Формирование элементарных математических представлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:34, лекция

Описание

Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики — одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.

Работа состоит из  1 файл

ФЭМП.docx

— 86.37 Кб (Скачать документ)

Могут ли дети оценивать  длительность небольших отрезков времени  в процессе выполнения разнообразной  деятельности?

Опыт показывает, что дошкольники  способны оценивать длительность одной  минуты, но эта оценка зависит от характера деятельности в данный промежуток времени. Положительные  эмоции у детей, возникающие в  процессе интересной деятельности, вызывают желание продлить приятный момент. Поэтому при оценке времени, заполненного событиями интересного и богатого содержания, ребенок допускает переоценку малого времени, которое протекает  незаметно и его длительность кажется меньше. Время, заполненное однообразной, мало интересной деятельностью, кажется ребенку более длительным. Влияние этих субъективных факторов может быть значительно ослаблено в результате развития у детей «чувства времени», точность оценки различных временных интервалов под воздействием специально организованных упражнений совершенствуется.

Итак, имеющиеся у детей  знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это  объясняется тем, что эпизодические  занятия (проводимые с дошкольниками  преимущественно словесными методами), на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых  знаний о времени — о его  текучести и необратимости, о  ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности  сознания, не раскрывают временных  отношений.

Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию  временных единиц и отношений  в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей  точностью отличаются представления  детей о таких промежутках  времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.

Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных  эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.

Возникает вопрос: в какой именно последовательности знакомить детей с этими мерами времени, с какой меры начать?

В повседневном домашнем обиходе  и в детском саду у детей  рано складываются более или менее  определенные представления о реальной продолжительности таких промежутков  времени, как утро, день, вечер, ночь. Следовательно, воспитатель имеет  возможность уточнить и конкретизировать знания детей о частях суток, формировать  навыки распознавания и умения называть эти части суток уже в младшей  группе.

В средней группе необходимо углублять и расширять эти  знания и давать представления о  последовательности частей суток и  о сутках в целом, знакомить с  чередованием трех суток и значением  слов вчера, сегодня, завтра. В старшей и подготовительной к школе группе на основе имеющихся у детей знаний можно знакомить их при помощи календаря с неделей, месяцами, годом. Параллельно надо развивать и само чувство времени, начать знакомить с длительностью таких мер времени, как 1 минута, 3, 5, 10 минут, полчаса и час. Научить пользоваться такими приборами измерения времени, как песочные и обычные часы.

Наряду с этим надо учить  детей самостоятельно вычленять  временную последовательность в  рассматриваемых явлениях, действиях, а также самостоятельно восстанавливать  ее или устанавливать заново.

 

Лекция 2-5. Методика формирования временных представлений в разных возрастных группах дошкольников

 

Ознакомление с частями  суток

Сутки принято делить на четыре части: утро, день, вечер, ночь. Такое  деление, с одной стороны, связано  с объективными изменениями, происходящими  в окружающей среде в связи  с различным положением солнца, освещенностью  земной поверхности, воз душного пространства, появлением и исчезновением луны, звезд, а с другой стороны, со сменой видов деятельности людей в разные части суток, с чередованием труда и отдыха. Продолжительность каждой части суток бывает различной, поэтому их смена' принята условно.


Ознакомление детей с  частями суток согласно «Программе воспитания и обучения в детском  саду» начинается со второй младшей  группы. В этом возрасте надо научить  детей различать и обозначать словами все четыре части суток.

Конкретным определителем  времени для детей является их собственная деятельность. Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток  конкретными, существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее  время.

Какие же виды деятельности рекомендуется использовать в качестве показателей разных частей суток? Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребенка, есть постоянные, имеющие место только один раз в сутки, в определенное время: это приход в детский сад, зарядка, обед, послеобеденный сон и т. п. Есть и вариативные виды деятельности, повторяющиеся несколько раз в течение дня, в разные части суток: игра, умывание, одевание и раздевание, прогулка и т. п. Они также могут быть использованы в качестве показателей частей суток.

Ознакомление с частями  суток следует начать с беседы о личном, конкретном опыте детей. Воспитатель может задать такие  вопросы: «Дети, вы просыпаетесь дома, когда мама скажет, что пора вставать, уже утро! Что вы делаете дома утром? Когда вы приходите в детский  сад? Что вы делаете утром в  детском саду?»

В конце беседы педагог  обобщает: «В детском саду вы каждый день делаете гимнастику, завтракаете. Потом проводится занятие. Все это  происходит утром. Сейчас утро, и мы занимаемся». Такие беседы проводятся на занятиях по математике, при этом особое внимание уделяется упражнению детей в правильном обозначении  словами частей суток. В повседневной жизни важно упражнять детей  в использовании названий частей суток, в соотнесении действий с  определенным временем суток.

Закрепление умений определять части суток следует осуществлять на занятиях, показывая детям картинки с изображением постоянных видов  деятельности, характерных для каждой части суток (можно использовать картинки сказочного содержания), и  обсуждая вопрос: «Когда это бывает?»  На последующих занятиях задание  усложняют, предложив выбрать из нескольких картинок те, на которых  нарисовано, что бывает в какой-либо один из периодов суток (утром, днем, вечером  или ночью).

Для закрепления знаний детей  полезно чтение отрывков из рассказов, стихотворений, в которых описываются  характерные для каждой части  суток практические действия. Можно  использовать и наиболее простые  словесные игры для активизации  словаря за счет названий частей суток. Например, в игре «Назови пропущенное  слово» воспитатель в предложении  пропускает название части суток: «Мы  завтракаем утром, а обедаем...?»

В средней группе надо закрепить  у детей умения называть части  суток, углубить и расширить их представления  об этих отрезках времени, постоянно  обращая внимание на разнообразные  явления, характерные для каждой части суток. Здесь уже можно  показать, что происходит и чем  занимаются утром, днем, вечером и  ночью не только сами дети, но и взрослые. С этой целью можно использовать картинки с более широким содержанием: школьники утром идут в школу, салют на фоне вечернего города, люди выходят вечером из театра и др. Рассматриваются и серии картинок, на которых изображено все, что бывает, например, вечером (дети уходят из детского сада, играют дома, наблюдают вечернюю улицу с балкона, бабушка читает книжку ребенку, лежащему в постели). Полезно предложить самим детям из набора выбрать все картинки, на которых нарисовано то, что бывает днем.

Показ разнообразной деятельности, характерной для каждой из частей суток, может осуществляться и посредством  игр. Это игры-путешествия в утро, день, вечер и ночь. Начать игру можно  словами: «Мы с вами как будто  пойдем на прогулку по улице утром и во время нашего путешествия будем смотреть, кто что делает. Мы вышли из дома и увидели чистые, политые водой мостовые. Кто это рано утром убрал улицы?»

В ходе таких игр дети закрепляют навык в определении  частей суток, свободного включения  в речь их названий.

После того как дети научатся определять части суток по разнообразной  деятельности, их внимание следует  сосредоточить на объективных показателях, символизирующих время (положение  солнца, степень освещенности земли, цвет неба и др.). С этой целью надо организовать на прогулках наблюдения за этими явлениями. Поскольку восход и заход солнца в условиях города увидеть сложно, а серый цвет неба часто сохраняется длительно, можно  использовать карточки с изображением цвета неба и положением солнца в  различные части суток. На первой карточке изображено утро: голубое  небо, внизу видна часть солнечного круга с расходящимися луча-' ми светло-желтого цвета. На второй — день: светлое голубовато-желтое небо, в верхней части ярко-желтый круг солнца. Третья — вечер: серое небо, в нижней части ярко-оранжевый круг солнца без лучей. Четвертая — ночь: черное небо с месяцем и звездами. Все четыре карточки следует показывать детям одновременно и рассматривать, чем они отличаются. Воспитатель задает вопрос: «Когда это бывает?» Затем в играх с детьми показывает картинки с изображением характерной деятельности и выясняет, что общего на них: какой цвет неба, где находится солнце и др. На основе всех этих признаков делает заключение об изображенном времени.

На следующих занятиях к каждой картинке надо прикрепить соответствующий по цвету квадратик: для утра — голубой, для дня  — желтый, для вечера — серый, для ночи — черный. Цветовой символ должен даваться как условный знак, тогда дети легче воспринимают его в качестве носителя определенной информации. Показывая целый ряд картинок со знаками, следует предложить детям быстро отобрать те, на которых нарисовано утро, или день, или вечер, или ночь. Затем проверить правильность отбора, анализируя их содержание.

В дальнейшем детям можно  предлагать только цветные знаки  и по ним закреплять названия времени  суток. Цветные знаки используются и как раздаточный материал: воспитатель  показывает картинки или читает стихи, а дети, определяя, в какую часть  суток это бывает, поднимают соответствующий  знак.

Когда дети отчетливо усвоят названия частей суток: научатся определять по характерной деятельности и объективным  показателям и правильно называть каждую из них, запомнят соответствующие  им цветовые знаки, можно приступить к уточнению знаний о последовательности частей суток.

В упражнениях по закреплению  знаний о последовательности частей суток можно использовать цветные  знаки в качестве раздаточного материала  и предложить детям показывать карточки-знаки, идущие до или после названной  воспитателем части суток. Или разложить  карточки-знаки, начиная с любой  из них, и затем пояснить последовательность частей суток.

В конце года, когда уже  у детей сформированы знания о  частях суток, целесообразно раскрыть значение слова сутки. Не давая количественной характеристики этой меры (24 часа), можно объяснить продолжительность суток, используя части суток. Слово сутки должно выступить как обобщение, т. е. сутки состоят из четырех частей — день, вечер, ночь и утро. Необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, ночь, утро — это части целого — суток, что отсчет последовательности частей суток можно проводить, начиная с любой из них.

Для усвоения понятия «сутки»  можно рекомендовать такие приемы: на доске в ряд прикрепить четыре картинки с изображением частей суток. Выяснить, когда это бывает, сколько  частей суток нарисовано на всех картинках, как можно назвать одним словом все то время, когда пройдет утро, день, вечер и ночь, все четыре части суток. Предложить детям сложить карточки-знаки частей суток и назвать все это время одним словом. Проводятся и игры, закрепляющие знания детей о последовательности частей суток: «Назови соседей» («Назови соседей утра...» и т. п.), «Назови все части суток» («Я назову одну часть суток, а вы — все остальные, которые за ней следуют, чтобы получились сутки. День. Что дальше?» и т. д.).

После усвоения этого материала  можно пояснить и значение слов сегодня, вчера, завтра как сменяемость трех суток. Для этого надо об одном ярком и значимом для детей событии поговорить трижды: сначала сказать о том, что кукольный театр будет завтра, потом, что кукольный театр покажут сегодня, и, наконец, что его показывали вчера.

В процессе этой работы у  детей средней группы начинают складываться элементарные понятия о текучести  и непрерывности времени.

Ознакомление с календарем

Календарное время — это  определенные промежутки времени, продолжительность  которых зафиксирована общественным опытом в общепринятых мерах времени: сутках, неделях, месяцах, годах. Каждая мера времени имеет свою количественную характеристику и служит единицей измерения  для следующего промежутка времени.

У детей старшего дошкольного  возраста при отсутствии систематической  работы по ознакомлению со временем и  способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления  о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев не дает представлений  о длительности, емкости времени, его текучести, необратимости, смене  и периодичности.

Нет сомнения в том, что  необходимо систематически знакомить  детей дошкольного возраста с  календарем. Это облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так  как распорядок жизни в детском  саду строится по определенному плану, связанному с днями недели.

Информация о работе Формирование элементарных математических представлений