Формирование элементарных математических представлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:34, лекция

Описание

Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики — одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.

Работа состоит из  1 файл

ФЭМП.docx

— 86.37 Кб (Скачать документ)

Этот (в 5 минут) интервал дети должны воспринять как величину, производную  от 1 минуты: пять раз будут перевернуты  минутные песочные часы, пять раз обойдет круг стрелка на секундомере. Таким образом, восприятие нового временного интервала произойдет на основе уже имеющихся у детей знаний о длительности 1 и 3 минут.

При знакомстве с интервалом в 5 минут дошкольники учатся измерять время и на песочных часах, и на игрушечных часах-конструкторе с прозрачным корпусом. Эти часы можно пускать и останавливать в нужный момент. 5-минутнык интервал легко увидеть на этих часах как расстояние от цифры до цифры.

Ознакомление с 10-минутным интервалом можно проводить не только на занятия? по математике, но и во время  других занятий, на которых детям  предлагай выполнять то или иное задание в течение 10 минут.

Так, можно предложить ребятам  за 5 минут нарисовать и закрасить  вазу, а затем за 10 минут нарисовать узор. Воспитатель показывает, что  за 10 мин> стрелка часов пройдет  расстояние между двумя цифрами. Пускаются часы, и дет самостоятельно заканчивают работу с окончанием отведенного на нее времени

Обучение детей умению определять время на часах и ознакомление их со строением часов желательно осуществлять на занятии. В качестве раздаточного материала используются макеты часов Воспитатель выясняет, догадываются ли дети, что это макеты часов разъясняет назначение стрелок часов. Можно предложить детям большую стрелку поставить на цифру 12, а маленькую переводить с цифры на цифру и определять, что она показывает.

На следующем занятии  следует пояснить детям, что минутная стрелка, двигаясь по кругу, за 1 час  проходит целый круг. А если круг разделить пополам (показать на макете часов, прикрыв половину циферблата цветным полукругом), получается две  половины круга. Половину круга стрелка  проходит за полчаса. Каждый из четырех  отрезков круга стрелка проходит и четверть часа— 15 минут. Можно пояснить выражения четверть первого, без четверти час, демонстрируя время на макете часов, Дети на макетах часов переводят стрелки на половину часа, четвери часа и называют это время. Воспитатель обращает внимание ребят и на стенные часы, определяет по ним время. Так, достаточно двух занятий, чтобы дать детям необходимые сведения о часах как приборе измерения времени. В дальнейшем следует обращаться к часам по мере необходимости. Для того чтобы дети начали узнавать время не только по заданию воспитателя, но и самостоятельно, надо уточнить их знания о почасовом распорядке жизни в детском саду. Ребята передвигают на часах-макетах стрелки и, устанавливая соответствующее время, рассказывают, что они должны делать. В процессе любого занятия в детском саду есть возможность упражнять детей в умении выполнять работу точно в рамках указанного времени, учить их самих определять продолжительность той или иной деятельности и заранее планировать возможный объем работы на тот или иной отрезок времени в пределах 5—30 минут. В таких условиях дети более организованно работают, меньше отвлекаются, регулируют темп своей деятельности и больше успевают. У них не пропадает время на ожидание отстающих, все стремятся заканчивать работу одновременно, что крайне важно в плане подготовки к школе.

Формирование понимания  отношений временной последовательности

В существующем объективно времени различные события, явления, действия человека следуют одно за другим, поэтому можно вычленить  их временную последовательность и  руководствоваться ею при планировании и организации своей деятельности. Дети должны уметь последовательно  рассматривать то или иное явление, объект, картину, излагать свои мысли, выполнять операции в трудовой, спортивной и любой продуктивной деятельности. Для этого надо уметь вычленять  временную последовательность в  предложенном содержании и уметь  ее воспроизводить или устанавливать  заново. Самостоятельно овладевать этими  умениями дети не могут.

Следовательно, нужны специально разработанные и введенные в  процесс обучения приемы, направленные на вычленение, восстановление и установление временной последовательности, которые  вооружат детей необходимыми способами  действий.

Материал, на котором детей  учат устанавливать временную последовательность, должен быть хорошо знаком им; выделяемые в нем звенья — значимыми и  несущими определенную информацию; эмоциональная  значимость выделенных звеньев должна быть примерно равнозначной. Надо выбирать такие занятия или виды деятельности, которые повторяются так, что  с одним и тем же наглядным  материалом можно провести работу на всех этапах обучения.

Временную последовательность ряда звеньев ребенок сможет усвоить  тогда, когда он будет практически  действовать с предложенными  звеньями. Ребенок сможет одновременно сопоставить наличное состояние  с предшествующим и последующим, когда каждое звено будет восприниматься не само по себе, а в системе. Для  этого необходимо создать модель последовательного ряда, где отдельные  звенья с промежуточными элементами, обозначенные символами, расположены  от начала до конца.

Таким образом, обучение детей  старшего дошкольного возраста установлению временной последовательности осуществляется по следующему плану:

1. Материал объясняется  в той последовательности, которая  необходима.

2. Вычленяется временная последовательность содержания материала.

3. Первоначально сам воспитатель, а по мере обучения дети самостоятельно воспроизводят временную последовательность на модели с помощью символов или самих предметов.

4. Дети сами устанавливают временную последовательность на модели: а) воспитатель ставит первое звено, а дети продолжают; б) дети самостоятельно устанавливают последовательность всех звеньев и рассказывают о ней.

5. Воспитатель раскладывает на модели звенья, нарушая последовательность некоторых из них, а дети восстанавливают эту последовательность.

6. Дети выполняют задания без модели в предложенной последовательности.

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Формирование элементарных математических представлений