Шпаргалка по "Риторике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 09:58, шпаргалка

Описание

Когда возникла конфликтология как относительно самостоятельная теория?
Когда складывается конфликтологическая практика и с какими событиями в психологии это связано?
Дайте определение предмета конфликтологии.
Перечислите методы конфликтологии.
Перечислите основные принципы исследования конфликтов.
Назовите ученых, с именами которых связано становление конфликтологии как относительно самостоятельной дисциплины.
Когда и где впервые были созданы конфликтологические центры ? Когда и где появился первый центр по разрешению конфликтов в России ?
....

Работа состоит из  1 файл

Когда возникла конфликтология как относительно самостоятельная теория.docx

— 356.45 Кб (Скачать документ)

Г. Зиммель в своей книге “Конфликт современной культуры” (1918) и ряде других своих работ исходил из того, что существующее в обществе множество эгоистических групп тем не менее не изолированы друг от друга, а наоборот, тесно связаны между собой тысячами незримых нитей. Именно эти пересечения групповых интересов смягчают конфликты и служат почвой для устойчивости демократических обществ.Тем не менее конфликты неустранимы, они представляют необходимое универсальное свойство социальной жизни, столь же устойчивую ее форму как власть, рынок, общественный договор и др. “Как только жизнь возвысилась над чисто животным состоянием... в ней обнаружился внутренний конфликт, нарастание и разрешение которого есть путь обновления всей культуры.”

Многочисленные последователи  Зиммеля обосновывали мысль, что важнейшая практическая цель социологии — способствовать трансформации конфликтов в сотрудничество. Именно после работ Зиммеля в научный оборот вошел термин “социология конфликта”.

 

№7 Когда и где впервые были созданы конфликтологические центры ? Когда и где появился первый центр по разрешению конфликтов в России ?

Возникновение конфликтологических центров:

- 1986 г.- создание в Австралии  Международного центра разрешения  конфликта. 

-1993 г.- открытие первого  в России Центра разрешения  конфликтов.

-1997 г.- создан Кубок конфликтологов-медиаторов.

Исследования в области  социологии конфликта и особенно в области психологии конфликта способствовали развитию конфликтологической практики. Ее становление происходит в 70-е годы XX в. В 80-е годы возникают конфликтологические центры в США и других странах мира. В 1986г. в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов.

В становлении конфликтологической практики особое место заняли переговорные методики разрешения конфликта (Д. Скотт; Ш. и Г. Боуэр; Г. Келман и др.). Разработка технологий переговоров с участием посредникамедиатора (В. Линкольн, Л. Томпсон, Р. Рубин и др.) привела к созданию в США в 1970–1980х годах учебных заведений по подготовке специалистовмедиаторов. В этот период всемирную известность приобрел Гарвардский метод «принципиальных переговоров» Р. Фишера и У. Юри.

В 1980е годы возникают конфликтологические центры в США и других странах мира. А в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов. В России первый центр по разрешению конфликтов был создан в Санкт-Петербурге в 1993 году.

 

№8 Дайте определение конфликта, приведите классификацию конфликтов.

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение), столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.

Классификация конфликтов в организации

По источникам и причинам возникновения

По коммуникативной направленности

По составу конфликтующих сторон

По функцииональной значимости

Объективные и субъективные: организационные, эмоциональные и социально-трудовые: деловые и личностные.

Горизонтальные, вертикальные, смешанные

Внутреличностные, межличностные, внутрегрупповые, межгрупповые.

Позитивные и негативные: конструктивные и деструктивные: созидательные  и разрушительные

По формам и степени столкновения

По маштабам и продолжительности

По способам урегулирования

Открытые и скрытые: спонтанные, инициативные и справоцированные: неизбежные, вынужденые, лишенные целесообразности.

Общие и локальные: кратковременные  и затяжные: скоротечные и долгосрочные.

Антагонистические и компромиссные: полностью или частично разрешаемые: приводящие к согласию и сотрудничеству.


 

№9 Изобразите графически структуру конфликта, сформулируйте необходимые и достаточные условия возникновения конфликта.

 

Рис. 2.1. Структура конфликта

S1 и S2– стороны конфликта (субъекты конфликта); П – предмет конфликта; ОК1 и ОК2 – образы предмета конфликта (конфликтной ситуации); М1 и М2 – мотивы конфликта; Р и Р2 – позиции конфликтующих сторон.

 

№10 Дайте определения основных структурных элементов конфликта: «стороны конфликта», «предмет конфликта», «образ конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиции конфликтующих сторон».

Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

№11 Дайте определение причин конфликта, приведите их классификацию.

Распределение ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство может решить, как распределить материалы, людей, финансы, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.

Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задач от другого человека или группы.

Различия в целях. Возможность конфликта растет по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения.

Различия в представлениях и  ценностях. Различия в ценностях весьма распространённая причина конфликта. Например, подчинённый может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчинённый может выражать своё мнение только тогда, когда его спрашивают, и беспрекословно выполнять то, что ему говорят.

Различия в манере поведения  и жизненном опыте. Нередко встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность и которые готовы оспаривать каждое слово. Такие личности часто создают вокруг себя атмосферу, чреватую конфликтом.

Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации может быть как причиной, так и следствием конфликта. Например, если руководство не может донести до сведения рабочих, что новая схема оплаты труда, увязанная с производительностью, призвана не "выжимать соки " из рабочих, а увеличить прибыль компании и её положение среди конкурентов, подчинённые могут отреагировать так, что темп работы замедлится. Проблемы могут возникнуть или усугубиться из-за неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчинённых точное описание должностных обязанностей.

 

 

№12 Дайте определения понятий «конфликтная ситуация» и «инцидент».

Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

 

№13 Перечислите типы конфликтных ситуаций.

Социальный конфликт - представляет собой высшую стадию развития противоречия в системе отношений людей, социальных групп, институтов. Среди них выделяются такие конфликты как: межнациональные, национальные, этнические.

Эмоциональные или личностные. Эмоциональные конфликты во многом зависят от структуры потребности человека. Именно потребности определяют взаимоотношения человека с другими людьми. Расхождение их интересов, потребностей является основной причиной личностных конфликтов. С учетом направленности воздействия конфликты могут быть: Внутриличностный конфликт. Участниками такого конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности: потребности, мотивы, чувства (функциональным и дисфункциональным).

Межличностные конфликты. Это один из самых распространенных типов конфликта. Он возникает из - за личной неприязни на основе несовпадений ценностей, норм, установок, как при наличии, так и отсутствии объективных причин конфликта.

По субъективному  признаку можно выделить следующие  типы межличностных конфликтов:

•         конфликт между управляющими и управляемыми в рамках данной организации;

•         конфликт между рядовыми сотрудниками;

•         конфликты на управленческом уровне, т.е. конфликты между менеджерами одного ранга;

Конфликт между личностью  и группой. Это столкновение между частями или всеми членами группы, влияющие на результаты работы группы в целом. Отдельные группы людей определяют нормы поведения присущие только им. Каждый член группы должен их соблюдать и подчиняться, чтобы потом быть принятым неформальной группой. Конфликт возникает тогда, когда ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, а также, позиция, занимаемая отдельной личностью, находится в противоречии с позицией группы. Можно выделить конфликты между группой и личностью - не членом группы, а также внутригрупповые конфликты - между группой и одним из ее членов. Другой распространенный конфликт этого типа - конфликт между группой и руководителем. Здесь следует различать конфликт:

•         между менеджером и подчиненным ему подразделением;

•         подразделением и руководителем другой группы;

•         между менеджерами различных подразделений, если в конфликт вовлекаются члены разных групп;

Межгрупповой конфликт. Представляет собой противостояние или столкновение двух или более групп.

Различают следующие типы такого конфликта:

•         конфликт между высшим и более низким уровнями управления;

•         между линейным и штабным персоналом;

•         между неформальными группами внутри подразделений.

 

  1. №14 Дайте определение конфликтогенов, назовите основные их типы и формы их проявления.

Конфликтогенами принято называть слова, действия (или бездействие), которые приводят к конфликту. Дословный перевод этого слова — “рождающий конфликт”, ибо окончание “ген” в сложном слове означает “рождающийся”.

Полезно выделять конфликтогены поведенческие, отношенческие и коммуникативные, грубые и мягкие, намеренные и случайные.

  • Коммуникативные конфликтогены

Типичные коммуникативные конфликтогены - грубость и оскорбления, обвинения и оправдания, запреты и возражения, категоричность, перебивания...

  • Конфликтогены в отношениях

Конфликтогены в отношениях: это нарушение договоренностей, обещаний и принятых гласных и негласных норм взаимоотношений. Если девушка прижимается во время танца к другу своего любимого - это явная отношенческая провокация. Муж всем лицом показывает, что ему здесь плохо и тошно - он зачем-то ищет конфликта.

  • Поведенческие конфликтогены

Конфликтогенами могут быть не только элементы общения, но и действия, поступки: неаккуратность, необязательность, нарушение правил приличия.

Конфликтогенное поведение выражается в следующих моментах:

1) в проявлении  к человеку или группе открытого  недоверия; 

2) в нежелании  слушать и перебивании собеседника; 

3) в постоянном  принижении значимости его роли;

4) в акцентировании  внимания на различиях между  собой и собеседником не в  его пользу;

5) в отсутствии  желания признавать свои собственные  ошибки и чью-то правоту; 

6) в постоянном  преуменьшении вклада сотрудника  в некое общее дело и возвышение  собственного вклада;

7) в навязывании  своей точки зрения;

8) в проявлении  неискренности в суждениях; 

9) в неожиданно  резком ускорении темпа беседы, и ее быстрое завершение, а  также все то, что обычно воспринимается  окружающими крайне негативно. 

  1. №15 В чем суть закона эскалации конфликтогенов (первая формула конфликтов)?

Конфликтогены – это слова, действия или бездействие, которые могут привести к конфликту.

Ключевым  здесь является определение - могут  привести. То, что конфликтоген не всегда приводит к конфликту, уменьшает нашу бдительность по отношению к нему.

Информация о работе Шпаргалка по "Риторике"