Шпаргалка по "Риторике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:16, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы к зачету по риторике.

Работа состоит из  1 файл

Риторика зачет.doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)

1. Рито́рика (реторика) (др.-греч. ῥητωρική — «ораторское искусство» от ῥήτωρ — «оратор») — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие

Крупнейшие  теоретики: Аристотель, Цицерон, Квинтилиан.

Риторика  включает два основных раздела -- общую риторику и частную риторику. 
Это теория красноречия, изучающая общие закономерности создания коммуникативно адекватного прозаического не художественного текста.

Общая риторика действует на самом высоком уровне обобщения:


она сосредоточена на условиях, закономерностях  и правилах красноречия, которые относятся ко всем сферам общения, всем родам и видам не художественной прозы.

Общая риторика содержит следующие  разделы:

1. риторический  канон;

2. публичное выступление  (оратория);

3. ведение спора;

4. ведение беседы;

5. риторика повседневного  общения;

6. этнориторика.

Частная риторика — это теория красноречия в определённой сфере общения между людьми (судебной, церковной или любой другой) или при определённых условиях общения (например, как теория устного публичного монолога).  
4. Риторика - наука об искусстве красноречия - существует с древнейших времен и занимает важное место в культуре, соединяя богатую историческую традицию и практические рекомендации для всех желающих говорить красиво, точно и убедительно.

Главной особенностью средневековой эпохи является её глубокая и очень сложная взаимосвязь с религией. В средние века церковь была самым крупным феодальным землевладельцем. Она занимала господствующие положения в экономике, политике, идеологии.

6. Неориторика, или новая риторика Это риторика нового времени, начавшая формироваться  со второй половины 20-го века,  когда перед наукой и философией остро встала проблема манипулирования сознанием в средствах массовой коммуникации. Ведь, с помощью слов можно легко управлять поведением людей.

Ее  основатель — профессор Брюссельского  университета Х. Перельман, обозначил  неориторику не иначе, как теория аргументация или логика неформального суждения, в основе которой лежит убеждение.


7. инвенция  - это раздел риторики, изучающий разработку предметной сферы ораторской речи.

На этом этапе  оратор должен определить свою стратегию, сформировать замысел речи, развернуть ее тему через подбор соответствующего материала. Таксо́н (лат. taxon, мн. ч. taxa; от др.-греч. τάξις «порядок, устройство, организация») — группа в классификации, состоящая из дискретных объектов, объединяемых на основании общих свойств ипризнаков.

8. Топос или топ (от греч. Τόπος — общее место) — некоторое ценностное нравственное или понятийное суждение, являющееся точкой опоры для изобретения (создания мыслей и слов); способ развертывания мысли и речи. Итак, для чего нужно учение о топах тем, кто занимается ораторским искусством? Чтобы структурировать свое мышление и знать, как происходит произнесение речи. «Ничего вы не заметили. Вас возмутил мой дневник. Как он попал к вам в руки — я не знаю. На всякого мудреца довольно простоты. Но знайте, господа, что, пока я был между вами, в вашем обществе, я только тогда и был честен, когда писал этот дневник. И всякий честный человек иначе к вам относиться не может. Вы подняли во мне всю желчь. Чем вы обиделись в моем дневнике? Что вы нашли в нем нового для себя? Вы сами то же постоянно говорите друг про друга, только не в глаза. Если б я сам прочел вам, каждому отдельно, то, что про других писано, вы бы мне аплодировали. Если кто имеет право обижаться, сердиться, выходить из себя, беситься, так это я. Не знаю кто, но кто-нибудь из вас, честных людей, украл мой дневник. Вы у меня разбили все: отняли деньги, отняли репутацию. Вы гоните меня и думаете, что это все — тем дело и кончится. Вы думаете, что я вам прощу. Нет, господа,горько вам достанется. Прощайте!»

Островский А. Н. «На всякого мудреца довольно простоты»

9. если нам нужно отыскать наиболее подходящий для этой аудитории топос любого уровня, мы должны апеллировать к благу этих людей, а для этого постараться ответить себе на такие вопросы: 
 
– Что считает полезным, выгодным эта аудитория? (прагматический топос) "Обязательно обратитесь к врачу! Никакие целители не смогут вылечить вашу дочь. Разве вы не знаете, что сейчас под маркой магов и колдунов выступает большое число разных мошенников. Только нашей поликлиникой зафиксировано два случая смерти детей, ставших жертвами целителей-шарлатанов. Не рискуйте здоровьем ребенка! Лечитесь у специалистов!" (Устная речь) 
 
– Что считает интересным, каких убеждений и взглядов придерживается эта аудитория? (интеллектуальный топос) "Слово — необходимое составляющее мастерства учителя. Без умения вести культурный диалог, диспут, общение невозможны педагогика сотрудничества, демократизация школьной жизни. В книге рассказывается не только о том, как педагогу самому овладеть секретами убеждающей речи, ораторским искусством, но и как научить этому детей." (Аннотация) 
 
– Что считает приятным эта аудитория? (эмоциональный топос) "Позвоните нам, и вы узнаете, что такое отдых в Анталье. Пятизвездочные отели, ласковое лазурное море, песчаные пляжи, превосходное обслуживание. Всем этим вы сможете насладиться, если обратитесь к нам!" (Реклама) 
 
– Что считает нравственным эта аудитория? (морально-этический топос) "Я хочу обратить внимание Съезда, впервые с этой трибуны, на тот серьезный факт, который имел место в Сумгаите. Когда после обращения М.С. Горбачева к народам Азербайджана и Армении армянский народ вышел с лозунгами "Ленин. Партия. Горбачев.", в ответ последовала чудовищная, жесточайшая реакция в Сумгаите, которая унесла многие жизни. Такого на территории нашей страны никогда еще не было, разве что в годы вражеского нашествия. В Сумгаите были многочисленные насилия, убийства, выжигания крестов, погромы. И я считаю, что Съезд должен этот вопрос очень серьезно рассмотреть." (Г.С. Игитян) 
 
– Что считает прекрасным эта аудитория? (эстетический топос) "Едва ли кто-нибудь может сказать, что однажды увидев море, он забыл его. Более того, море продолжает звать к себе, оно является в сновидениях, в мечтах и думах. И сколько бы ни прошло лет, каждый из нас, вновь увидев море, потрясен его жизненной силой, игрой волн, неукротимым ритмом движения. Море и небо — вот поистине колдовской калейдоскоп самых фантасмагорических сочетаний колеров, бликов и пятен." (И.В. Долгополов)

10. Диспозиция (в переводе на русский - развертывание) классически определяется как искусство организации сообщения, то есть, говоря современным языком, искусство композиции.

Как раздел риторики диспозиция предполагала материализовать  сообщение посредством организации материала, "добытого" на этапе инвенции, в составе целого. Квинтилиан, например, рассматривал диспозицию как "utilis remm ас partium in locos distributio", то есть как распределение (дистрибуция) релевантных единиц в покосе (речевом единстве).

Этот раздел риторики фактически представлял собой  своего рода "науку развития мысли", давая говорящему возможность ощутить  сообщение как процесс. Говорящий  получал конкретные рекомендации касательно того, как осуществляется композиционное членение речи, в какой последовательности следуют друг за другом части композиции и как они связаны с имеющимся в руках говорящего планом. 
12. Тезисом речи мы называем то, что в риторике принято называть «тезой речи» или «предложением речи». Нам кажется, что термин «тезис» понятнее. Так вот, тезис речи – это главная мысль выступления.

Если это  понятно, то будут понятны и требования к тезису речи:

1. Тезис речи  должен быть ясным.

Какой смысл  в попытках донесения до людей  вашей главной мысли, если она  полна песка и тумана? Тезис должен быть четким, ясным и продуманным.

2. Тезис речи  должен быть легко запоминающимся.

Аудитория должна не просто услышать его, она должна понести его дальше, за свои пределы, к новым слушателям. Потому сделайте тезис удобным для запоминания и последующего воспроизведения.

Речь должна иметь одну главную мысль, и эта  мысль должна остаться в головах  слушателей

3. Тезис речи  должен быть новым.

Нет ничего хуже, когда публика слышит от оратора  то, что она уже знает.

4. Тезис речи  не должен быть тривиальным.

Хотя нет, хуже того, когда публика слышит от оратора  то, что она уже знает, является ситуация, когда публика слышит от оратора то, до чего могла догадаться сама.

5. Тезис речи  должен быть осуществимым.

Ведь тезис  – это ответ на вопрос, решение проблемы. Нет смысла предлагать неосуществимые вещи.

13. Изложение как раздел основной части представляло собой обращение к тому, что "выставлялось на обозрение". В судебной практике, например, изложение соотносилось с собственно "делом" (набором фактов), применительно к которому судья должен был занять определенную позицию.' Таким образом, оратору предстояло показать, что это собственно за проблема, которую он намерен представить и которая ставится перед судьей. 
Первый вопрос, решаемый оратором в этой связи, был вопрос о том, что именно представлять в изложении и в каком количестве подавать факты, От того, как оратор решал этот вопрос, значило для слушателей довольно много: либо им удавалось войти в существо дела (оптимальный вариант), либо предложенных сведений оказывалось недостаточно, либо слушатели оказывались нагруженными массой сведений, которые в целом все-таки не давали целостного представления о проблеме. 
Вот почему изложение представляло собой не что иное, как презентацию заранее отобранных фактов, создающих концепт предмета. Здесь диспозиция отчетливо перекликалась с инвенцией, и потому вновь (теперь уже как бы на новом витке) возникал критерий релевантности, которому презентацию фактов и предлагалось подчинить. 
14. Риторическая аргументация - это высказывания оратора, которые имеют цель подготовить аудиторию к признанию обоснованности, правильности, уместности этих высказываний и принятию его точки зрения.

Риторическую  аргументацию не следует смешивать  с научной (логическим доказательством). Их различие четко осознавалось уже в античной риторике.

Аристотель  говорил, что "доказательство имеется  тогда, когда умозаключение строится из истинных и первых положений (посылок) или из таких, знание о которых  берет свое начало от тех или иных первых и истинных положений". Такое умозаключение называется аналитическим.

1) с помощью  языка и словесно выраженных  доводов;

2) жестом, мимикой,  наглядными образами, молчанием  в определенных случаях;

3) насилием, гипнозом, внушением, подсознательной стимуляцией-, лекарственными средствами, наркотиками и т.д.

Для аргументации характерны следующие признаки:

1) аргументация  всегда выражена в языке и  масс форму произнесенных или  записанных утверждений, теория  аргумента исследует взаимосвязи  утверждений, а не те мысли,  идеи и мотивы, стоящие за ними;

2) аргументация  является целенаправленной деятельностью,  задача которой усилить или  ослабить чьи-то убеждения;

3) аргументация - это социальная деятельность, она  направлена ??на человека или группу  людей, предполагает диалог и  активную реакцию противоположной стороны на приведенные доводы;

  1. аргументация предполагает разумность субъекта, ее воспринимает, его способность рационально взвешивать аргументы, принимать или оспаривать их

 

15.

Убеждение — это процесс последовательно осуществляемых действий, который включает такие элементы, как овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, эмоции, создание интереса и др. Граждане добровольно подчиняются юри-  
дическим актам, если понимают цели и задачи властной дея-  
тельности, одобряют их, сознательно, активно участвуют в их  
осуществлении. Это означает, что с помощью мер убеждения руководство добилось желаемого воздействия на сознание и  
волю людей и у них сформировались необходимое внимание,  
внутренняя убежденность в целесообразности юридических  
предписаний, действий администрации.  
В обеспечении добровольного исполнения большое значе-  
ние имеет воспитание правовой дисциплины, привычки соблю-  
дать закон, подчиняться. Нередко само по себе знание прав и  
обязанностей оказывается достаточным для того, чтобы тот или  
иной гражданин был дисциплинированным, строго и неукосни-  
тельно следовал предписаниям.  
Часть граждан исполняет правовые предписания потому, что  
знает об отрицательных последствиях, которые могут наступить  
для них в случае неподчинения. Угроза принуждения, устраше-  
ние может способствовать воспитанию привычки соблюдать  
команду.  
В демократическом обществе убеждение — главный метод  
воздействия. Во-первых, оно используется систематически,  
можно сказать, круглосуточно и в отношении всех граждан. Во-  
вторых, оно обеспечивает добровольное выполнение норм,  
команд, а в конечном счете воспитывает убежденность, при-  
вычку законопослушания.

 

16.Индуктивная  демонстрация — логический переход от аргументов, несущих информацию об отдельных случаях, к тезису — обобщающему положению. Индуктивная демонстрация, как правило, используется при анализе результатов наблюдения и экспериментальных данных. Аргументы здесь, как правило, — фактические данные. Поэтому индуктивное обоснование имеет высокий уровень убеждения.

17. Индуктивная демонстрация (наравне с дедуктивной) – главный вид речевого доказательства, в основе которого лежит понятие индукции, т.е. формы мышления, посредством которой мысль выводится на какое-либо общее правило, общее положение, присущее всем единичным предметам какого-либо класса. Сократ – первый исследователь индуктивных риторических приёмов мышления. Метод майевтики Сократа – один из приёмов установления истины: с помощью искусно поставленных вопросов и полученных ответов привести собеседника к истинному знанию, что родственно элементарным индуктивным приёмам. Поиск общего в частных случаях путём сравнения этих случаев между собой.  Разделение полной и неполной индукции. Полная индукция: общий вывод извлекается из ряда суждений, сумма которых полностью исчерпывает все случаи данного класса. Неполная индукция – вид индуктивного умозаключения, в результате которого получается какой-либо общий вывод обо всём классе предметов на основании знания лишь некоторых однородных предметов данного класса.

18. Демонстрация по аналогии: 
Analogia - соответствие, сходство. В доказательстве по аналогии обосновывается сходство двух предметов в каком-либо признаке на основании того, что эти предметы имеют ряд других сходных признаков. Оно не является абсолютным, оно гипотетическое, но в определенных случаях бывает крайне убедительным. 
Общим для всех выводов по аналогии является то, что непосредственному исследованию подвергается один предмет, а вывод делается о другом. Поэтому вывод по аналогии в самом общем смысле слова определяется как перенос информации с одного предмета на другой. Аналогия - это вывод от модели к оригиналу. Она имеет определенную познавательную ценность: в процессе такого умозаключения получается вероятное знание, но оно несет в себе нечто новое, помогающее разбираться в окружающей обстановке и предвидеть направление развития данного явления или события.

Дополнительные  виды демонстрации или, так называемая, риторическая аргументация носят вспомогательный характер. К их числу относят: 
Апелляция к человеку: когда вместо обоснования истинности или ложности рассматриваемого тезиса с помощью объективных аргументов все сводится к положительной или отрицательной характеристике личности человека, утверждение которого поддерживается или оспаривается.  
Апелляция к авторитету: когда данная точка зрения разделяема некоторым известным лицом.  
Апелляция к публике: когда ставится задача только воздействовать на чувства публики и тем самым не дать слушателям возможности составить объективное мнение о предмете, подлежащем обсуждению. Этот прием имеет более психологическую, нежели логическую природу. Как правило, апелляция к публике подменяет прямое доказательство "это вам выгодно".  
"Возвратный удар" - также психологическое воздействие, при котором реплика или аргумент обращаются против того, кто их высказал. Этот удар под силу людям с мощным умом, быстрой реакцией и острым языком, чувством юмора, он рассчитан на низвержение авторитета человека, с которым пикируешься, и одновременно, на подъем собственного авторитета.

Информация о работе Шпаргалка по "Риторике"