.А. Пентегова // Начальная школа. – 2006, № 11. – С. 74-77.

30.  Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология [Текст] / Ж. Пиаже. – М.: Просвещение, 1969. – 659с.

31.  Постникова, Е.А. Приемы логического мышления при проведении наблюдений на уроках природоведения [Текст] / Е.А. Постникова // Начальная школа. – 2007, № 1. – С. 19-23.

32.  Психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся [Текст]. – Новокузнецк: ИПК, 2002. – 168с.

33.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999. – 720с.

34.  Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [Текст] / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1988. – 175с.

35.  Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст] / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 1998. – 288с.

36.  Талызина, Н.Ф. Формирование начальных понятий, развитие логичес-кого мышления учащихся [Текст] / Н.Ф. Талызина // Начальная школа. – 1997, № 1. – С. 72.

37.  Теплов, Б.М. Практическое мышление [Текст] / Б.М. Теплов. – М., 1981. – 308с.

38.  Тимашова, Л.С. Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики [Текст] / Л.С. Тимашова // Начальная школа. – 2009, № 10. – С. 69-73.

39.  Тихомиров, О.К. Психология мышления [Текст] / О.К. Тихомиров. – М.: Издательство Московского университета, 1984. – 272с.

40. Чекалева, Н. В. Развивающее обучение, как необходимая предпосылка   становления творческой личности [Текст] / Н. Ф. Чекалева. – Омск., 1993.

41.Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] /Д.Б. Эльконин – М.: Педагогика, 1989. – 560с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

     Методика  «Исключение лишнего».

Цель: исследование операций обобщения и отвлечения.

Задание: в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и исключить его.

Слова для работы:

1)     холодный, горячий, теплый, кислый, ледяной;

2)     роза, тюльпан, нарцисс, цветок, гладиолус;

3)     справедливость, доброта, искренность, зависть, честность;

4)     треугольник, отрезок, квадрат, круг, прямоугольник;

5)     пословица, поговорка, басня, сказка, былина.

Оценка результатов: за каждый верный ответ 1 балл.

4 – 5 баллов – высокое умение обобщать,

2 – 3 балла – среднее умение обобщать,

0 – 1 балл – низкое умение обобщать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

     Методика «Придумай название каждой паре слов».

Цель: выявление умения обобщать.

Задание предлагается пять пар слов. Надо определить, что между ними общего (фраза должна содержать до трех слов)

Слова для работы:

1)     русский язык – математика;

2)     разность – частное;

3)     землетрясение – смерч;

4)     газ – жидкость;

5)     зависть – трусость.

Оценка результатов: за каждый правильный ответ дается 1 балл.

4 – 5 баллов – высокое умение обобщать,

2 – 3 балла – среднее умение обобщать,

0 – 1 балл – низкое умение обобщать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

     Методика «Выделение существенных признаков».

Цель: исследование дифференциации  существенных признаков предметов и явлений от несущественных.

Задание: перед скобками слово, а в скобках еще пять слов. Найди два из них, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.

Слова для работы:

1)     деление ( класс, делимое, карандаш, делитель, бумага);

2)     озеро (берег, рыба, вода, рыболов, тина);

3)     огород ( забор, земля, растение, собака, лопата);

4)     чтение (глаза, очки, книга, печать, картинка);

5)     игра (шахматы, теннис, игроки, штраф, правила).

Оценка результатов: за каждую правильную пару слов дается 1 балл.

4 – 5 баллов – высокое умение выделять существенные признаки,

2 – 3 балла – среднее умение выделять существенные признаки,

0 – 1 балл – низкое умение выделять существенные признаки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

     Методика «Выделение общих и отличительных черт».

Цель: выявление умения сравнивать.

Задание: сравни понятия ОЗЕРО – РЕКА. На листе общие и отличительные черты выпиши в два столбика.

Оценка результатов: за каждую общую (отличительную) черту  1 балл.

4 – 5 баллов – высокое умение сравнивать,

2 – 3 балла – среднее умение сравнивать,

0 – 1 балл – низкое умение сравнивать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

     Методика «Установление причинно-следственных связей».

Цель: исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Задание: даны три слова. два первых находятся в определенной связи. Третье и одно из четырех приведенных ниже находятся в такой же связи. Найдите и запишите это четвертное слово.

Слова для работы:

1)     песня : композитор = самолет : ?

    а) горючее; б) летчик; в) конструктор; г) аэродром.

2)     школа : обучение = больница : ?

    а) доктор; б) больной; в) лечение; г) учреждение.

3)     ухо : слышать = зубы : ?

    а) видеть; б) лечить; в) жевать; г) рот.

4)     жара : засуха = дожди : ?

    а) паводок; б) наводнение; в) осень; г) лето.

5)     береза : дерево = стихотворение : ?

    а) сказка; б) богатырь; в) поэзия; г) драма.

6)     волк : пасть = птица : ?

    а) воздух; б) клюв; в) соловей; г) яйцо.

7)     библиотека : книга = лес : ?

    а) береза; б) дерево; в) ветка; г) клен.

8)     холодно : горячо = движение : ?

    а) взаимодействие; б) покой; в) травма; г) идти.

9)     молния : свет = жара : ?

    а) солнце; б) трава; в) жажда; г) дождь.

10) слагаемое : сумма = множитель : ?

    а) разность; б) делитель; в) произведение; г) умножение.

Оценка результатов: за каждое правильное слово 1 балл.

7 – 10 баллов – высокая способность устанавливать причинно-следственные связи,

4 – 6 баллов – средняя способность устанавливать причинно-следственные связи,

1 – 3 балла – низкая способность устанавливать причинно-следственные связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Результаты первого констатирующего эксперимента учащихся

контрольного класса

Учащиеся

Критерии

Умение сравнивать

Умение обобщать

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Общий уровень

Петр Б.

высокий

высокий

высокий

высокий

Жанна Д.

средний

средний

низкий

средний

Андрей К.

низкий

низкий

средний

низкий

Кирилл М.

низкий

низкий

средний

низкий

Светлана П.

высокий

высокий

средний

высокий

Дарья С.

средний

средний

низкий

средний

Игорь С.

средний

низкий

высокий

средний

Петр С.

высокий

высокий

высокий

высокий

Ирина Т.

низкий

высокий

высокий

средний

Ольга Т.

средний

средний

низкий

средний

Инна У.

высокий

средний

высокий

высокий

Мария У.

средний

высокий

высокий

высокий

Сергей З.

средний

средний

средний

средний

Анна В.

средний

низкий

средний

средний

Олеся Г.

средний

средний

средний

средний

Ксения М.

средний

высокий

высокий

высокий

Марина Г.

низкий

низкий

средний

низкий

Иван И.

средний

средний

средний

средний

Данила С.

средний

средний

низкий

средний

Мария Я.

средний

средний

средний

средний

Сергей Ш.

средний

средний

средний

средний

Никита Н.

низкий

низкий

средний

низкий

Вера О.

низкий

низкий

средний

низкий

Информация о работе Формирование словесно-логического мышления младших школьников средствами развивающего обучения