Формирование словесно-логического мышления младших школьников средствами развивающего обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:21, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования словесно-логического мышления младших школьников средствами развивающего обучения.
Задачи исследования:
1. Определить психолого-педагогическую сущность формирования словесно-логического мышления.
2. Выявить особенности формирования словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста.
3. Определить критерии диагностики уровня сформированности словесно-логического мышления младших школьников.
4. Проанализировать практический опыт формирования словесно-логического мышления.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования словесно-логического мышления младших школьников
1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования словесно-логического мышления …………………………………………………………..7
1.2. Особенности формирования словесно-логического мышления младших школьников …………………………….…………………………….20
1.3. Критерии диагностики уровня сформированности словесно-логического мышления младших школьников………………..………………28
1.4. Анализ практического опыта формирования словесно-логического мышления младших школьников …………………….32
Выводы по первой главе…………………………………………………39
Глава 2. Психолого-педагогические условия формирования словесно-логического мышления младших средствами развивающего огбучения
2.1. Роль развивающего обучения в формировании словесно-логического мышления младших школьников………………………………………………41
2.2. Использование приемов развивающего обучения на уроках как условие формирования словесно-логического мышления младших школьников………………………………………………………………………47
2.3. Применение разноуровневых заданий и нестандартных задач как средство формирования словесно-логического мышления младших школьников………………………………………………………………………59
Выводы по второй главе ……………………………………………….69
Заключение………………………………………………………………...71
Список литературы………………………………………………………..73
Приложения ………………………………………………………………77

Работа состоит из  1 файл

для сайта.doc

— 485.50 Кб (Скачать документ)

     Е.А. Постникова отмечает, что в силу физиолого-психологических особенностей для детей 6-7 лет обязательны материальный и внешнеречевой компоненты умственной деятельности. Ребята должны обязательно рассмотреть предмет, потрогать, должны с ним поработать руками, проговорить свои действия, найденные ими особенности вслух. В 1 классе (1-4) урок «Осень в природе» учительница проводит в лесу или на пришкольном участке. Дети не только слушают объяснения учителя, но и  поднимают осенние листья, трогают их и определяют, что те стали более хрупкими и вялыми. Дети делятся впечатлениями о красоте желтых и красных листьев. На этом же уроке формируются понятия «овощи» и «фрукты» ребята держат их в руках, определяют и называют форму, размер, цвет, твердость, пробуют на вкус; выделяют существенные и несущественные признаки; сравнивают предметы. Ученики быстро находят различия, и почти совсем не находят сходства. Тогда учительница кладет рядом с двумя предметами, у которых дети не могут найти сходства, третий предмет, отличающийся именно по этому признаку. Наблюдения по подобной схеме проводятся регулярно, первое время под руководством учителя. Усвоение наблюдения, сравнения и анализа на частных примерах обеспечивает ученикам самостоятельную ориентировку в разнообразных ситуациях. [31]

     Учитель начальных классов школы № 466 г. Москвы, Л.В. Хомякова использует в курсе математики  индуктивные рассуждения. Выводы, получаемые индуктивным путем, связаны с наблюдением, анализом, сравнением, с выявлением общих закономерностей и их последующим обобщением. Используя этот метод, учитель как бы ведет учащихся к цели, «наводит» на нее. С методической точки зрения метод неполной индукции имеет целый ряд достоинств: это и развитие логических приемов мышления (анализ и синтез, сравнение, обобщение), и активизация познавательной деятельности учащихся, и радость «открытия», и знакомство с одним из используемых в науке методом. [40]

    Бирюкова Л.А., учитель школы № 10 г. Москвы, в своей практике использует на уроках математики задания на классификацию. Данный логический прием тесно связан с анализом, синтезом, обобщением. Уже дети шестилетнего возраста успешно справляются с таким заданием, в котором предлагается назвать лишний предмет из ряда предметов. Указание на лишний предмет фактически связано с классификацией предметов по определенному признаку. Выполнение таких заданий опирается на опыт ребенка, на имеющиеся у него познания об окружающем мире. Это позволяет уже с первых дней вести работу по формированию приема классификации у учащихся. Детям предлагается разложить предметы на группы по цвету (размеру, форме), затем подсчитать количество групп, количество предметов в каждой группе. [2]

     Применение приема классификации, по мнению Бирюковой Л.А, позволяет значительно расширить имеющиеся в практике приемы работы, способствует формированию положительных мотивов в учебной деятельности, т.к. подобная работа содержит и элемент игры, и элемент поисковой деятельности, что в свою очередь повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы.[2]

     Учитель средней школы № 35 г. Саранска, К.З. Пасяева уже несколько лет работает над проблемой «Игра как активный метод обучения и воспитания младших школьников». Познавательная деятельность является одним из видов воспитывающей деятельности, она требует интеллектуальных усилий, анализа, размышления, в ней развиваются мыслительные способности детей.  [28]

     Очень важным условием является обращение к занимательным формам познавательной деятельности. К.З. Пасяева считает, что учить нужно в игровой форме и параллельно с основной, обучающей задачей развивать логическое мышление учащихся. Учитель кодирует слова на доске, а дети угадывают слово и печатают его на доске перед цифрами, читают. Детям интересно печатать, потом прочитывать то, что они напечатали, затем анализировать слова. С  каждым упражнением задания усложняются. Подобные упражнения развивают логическое мышление учащихся, вызывают повышенный интерес при обучении чтению в период обучения грамоте.

     В настоящее время все активнее идет поиск обновления содержания школьного образования с целью повышения эффективности обучения и формирования логического мышления школьников. Линия на формирование логического мышления школьников достаточно четко прослеживается в учебнике математики: в них увеличено число упражнений, направленных на развитие логического мышления и наблюдательности. Однако данная программа нуждается в дополнительных заданиях развивающего характера, в увеличении заданий логического характера, заданий, требующих применения знаний в новых условиях. Такие задания включает в занятия Н.И. Гребцова, учитель школы № 16 г. Старого Оскола. [12] Эти задания включаются в определенной системе. Одним из направлений в ее работе является развитие логического мышления. Умение мыслить, выполнять умозаключения без наглядной основы, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимое условие успешного усвоения материала. В начальной школе главная цель работы по развитию логического отвлеченного мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые предлагаются им в качестве исходных, чтобы они смогли ограничиться содержанием этих суждений, не привлекая других знаний. Учительница предлагает детям задания такого типа: четыре фигуры круг, треугольник, квадрат и полукруг жили в домиках. Первый дом  был с круглым окном и без трубы, второй- с квадратным окном и с трубой, третий – с круглым окном и трубой, четвертый – с квадратным окном и без трубы. Круг и треугольник жили в домах с трубой, а треугольник и полукруг жили в домах с квадратным окном. В каком доме жила каждая фигура?

     Задания такого вида могут быть с буквами, геометрическими фигурами, цифрами и т.д. После решения заданий с наглядным изображением дети переходят к решению заданий, которые  сопровождаются только рассуждениями. Наряду с этим предлагается самостоятельное составление подобных заданий.[12]

     Во втором классе Н.И. Гребцова рассматривает задания логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников. Для этого детям предлагаются такие задания: отыскивание недостающей фигуры; установление закономерностей и продолжение ряда, состоящего из геометрических фигур; выполнение заданий на классификацию предметов, чисел, выражений. Вводятся нестандартные задачи, которые требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Регулярное использование на уроках математики системы специальных заданий и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет кругозор, способствует математическому развитию, позволяет учащимся более активно использовать математические знания в повседневной жизни.

[12]

     Учитель школы № 40 г. Старого Оскола, В.Н. Москаленко в своей работе исходит из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Она поддерживает интерес разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игры вызывают у детей чувство удовлетворения, удивления, живой интерес к процессу познания и в то же время развивают логическое мышление детей, т.к. учащиеся в процессе игры сравнивают, делают выводы, обобщают и анализируют. В каждый этап урока Валентина Николаевна включает занимательные задания, которые способствуют развитию мышления, сообразительности. [23]

     Р.М. Линева, учитель начальных классов школы № 5 г. Горького [18], считает самостоятельную работу одним из способов активизации мышления. После объяснения нового материала она предлагает детям выполнить самостоятельную работу, а потом коллективно проверить ее. Учительница  обращает внимание на разные способы решения задачи, выбор рационального способа. Во втором классе рассматриваются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников; умение делать заключение из двух суждений, в которых указывается соотношение между первым и вторым объектами, вторым и третьим объектами. Умение делать обобщение формируется на логических заданиях, включающих по два-три изменяющихся признака. [18]

     Учитель школы № 70 г. Кирова, Г.А. Пентегова считает, что математика дает большую возможность для формирования логического мышления учеников. Перестановка карточек сначала практически, а затем мысленно способствует развитию мышления. Постепенно количество карточек и перестановок увеличивается. Задание способствует формированию словесно-логического мышления. Это работа с игровым полем из 9 или 12 клеток, где можно зашифровать тему урока или новый для детей термин. Учительница использует эвристические задачи, в которых учащиеся могут оперировать категориями ВСЕ, НЕКОТОРЫЕ, ОТДЕЛЬНЫЕ и устанавливать отношения между членами множеств. Эти задания распределяются по трем уровням сложности. В результате многократно изменяющихся и усложняющихся упражнений ум ребенка становится острее, а сам он – находчивее и сообразительнее. У детей меняется подход к решению задач, рассуждения становятся последовательными, доказательными, логичными. Повышается интерес к предмету, формируется неординарность мышления, умение анализировать, обобщать, применять знания в нестандартных ситуациях. [29]

     Н.В. Мельник, учитель школы № 10 г. Зимы Иркутской области [22], на уроках математики и во внеклассной работе вводит задания, решение которых связано с умением правильно делать выводы. Она формирует у детей умение выделять в предметах свойства. Учительница предлагает назвать свойства кубика. Маленький, красный, деревянный  - вот те свойства, которые называют дети. Если им показать еще группу предметов: яблоко, вату, стекло, гирьку, то дети называют еще несколько свойств кубика: твердый, непрозрачный, несъедобный, легкий. Н.В. Мельник использует для выделения свойств предмета сравнение. [22]

     Когда дети научились выделять свойства при сравнении предметов, учительница формировала понятия об общих и отличительных признаках предметов. В дальнейшем, работая с логическими приемами мышления, она предлагала детям самим выбирать предметы, в которых они хотят  выделить свойства. Дети называли предметы и все их свойства. После этого ребятам предлагалось назвать как можно больше свойств одного предмета.

     Для разнообразия педагог использовала такие задания:

1.      Учитель называет свойства предмета, а дети должны назвать сам предмет

2.      Выделяются основные свойства предмета, без которых он не может существовать. Дети называют предмет.

Таким образом, на основании анализа опыта педагогов по формированию словесно-логического мышления младших школьников нами было выявлено, что учителя широко применяют такие приемы и методы как: развитие мыслительных операций, использование игровых методов, активизацию самостоятельности детей при решении задач, стимулирование любознательности. Вместе с тем, анализ показал отсутствие определенной системы в работе педагогов, эпизодичность проводимых мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 
 
 
 
 

 

 

 

Выводы по первой главе

На основе анализа психолого-педагогической литературы можно сделать следующие выводы.

     Среди познавательных процессов наиболее сложным является мышление. Мышление - психический процесс, благодаря которому человек отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках и раскрывает разнообразные связи, существующие в них и между ними. Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

Словесно-логическое мышление  - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.     В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления.

В начальной школе происходит развитие всех познавательных процессов, но Д.Б. Эльконин, вслед за Л.С. Выготским, считает, что изменения в восприятии, в памяти являются производными от мышления. Именно мышление становится в центр развития в этот период детства. Учащиеся используют мыслительные действия при решении задач на восприятие, запоминание и воспроизведение. Благодаря переходу мышления на новую, более высокую ступень происходит перестройка всех остальных психических процессов. Переход процесса мышления на новую ступень от наглядно-образного к словесно-логическому и, связанная с этим перестройка всех остальных процессов,  составляют основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте.

Нами были определены критерии сформированности словесно-логического мышления младших школьников: умение обобщать, умение сравнивать, умение устанавливать причинно-следственные связи и охарактеризованы уровни сформированности словесно-логического мышления (высокий, средний, низкий). Результаты первого констатирующего эксперимента показали, что в экспериментальном классе уровень сформированности словесно-логического мышления ниже, чем в контрольном. Преобладает средний и низкий уровень словесно-логического мышления, в контрольном классе преобладает средний уровень словесно-логического мышления. Качественный анализ результатов 1-го констатирующего эксперимента показал, что большинство детей контрольного и экспериментального классов плохо владеют приемами обобщения, затрудняются при выделении общих признаков предметов и явлений, с трудом устанавливают причинно-следственные связи и зависимости, не всегда верно могут отличить существенные и несущественные признаки предметов и явлений.

На основании анализа опыта педагогов по формированию словесно-логического мышления младших школьников нами было выявлено, что учителя широко применяют такие приемы и методы как: развитие мыслительных операций, использование игровых методов, активизацию самостоятельности детей при решении задач, стимулирование любознательности. Вместе с тем, анализ показал отсутствие определенной системы в работе педагогов, эпизодичность проводимых мероприятий.

 

 

 

Информация о работе Формирование словесно-логического мышления младших школьников средствами развивающего обучения