Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:34, лекция
Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики — одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.
Отмеченные задачи предматематической подготовки дошкольников имеют место в каждой группе детского сада, но конкретизируются с учетом возраста и индивидуальных особенностей. Для правильной ее постановки и реализации необходимо знание педагогом программы развития элементарных математических представлений не только той группы, с которой он работает; использование средств, методов, форм и способов организации работы, адекватных задачам и уровню развития детей; систематическая работа по реализации задач как на занятиях по формированию математических представлений, так и в повседневной жизни.
Задачи решаются не изолированно,
а комплексно, в тесной
связи друг с другом. Будучи в основном
направленными на мате
матическое развитие детей, они сочетаются
с выполнением задач
нравственного, трудового, физического
и эстетического воспитания,
т. е. всестороннего развития личности
дошкольников. Комплексный
подход к их осуществлению — наиболее
эффективный путь обучения
маленьких детей. Задачи определяют содержание
предматемати
ческой подготовки в детском саду. Содержание
предматематической подготовки дошкольников
в детском саду имеет свои особенности.
Они объясняются спецификой математических
понятий, историческими и педагогическими
традициями в обучении детей дошкольного
возраста, требованиями современной школы
к уровню общего умственного и математического
развития детей.
Математические понятия выражают сложные отношения и формы действительного мира, прежде всего количественные отношения и пространственные формы.
«Чистая математика,— пишет
Ф. Энгельс,— имеет своим объектом
пространственные формы и количественные
отношения действительного
Абстрактность объектов математики,
с одной стороны, и конкретность,
наглядно-действенный и
Психологические и педагогические исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют о больших потенциальных возможностях и резервах развития детского мышления, которые должны эффективно использоваться в воспитании и обучении детей. В процессе наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, как отмечает Н. Н. Поддьяков, ребенок приобретает представления об отдельных предметах и их свойствах, которые объединяются в целостные знания об окружающем мире. Уже в дошкольном возрасте появляется возможность отражения существенных закономерных связей, лежащих в основе той или иной сферы реальности и являющихся одновременно предметом изучения различных наук.
Лекция 3. Содержание обучения ФЭМП в каждой возрастной группе
Содержание обучения отражается
в разделе «Развитие
Наибольшее влияние на математическое развитие детей оказывает овладение специальными видами деятельности. Среди них можно выделить две группы. К первой относятся ведущие по своему характеру математические виды деятельности: счет, измерение, простейшие вычисления, связанные с выполнением арифметических действий. Ко второй — пропедевтические, специально сконструированные в дидактических целях, доматематические виды деятельности: сравнение предметов путем наложения или приложения (А. М. Леушина), уравнивание и комплектование (В. В. Давыдов), сопоставление и уравнивание (Н. И. Непомнящая).
Виды деятельности, относящиеся ко второй группе, опираются на конкретную, предметно-чувственную основу. Поэтому они доступны младшим дошкольникам. Первая группа, хотя и не отрывается от предметной опоры, является более сложной, так как способы действий здесь требуют опосредованного подхода и оценки количественных, пространственных и временных отношений. Виды деятельности, относящиеся к этой группе, становятся доступными в старшем дошкольном возрасте.
Между этими двумя группами существует тесная преемственная связь: более сложные виды деятельности вырастают на базе простых, как бы надстраиваются над ними.
Среди всех видов деятельности традиционным является счет, связанный с возникновением представлений о числах натурального ряда. Еще несколько десятков лет тому назад название самой методики было «Методика обучения счету», а занятия назывались «Занятиями по счету в детском саду».
Определение места и значения счетной деятельности связано с совершенствованием процесса формирования математических представлений и понятий в детском саду и начальной школе. В последнее время критической оценке подверглось развивающее влияние этого вида деятельности, который длительный период был основным и чуть ли не единственным в предматематической подготовке детей.
Умение считать не всегда является показателем математического развития и не гарантирует успешность овладения математикой в школе.
Дети могут механически запоминать последовательность чисел натурального ряда не только до 10, но и даже до 100. Хорошо известно также, что представления о числах у дошкольников не возникают первыми, а базируются на других, исходных представлениях: о множестве (А. М. Леушина), величине (П. %е Гальперин, В. В. Давыдов).
Обучение счету в детском саду является необходимым компонентом в подготовке к школе. Однако счет не может быть единственным содержанием обучения в детском саду и полностью обеспечивать математическое развитие ребенка. В настоящее время повышается удельный вес знаний, создающих прочную базу для сознательного усвоения счета, установлены более тесные связи между различными представлениями, формируемыми у детей.
Преждевременное обучение счетной деятельности неизбежно приводит к тому, что представление о числе и счете приобретает формальный характер. Поэтому обучение счету начинается не сразу. Ему предшествует подготовительная работа: многочисленные и разнообразные упражнения с множествами предметов, в которых дети, применяя приемы приложения и наложения, сравнивают совокупности, устанавливают отношения «больше», «меньше», «равно», не пользуясь при этом числом и счетом. Важно показать независимость числа от пространственно-качественных особенностей предметов. В процессе выполнения упражнений, которые постепенно усложняют на протяжении обучения в дошкольном возрасте, неявно используются основные теоретико-множественные понятия: «множество и его элемент», «подмножество», «взаимно однозначное соответствие», «эквивалентность множеств», «операции над множествами» и др.
Следует шире применять логические игры и упражнения, в том числе на классификацию и сериацию с разнообразными дидактическими средствами, которые способствуют формированию полноценных представлений о числе и общему умственному развитию детей.
Лишь после выполнения
различных практических действий с
множествами ребенок может быть
подготовлен к пониманию смысла
чисел и счета. Все это происходит
в практической деятельности, руководимой
взрослыми и имеющей
Со счетной деятельностью
тесно связана измерительная, основная
цель которой — формирование представлений
о величинах. Большая подготовительная
работа предшествует простейшим измерениям,
которыми дети овладевают в детском
саду. Она включает обучение измерению
размера, объема, массы путем непосредственного
сравнения предметов по данным признакам.
Чувственно-практическая деятельность,
позволяющая определить, какой из нескольких
сравниваемых предметов больше (меньше),
шире (уже), выше (ниже), толще (тоньше), глубже
(мельче), тяжелее (легче) и т. д., является
первоосновой для введения измерения
условными, а затем и общепринятыми мерами.
Измерительная деятельность обладает
достаточно высоким развивающим эффектом.
Она открывает широкие возможности для
формирования целого ряда математических
представлений: углубляются и обобщаются
представления о числе; более гибким становится
навык счета, применяемый в другой ситуации;
развиваются представления о части и
целом, дошкольники знакомятся с простейшими
видами функциональной зависимости и
т. д. ч
Формирование представлений о величине происходит в тесной взаимосвязи с развитием представлений о числе. Число получается и в результате счета, и в результате измерения. Счет и измерение существенно дополняют друг друга, способствуя математическому развитию ребенка.
В старшем дошкольном возрасте
дети начинают овладевать элементами
вычислительной деятельности, усвоение
которой в основном происходит в
школе. Счет составляет основу для овладения
простейшими приемами вычисления, в
процессе которых ребенок оперирует
числами и другими
Формирование пространственно-
Линейно-концентрический принцип, который лежит в основе формирования элементарных математических представлений, предполагает в каждом возрастном этапе повторение на более высоком уровне того, что было освоено на предыдущей ступени, и дальнейшее продвижение вперед. Однако в каждом году обучения выделяется одно главное направление. Во второй младшей группе — формирование представлений о равенстве и неравенстве групп по количеству входящих в них предметов, в средней группе — формирование представлений о числах в пределах 5, в старшей — формирование представлений о числах и отношениях между последовательными числами в пределах 10.
Тема 4. Формирование элементарных математических представлений как необходимого компонента умственного развития детей дошкольного возраста в специальных дошкольных учреждениях
Лекция 1. Занимательный математический материал для решения задач умственного развития
Решение задач умственного развития осуществляется через освоение детьми знаний о количественных, пространственных, временных отношениях, способов действий. Для этого используются разнообразные приемы, в том числе и игровые.
Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих формированию математических представлений детей. Он включает в себя занимательные вопросы, задачи — шутки, игры, головоломки, логические задачи.
Занимательные задачи, головоломки
составлены на основе знания законов
мышления. Догадке как способу
решения головоломки
Советские психологи и педагоги Я. А. Пономарев, В. А: Крутецкий, Б. А. Кордемский, А. Насыров определили влияние задач-смекалок на умственное развитие детей.
Так, Б. А. Кордемский подчеркивал особое значение задач-смекалок в развитии у обучающихся существенных элементов математического мышления: математической инициативы, сообразительности, логичности, гибкости и критичности ума1. Задачи-смекалки интересны своей занимательностью, вызывают желание во что бы то ни стало решить их самостоятельно.
К решению занимательных
задач дети приходят в процессе поисковых
проб. Причем действия детей имеют
разный характер: это практические
пробы, предназначенные для угадывания
решения в результате постоянных
действий. Большинство детей в
зависимости от возраста и уровня
развития мышления решают задачи в
уме, этому сопутствует
Результатом поиска решения, как правило, является догадка, которая представляет собой нахождение пути решения.
Появление догадки свидетельствует о развитии у детей таких качеств умственной деятельности, как смекалка и сообразительность.
Смекалка — это особый вид проявления творчества, нахождение способа решения. Она выражается в результате анализа, сравнений, обобщений, установления связей, аналогий, выводов, умозаключений.
О проявлениях сообразительности свидетельствует умение обдумывать конкретную ситуацию, устанавливать взаимосвязи, на основе которых решающий задачу приходит к выводам, обобщениям. Сообразительность является показателем умения оперировать знаниями.
Информация о работе Формирование элементарных математических представлений