Формирование словесно-логического мышления младших школьников средствами развивающего обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:21, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования словесно-логического мышления младших школьников средствами развивающего обучения.
Задачи исследования:
1. Определить психолого-педагогическую сущность формирования словесно-логического мышления.
2. Выявить особенности формирования словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста.
3. Определить критерии диагностики уровня сформированности словесно-логического мышления младших школьников.
4. Проанализировать практический опыт формирования словесно-логического мышления.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования словесно-логического мышления младших школьников
1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования словесно-логического мышления …………………………………………………………..7
1.2. Особенности формирования словесно-логического мышления младших школьников …………………………….…………………………….20
1.3. Критерии диагностики уровня сформированности словесно-логического мышления младших школьников………………..………………28
1.4. Анализ практического опыта формирования словесно-логического мышления младших школьников …………………….32
Выводы по первой главе…………………………………………………39
Глава 2. Психолого-педагогические условия формирования словесно-логического мышления младших средствами развивающего огбучения
2.1. Роль развивающего обучения в формировании словесно-логического мышления младших школьников………………………………………………41
2.2. Использование приемов развивающего обучения на уроках как условие формирования словесно-логического мышления младших школьников………………………………………………………………………47
2.3. Применение разноуровневых заданий и нестандартных задач как средство формирования словесно-логического мышления младших школьников………………………………………………………………………59
Выводы по второй главе ……………………………………………….69
Заключение………………………………………………………………...71
Список литературы………………………………………………………..73
Приложения ………………………………………………………………77

Работа состоит из  1 файл

для сайта.doc

— 485.50 Кб (Скачать документ)


2

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

 

Выпускная квалификационная работа

студентки 3 курса  ЗФО ПМНО

_____________

(подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк 2012

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3                                                                                                         

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования словесно-логического мышления младших школьников                                      

1.1.                        Психолого-педагогическая сущность формирования словесно-логического мышления …………………………………………………………..7                                                                                                                    

1.2.                 Особенности формирования словесно-логического мышления младших школьников …………………………….…………………………….20                                                                                         

1.3.                 Критерии диагностики уровня сформированности словесно-логического мышления младших школьников………………..………………28                                                                       

1.4.                 Анализ практического опыта формирования                                          словесно-логического мышления младших школьников …………………….32                                                

Выводы по первой главе…………………………………………………39

Глава 2. Психолого-педагогические условия формирования словесно-логического  мышления  младших средствами развивающего огбучения

2.1. Роль развивающего обучения в формировании словесно-логического мышления младших школьников………………………………………………41                      

2.2.   Использование приемов развивающего обучения на уроках как условие формирования словесно-логического мышления младших школьников………………………………………………………………………47                                                                   

2.3. Применение разноуровневых заданий и нестандартных задач как средство формирования словесно-логического мышления младших школьников………………………………………………………………………59                                                                                                                           

Выводы по второй главе  ……………………………………………….69                                                                                 

Заключение………………………………………………………………...71                                                                                               

Список литературы………………………………………………………..73                                                                              

Приложения ………………………………………………………………77

 

 

Введение

В настоящее время особое значение имеет формирование словесно-логического мышления в младшем школьном возрасте. Это связано с тем,  что в начальных классах, особенно на первом году обучения только начинают формироваться способы учебной работы, закладываются приемы решения задач, которыми учащиеся будут пользоваться в дальнейшем.

Формирование словесно-логического мышления  –  важная составная часть педагогического процесса. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних - обычно переходит в разряд неуспевающих.

Возраст 6-9 лет очень ответственен в становлении словесно-логического мышления. Важно создать такие условия, которые обеспечивали бы полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Однако такие условия обеспечиваются в начальной обучении пока не в полной мере, поскольку все еще распространенным приемом в практике преподавания является организация учителем действий учащихся по образцу: излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании и не требующие проявления выдумки и инициативы.

Учебные задания выступают в качестве цели мыслительной деятельности и определяют ее характер. Поэтому преобладание репродуктивных заданий формирует у ребенка установку на восприятие знаний и способов действий, которые он приобрел раньше, привычку действовать по образцу, что составляет репродуктивную основу мыслительного процесса. В этих условиях  у детей недостаточно развиваются такие важные качества мышления как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности.

Проблемой развития словесно-логического мышления занимались многие ученые: Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, П.С. Блонский, М.А. Данилов, Л.В. Занков и др. Применительно к младшему школьному возрасту данной проблемой занимался Ж. Пиаже. Он установил, что мышление ребенка в 6-7 лет характеризуется «централизацией» или восприятием мира вещей и их свойств с единственной возможной для ребенка реально занимаемой им позиции. В исследованиях П.Я. Гальперина и его сотрудников ребенка учили пользоваться специальным орудием для умственных операций – мерой и вспомогательными средствами для оценки величин в специальных заданиях.

     Школа всегда должна давать учащимся не только знания, но и учить думать, формировать у них рациональные приемы познавательной деятельности. Сейчас, когда осуществляется переход на работу по новым программам, решение этой задачи особенно важно. Содержание новых программ создает большие возможности для умственного развития учащихся. В то же время успешное усвоение этого содержания требует сравнительно высокого уровня развития познавательной деятельности детей, прежде всего их словесно-логического мышления.

           В результате исследования нами проблемы формирования словесно-логического мышления младших школьников нами было выявлено следующее противоречие:

-         между большим объемом теории по проблеме и отсутствием практических методик, направленных на формирование словесно-логического мышления;

Данное противоречие обуславливает актуальность проблемы формирования словесно-логического мышления младших школьников.

     Актуальность и значимость проблемы  обусловила выбор темы нашего исследования: «Формирование словесно-логического мышления младших школьников средствами развивающего обучения».

     Цель исследования: выявить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования словесно-логического мышления младших школьников средствами развивающего обучения.

     Объект исследования: процесс формирования словесно-логического мышления младших школьников.

     Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования словесно-логического мышления младших школьников средствами развивающего обучения.

     Гипотеза исследования: формирование словесно-логического мышления будет эффективным, если:

- учитывается роль развивающего обучения в формировании словесно-логического мышления младших школьников;

- используются приемы развивающего обучения в процессе учебной деятельности младших школьников;

- разработаны и применяются разноуровневые задания и нестандартные задачи в процессе обучения.

Задачи исследования:

1.      Определить психолого-педагогическую сущность формирования словесно-логического мышления.

2.      Выявить особенности формирования словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста.

3.      Определить критерии диагностики уровня сформированности словесно-логического мышления младших школьников.

4.      Проанализировать практический опыт формирования словесно-логического мышления.

5.      Выявить и научно обосновать психолого-педагогические  условия формирования словесно-логического мышления младших школьников средствами развивающего обучения.

     Методы исследования:

-  изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы;

- изучение продуктов деятельности учащихся;

-  анкетирование;

- тестирование;

-  психолого-педагогический эксперимент;

- математическая обработка данных и их качественный анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования словесно-логического  мышления младших школьников

1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования словесно-логического мышления

Вопрос об умственных возможностях младшего школьника в разное время решался по-разному. В результате ряда исследований выяснялось, что умственные  возможности ребенка шире, чем предполагалось ранее, и при создании условий, т.е. при специальной методической организации обучения, младший школьник может усваивать абстрактный материал. Особенно это проявляется на уроках  математики, где от действий с конкретными предметами ученик переходит к умственным операциям с числом. [7]

     Мышление – это психический процесс отражения объективной реальности, составляющие высшую ступень человеческого познания. [25] Хотя мышление имеет своим единственным источником ощущения, оно переходит границы непосредственно-чувственного познания и позволяет  человеку получать знания о таких свойствах, процессах, связях и отношениях действительности, которые не могут быть восприняты его органами чувств. Мышление есть функция человеческого мозга и в этом смысле представляет собой естественный процесс. Однако мышление не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности – логического, математического и т.п. действий и операций. Таким образом, мышление человека имеет общественную природу. [3]

     На протяжении почти всего XIX века научно-психологические представления о мышлении развивались под влиянием формальной логики и на основе субъективно-эмпирической ассоциативной  психологии. Психологический анализ мышления  сводился главным образом к выделению отдельных мыслительных процессов: абстракции и обобщения, сравнения и классификации. [16]

    В начале ХХ века появились работы, систематизирующие накопленные прежде многочисленные данные о своеобразии мышления. Одно из направлений, сыгравшее важную роль в понимании происхождения мышления, составили экспериментальные работы, посвященные изучению предыстории  человеческого мышления, его генетических корней в животном мире.

     Большой вклад в теорию онтогенетического развития мышления внесли исследования Л.С. Выготского и психологов его школы, посвященные проблеме формирования мыслительных процессов. Значение этих исследований состоит в том, что развитие мышления рассматривается в них не как происходящее изнутри, спонтанно или на основе накопления ребенком только собственного индивидуального опыта, а как процесс овладения им системой общественно - исторически выработанных знаний, зафиксированных  в значениях слов. [11]

     К числу важнейших общетеоретических проблем мышления относится, прежде всего, проблема соотношения внутренней, мыслительной, и внешней, практической деятельности человека. Практическая деятельность не только служит критерием, позволяющим проверить адекватность результатов теоретической мысли, но и является также первоосновой, из которой вырастают правила и законы, которым подчиняется мышление человека.  [11]

     Приступим к рассмотрению понятийного аппарата исследования.

По определению Е.И. Рогова, мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. [7]

Информация о работе Формирование словесно-логического мышления младших школьников средствами развивающего обучения