Формирование словесно-логического мышления младших школьников средствами развивающего обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:21, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования словесно-логического мышления младших школьников средствами развивающего обучения.
Задачи исследования:
1. Определить психолого-педагогическую сущность формирования словесно-логического мышления.
2. Выявить особенности формирования словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста.
3. Определить критерии диагностики уровня сформированности словесно-логического мышления младших школьников.
4. Проанализировать практический опыт формирования словесно-логического мышления.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования словесно-логического мышления младших школьников
1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования словесно-логического мышления …………………………………………………………..7
1.2. Особенности формирования словесно-логического мышления младших школьников …………………………….…………………………….20
1.3. Критерии диагностики уровня сформированности словесно-логического мышления младших школьников………………..………………28
1.4. Анализ практического опыта формирования словесно-логического мышления младших школьников …………………….32
Выводы по первой главе…………………………………………………39
Глава 2. Психолого-педагогические условия формирования словесно-логического мышления младших средствами развивающего огбучения
2.1. Роль развивающего обучения в формировании словесно-логического мышления младших школьников………………………………………………41
2.2. Использование приемов развивающего обучения на уроках как условие формирования словесно-логического мышления младших школьников………………………………………………………………………47
2.3. Применение разноуровневых заданий и нестандартных задач как средство формирования словесно-логического мышления младших школьников………………………………………………………………………59
Выводы по второй главе ……………………………………………….69
Заключение………………………………………………………………...71
Список литературы………………………………………………………..73
Приложения ………………………………………………………………77

Работа состоит из  1 файл

для сайта.doc

— 485.50 Кб (Скачать документ)

     Итак, дети 6-7 лет успешно усваивают логический прием распознавания объектов, а на его основе и соответствующее понятие о них. Установлено также, что логический прием анализа объектов формируется легче в условиях, исключающих возможность опознавания объекта путем  опоры на чувственный образ. [25]

     Расширение круга задач, доступных  мышлению ребенка, связано с усвоением им все новых и новых знаний. Получение знаний является обязательным условием развития логического мышления детей. Основу развития логического мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных процессов. Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметами и его результат и таким путем решает стоящую перед ним задачу. Это наглядно-образное мышление. Выполнение действий со знаками требует отвлечения от реальных предметов. При этом используются слова и числа как заместители предметов. Мышление, выполняемое при помощи действий со знаками, является отвлеченным. Отвлеченное мышление подчиняется правилам, изучаемым наукой логикой, и называется поэтому логическим мышлением. [8]

     Предпосылки для развития словесно-логического мышления закладываются в конце раннего детства, когда у ребенка начинает формироваться знаковая функция сознания. Для того, чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребенок должен усвоить выработанные человечеством понятия, т.е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах. Имеющиеся у детей представления стихийно не могут превратиться в понятия. Их можно только использовать при формировании понятий. Сами же понятия и основанные на их применении логические формы мышления дети усваивают в ходе приобретения основ научных знаний. [9]

     В начальной школе происходит развитие всех познавательных процессов, но Д.Б. Эльконин, вслед за Л.С. Выготским, считает, что изменения в восприятии, в памяти являются производными от мышления. Именно мышление становится в центр развития в этот период детства. В силу этого развитие восприятия и памяти идет по пути интеллектуализации. Учащиеся используют мыслительные действия при решении задач на восприятие, запоминание и воспроизведение. Благодаря переходу мышления на новую, более высокую ступень происходит перестройка всех остальных психических процессов. Переход процесса мышления на новую ступень и связанная с этим перестройка всех остальных процессов и составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте. [42]

     Рассмотрев особенности формирования словесно-логического мышления в младшем школьном возрасте, перейдем к определению критериев диагностики уровня сформированности словесно-логического мышления младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Критерии, диагностика, уровни сформированности словесно-логического мышления младших школьников

     На основе анализа теоретических основ проблемы формирования словесно-логического мышления и практических методик диагностики, нами были выявлены критерии сформированности словесно-логического мышления.

     Критерий – это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения оценки какого-либо явления. Разработка критериев тех или иных явлений в психологии представляет определенные трудности в силу того, что сам предмет психологии сложен и многообразен в своих проявлениях. В нашем исследовании в качестве критериев  рассматриваются показатели словесно-логического мышления, такие как: умение обобщать, умение сравнивать, умение устанавливать причинно-следственные связи. На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были определены критерии и средства диагностики, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии и средства диагностики словесно-логического мышления

младших школьников

Критерии

Средства диагностики

1. Умение обобщать

Методика «Исключение лишнего». (Прилож. 1).

Методика «Придумай название каждой паре слов» (Приложение 2)

2. Умение сравнивать

Методика «Выделение существенных признаков». (Приложение 3).

Методика «Выделение общих и отличительных черт». (Приложение 4).

3. Умение устанавли-вать причинно-  следственные связи

Методика «Установление причинно-следственных связей». (Приложение 5).

 

     В соответствии с критериями были охарактеризованы уровни сформированности словесно-логического мышления в таблице 2.

Таблица 2

Уровни сформированности словесно-логического мышления младших школьников

                  уровни

критерии

высокий

средний

 

низкий

 

Умение обобщать

- сопоставление предметов;

- выделение об-щих признаков предметов и яв-лений;

Сопоставляет предметы; вычле-няет и формулирует их общие признаки; владеет обобще-нием как от общего к частному, так и от частного к общему.

Владеет одним из приемов обобще-ния (либо от частного к общему, либо от общего к частному); пра-вильно выделяет общие признаки

 

Не владеет приемами обобщения; неправильно выделяет общие признаки предметов.

 

Умение сравни-вать

- выделение существенных и несущественных признаков пред-метов;

- определения сходства и разли-чия предметов и явлений.

Правильно выде-ляет признаки предмета, находит существенные и несущественные признаки; выделяет общее и различия в предметах

 

Выделяет признаки предмета верно, но не находит сущест-венных; вычленяет не все общие и отличи- тельные черты предмета

Не умеет выделять признаки предмета; на-ходит разли-чия, но не находит сходства и наоборот

 

Умение устанав-ливать причинно-следственные связи

- установление закономерностей;

- установление связей и отно-шений между понятиями.

Верно устанав-ливает закономер-ности, логические связи и отношения между понятиями

 

Не всегда устанавливает связи между понятиями верно, в установлении зако-номерностей нуж-дается в помощи учителя.

Не владеет приемами установления связей и отношений между понятиями, не устанав-ливает зако-номерности

 

 

     Нами использовалась методики, представленные в приложении 1,2,3,4,5.

     Цель первого констатирующего эксперимента: определить исходный уровень сформированности словесно-логического мышления учеников контрольного и экспериментального классов.

Нами были получены следующие результаты. Списки классов с уровнем развития словесно-логического мышления по критериям представлены в приложении. Полученные  результаты подвергнуты количественной обработке и приведены в таблице 3.

Таблица 3

Уровень сформированности  словесно-логического мышления младших

школьников контрольного и экспериментального классов

Класс

Уровни

высокий

средний

низкий

абсолют-ное число

процен-ты

абсолют-ное число

процен-ты

абсолют-ное число

процен-ты

Экспериментальный класс

5

27,1

10

43,5

8

34,8

Контрольный

класс

6

26,1

11

47,8

6

26,1

 

Мы видим, что в контрольном классе преобладают школьники со средним уровнем словесно-логического мышления (47,8%), учащиеся с низким уровнем составляют 26,1% и с высоким – 26,1%. В экспериментальном классе больше учащихся с низким уровнем словесно-логического мышления (37,8%), школьников со средним уровнем 43,5%, а с высоким  21,7%.

Более наглядно результаты представлены на рисунке 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Результаты  1-го констатирующего эксперимента в контрольном и экспериментальном классах

На рисунке наглядно видно, что в экспериментальном классе уровень сформированности словесно-логического мышления ниже, чем в контрольном. Преобладает средний и низкий уровень словесно-логического мышления, в контрольном классе преобладает средний уровень словесно-логического мышления. Качественный анализ результатов 1-го констатирующего эксперимента показал, что большинство детей контрольного и экспериментального классов плохо владеют приемами обобщения, затрудняются при выделении общих признаков предметов и явлений, с трудом устанавливают причинно-следственные связи и зависимости, не всегда верно могут отличить существенные и несущественные признаки предметов и явлений.

Результаты, полученные в ходе первого констатирующего эксперимента, подтверждают необходимость проведения формирующей работы.

 

 

 

1.4. Анализ  практического опыта формирования словесно-логического мышления младших школьников

Формирование словесно-логического мышления детей является одной из важнейших задач, которая стоит перед учителями начальных классов. Словесно-логическое мышление формируется с помощью различных методов на всех предметах.

     Так Постникова Е.А., учитель школы № 1 г. Москвы, учит детей использовать словесно-логическое мышление при проведении наблюдений на уроках природоведения. Процесс наблюдения сложный, требует подготовки и учителя (выбор объекта, постановка цели, планирование, руководство и т.д.), и учащихся («вспоминание необходимых знаний и умений, осознание цели, психологическая готовность к работе и пр.) Наблюдение включает ряд последовательно выполняемых операций логического мышления. Важнейшие из них для учеников начальной школы  -  это сравнение, которое позволяет выделить в предмете разнообразные признаки; определение существенного признака предмета;  подведение под понятие. В результате проведения наблюдения, считает учитель, у ребенка формируются простейшие представления или понятия об исследуемом предмете или явлении. [31]

Информация о работе Формирование словесно-логического мышления младших школьников средствами развивающего обучения