Шпаргалка по "Риторике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:16, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы к зачету по риторике.

Работа состоит из  1 файл

Риторика зачет.doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)

Убедительность – это  психологическое воздействие на оппонента, направленное на восприятие им той или иной идеи. В рамках спора приведённые понятия относительно независимы.

Возможны следующие комбинации доказательности и убедительности:

- доказательно и убедительно;

- доказательно, но не убедительно;

- не доказательно, но убедительно;

- и не доказательно, и  не убедительно.

Перейдём теперь к стратегии  и тактике спора.

Стратегия и тактика спора. В жизни дискуссия и полемика зачастую сочетаются в рамках одного и того же коммуникативного процесса. Поэтому необходимо иметь представление о стратегии и тактике спора.

Стратегия спора – это  общий план его ведения. По причине  динамичности ситуации, складывающейся в споре, не существует единой и неизменной стратегии спора. Однако наметить для себя основные контуры возможно и полезно. Пропонент, то есть лицо, выдвигающее и отстаивающее некий тезис, должен обеспечить максимально возможную степень обоснованности. Поэтому следует позаботиться о «резерве», разделив аргументы на основные и резервные.

Обычно споры  дифференцируются по цели, по количеству участников или по форме проведения.

 

По  цели различают следующие виды споров:

из-за истины

Спор ради выяснения  истины называют высшей формой спора, самой благородной и прекрасной. Кроме несомненной пользы, такой спор доставляет настоящее наслаждение его участникам. Это и понятно: расширяются знания о предмете спора, укрепляется вера в собственные интеллектуальные возможности.

для убеждения

Задачей спора может быть убеждение оппонента. Здесь возможны два варианта: спорящий искренне убеждает в том, о чем говорит; сам спорящий вовсе не верит в истинность того, что защищает. Такой участник спора предпочитает оппонента слабее себя и выбирает только удобные для себя аргументы.

для победы

Целью спора  бывает победа, причем полемисты не ставят своей задачей приблизиться к истине или убедить противника. Их цель -- убедить оппонента любыми методами. Главный принцип участников такого спора -- "победителей не судят", поэтому спорящие прибегают к эффектным, но недостойным способом воздействия на противника.

ради  спора

Часто встречаются  и спор ради спора. Для таких спорщиков  безразлично, о чем спорить, с  кем спорить. Им важно блеснуть красноречием.


По количеству участников выделяют:

  • спор-монолог -- человек спорит сам с собой
  • спор-диалог -- участвуют два лица
  • спор-полилог -- ведется несколькими лицами

По  форме проведения споры бывают:

устные

Если спор ведется  при слушателях, важную роль играют психологические моменты. Большое значение имеют быстрота реакции, остроумие. Участники пытаются не только переубедить друг друга, сколько произвести впечатление на публику.

письменные

Считается более  приемлемой формой выяснения истины, поэтому представляет особую ценность. Недостатки: проследить за ними сложнее, так как он более продолжителен по времени, зависит от периодичности изданий. Если спор тянется слишком долго, читатели успевают забыть отдельные выводы.




35 Полемические приемы

Для подтверждения  своей точки зрения и опровержения мнения оппонента участники спора  используют различные полемические приемы.

В частности, одним из приемов  является прием бумеранга. В переводе с английского «бумеранг» означает метательное орудие, при искусном броске возвращающееся к тому месту, откуда было пущено. Полемический прием заключается в том, что тезис или аргумент обращается против тех, кто их высказал.

В полемике часто используют и такой прием, как «довод к человеку». Здесь вместо обсуждения по существу того или иного положения начинают оценивать достоинства и недостатки человека, его выдвинувшего. Это оказывает сильное психологическое воздействие.

«Довод к человеку»  целесообразно применять в сочетании  с другими достоверными и обоснованными аргументами. Как самостоятельное доказательство он считается логической ошибкой, состоящей в подмене самого тезиса ссылками на личные качества того, кто его выдвинул.

Разновидностью данного  приема является «апелляция к публике», цель которой – повлиять на чувства слушателей, их мнения, интересы, склонить аудиторию на сторону говорящего.

Полезным может выступить  прием «атаки вопросами». Он состоит в том, что очередное высказывание полемист заканчивает вопросом оппоненту, заставляя его все время отвечать на вопросы. Целью в этом случае становится сделать положение оппонента затруднительным, заставить его защищаться, оправдываться. Это создает наиболее благоприятную почву для выступающего в споре.


Информация о работе Шпаргалка по "Риторике"