Шпаргалка по "Риторике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 09:58, шпаргалка

Описание

Когда возникла конфликтология как относительно самостоятельная теория?
Когда складывается конфликтологическая практика и с какими событиями в психологии это связано?
Дайте определение предмета конфликтологии.
Перечислите методы конфликтологии.
Перечислите основные принципы исследования конфликтов.
Назовите ученых, с именами которых связано становление конфликтологии как относительно самостоятельной дисциплины.
Когда и где впервые были созданы конфликтологические центры ? Когда и где появился первый центр по разрешению конфликтов в России ?
....

Работа состоит из  1 файл

Когда возникла конфликтология как относительно самостоятельная теория.docx

— 356.45 Кб (Скачать документ)

 

№1 Когда возникла конфликтология как относительно самостоятельная теория?

Конфликтология — наука  о закономерностях зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня.

Конфликт — весьма сложное социальное и психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит  от качества исходных методологических и теоретических предпосылок  и используемых методов.

Возникновению  конфликтологии  как самостоятельной теории  и практики  в 50-60  годы  прошлого столетия  предшествовал длительный  период формирования,  накопления  и  развития  конфликтологических идей и взглядов, сначала в рамках философии, а позднее – социологии, психологии, политологии и других наук.  Исследования  в  области  социологии  конфликта  и  особенно  в области психологии  конфликта способствовали развитию конфликтологической практики. Ее становление происходит в 70-е годы XX в. В 80-е годы возникают конфликтологические центры в США и других странах мира. В 1986г. в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов.

До  определенного  времени  практика  обходилась  без  специальных  знаний  о  конфликтах.  Первые попытки проникнуть в глубинные  причины социальных столкновений, теоретически осмыслить, обобщить накопленный  опыт  относятся  к  с. I  тыс.  до  н.э. Впервые предметом научного  познания  стали конфликты между государственной властью и обществом, отдельными социальными группами. Позже в круг интересов науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этнонациональные, а затем межгрупповые и межличностные.  Наконец,  в обществе  возникает потребность в систематическом анализе всех существенно  значимых  конфликтных отношений,  их  взаимосвязи с отношениями гармонии  и согласия. Последнее было  продиктовано  самой природой  современного  общества,  способного  к нормальному функционированию  и развитию,  только  в условиях  целенаправленно  регулируемым  и  сознательно управляемым.

С  учетом  того,  что  конфликтология  прошла  сложный и длительный  путь  становления и развития важно проанализировать эволюцию научных воззрений на конфликт. Историю этого пути можно разбить на несколько периодов: древнейший, средние века, эпоху Возрождения, I пол. XIX в., II пол. XIX в. – н. XX в. и современный период.

 

№2 Когда складывается конфликтологическая практика и с какими событиями в психологии это связано?

Конфликтологическая практика - это разрешение реальных конфликтов и обучение искусству справляться с конфликтами.

Становление конфликтологической практики происходит в 1980-е годы ХХ столетия. В этот пе6риод Горовиц и Бордман создают программу конфликтологического тренинга, направленного на обучение конструктивному поведению в конфликтном взаимодействии. Ч. Освуд разработал методику ПОИР (Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), предназначенную для разрешения международных конфликтов. Сегодня за рубежом теория и практика конфликта растут большими темпами. В 1986 году Австралийская ассоциация содействия ООН основала организацию по разрешению конфликтов – Программу Мира. Задача организации – разрабатывать и внедрять навыки по разрешению конфликта для их эффективного применения в личной жизни, на работе и в международных отношениях. Сегодня западная конфликтология распространяет значительное влияние и на Россию.

  1. Горовиц и Бордман – создали специальную программу психологического тренинга. 2. Ч. Освуд – предложил методику «Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности». 3. Дж. Скотт, Шарон и Гордон Боуэр, Ш. Фэйр и Х. Корнелиус, Д.Дена, Т.Крум – создали переговорные методики разрешения конфликта. 4. Р. Фишер и У.Юри – Гарвардский метод принципиальных переговоров.

Становление конфликтологической практики:

1970 гг. – интенсивная  разработка методик переговоров  с участием посредников – медиаторов.

1980 гг. – появление специалистов  – практиков. 

1990 гг.- введение в Украине  практики медиаторства.

 

№3 Дайте определение предмета конфликтологии.

Конфликтология – отрасль  обществознания и человековедения; область научного знания о природе, причинах, видах и динамики конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения.

Конфликтология – это  система знаний о закономерностях  и механизмах возникновения и  развития конфликтов, а также о  принципах и технологиях управления ими.

Конфликтология представляет собой отдельную область научного знания. У нее свой предмет изучения – социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования.

Как важная отрасль обществознания и человековедения конфликтология возникла, сформировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук.

Практическое приложение конфликтологии вызвано уже тем простым житейским обстоятельством, что, соглашаясь с распространенным утверждением “худой мир лучше доброй ссоры”, люди, тем не менее, не могут избежать дисгармонии, обходиться без конфликтов.

Нередко конфликт оказывается  не только неизбежным, но и приемлемым “выходом” из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом восстановить нарушенное равновесие во взаимоотношениях людей, позволить им прийти к согласию в совместных делах, частных и  общих интересах, нормах поведения.

Конфликтология учит умению распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентации в  том, в каких формах протекают  конфликты и какими путями они  разрешаются, овладению искусством управления ими.

Конфликтология реально  помогает распознавать конфликты, принимать  надлежащие меры для их профилактики и разрешения. Она дает возможность  лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные  решения в конфликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздействия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство.

 

№4 Перечислите методы конфликтологии.

Основными методами, обеспечивающими  наиболее полную базу данных о конфликтном  взаимодействии, его участниках, причинах и результатах являются: 1) структурно - функциональный; 2) процессуально - динамический; 3) метод типологизации; 4) прогностический; 5) разрешительный.

1. Структурно-функциональный  метод способствует выявлению  основных элементов конфликтного  взаимодействия, определению роли  каждого из них. Для структурного  подхода характерно рассмотрение  явления в статике, как находящегося  в состоянии покоя. Преимущество  этого метода в том, что он  помогает найти некоторые устойчивые  составляющие даже в таком  подвижном явлении, как социальный  конфликт. Совокупность таких компонентов,  как объект конфликта, состав  его участников, уровень напряженности  конфликтного взаимодействия и  т.п. и образуют структуру конфликта,  а исполняемая этими элементами  роль или работа и есть их  функция в конфликте. 

2. Важнейший инструмент  процессуального анализа - определение  основных этапов или стадий  развития конфликта. Например, конфликт, начавшийся с митингов протеста, может продолжиться в виде  массовых демонстраций и завершиться  силовыми столкновениями. Динамика  конфликта может выразиться как  в виде его эскалации, так  и в направлении снижения уровня, разрядки напряженности. 

3. Типологизация - еще один эффективный метод социально-психологического анализа. Исходя из философских категорий общего, особенного и единичного, он обеспечивает группировку, классификацию как видов конфликтных личностей, так и форм конфликтного взаимодействия. Типологизация способствует не только описанию различных типов конфликтов, но и более глубокому уяснению их устойчивых, сущностных признаков, проявляющихся в многообразии форм социального противостояния.

4. Прогнозирование отличается  от утопических фантазий тем,  что опирается на результаты  предварительного глубокого анализа.  Причем научное прогнозирование  исходит из признания вероятностного  характера общественного развития  и необходимости в связи с  этим учета ряда возможных  альтернатив в развитии конфликта.  Описывая возможные варианты  развития конфликтного взаимодействия, прогностический подход вместе  с тем описывает оптимальные  пути и средства урегулирования  конфликта. Прогнозы могут быть  подразделены на кратко-, средне- и долгосрочные. Прогнозирование может использовать методики экспертных оценок, математическое моделирование и другие.

5. В рамках этого  метода рассматриваются как основные  стратегии, так и тактики улаживания  конфликтов. К числу таких стратегий  относятся стратегии ухода от  конфликта, его силового подавления, а также наиболее часто используемая  в демократических странах стратегия  компромисса, взаимных уступок. 

 

№5 Перечислите основные принципы исследования конфликтов.

К философским и общенаучным относятся следующие принципы изучения конфликтов.

1. Принцип развития. Данный  принцип требует при изучении  конфликтов выявлять тенденции  в их эволюции и динамике. Под  эволюцией конфликта понимается  одна из основных категорий  анализа конфликта; постепенное,  непрерывное его развитие от простых к более сложным формам.  Оценивая конфликт, важно помнить о том, что он был иным ранее и неизбежно будет изменяться в последующем.

2. Принцип всеобщей связи.  Его гносеологический смысл заключается  в том, что, изучая конфликт, необходимо не ограничиваться  рассмотрением его отдельных  элементов, а стремиться исследовать  максимально большее количество  связей конфликта с другими   явлениями  и между его подструктурами.

3. Принцип диалектического  единства теории, эксперимента и  практики  в процессе научного  познания раскрывает диалектику  движения нашего знания к истине  и определяющую роль практики  в процессе познания.

4. Принцип системного  подхода. Необходимо рассматривать   конфликты как сложно организованные  объекты, состоящие  из иерархически  связанных  подсистем и входящие, в свою очередь, в качестве  подсистем в системы  более  высокого уровня.

5. Принцип конкретно-исторического  подхода показывает необходимость  учета в процессе изучения  конфликтов всех конкретных условий,  в которых они развиваются:  места, времени, конкретной обстановки  в конкретном коллективе.

6. Принцип объективности  требует от конфликтолога минимизировать влияние личных и групповых интересов,  установок,  других субъективных факторов на процесс и результаты исследования конфликтов.

В процессе изучения  конфликтов важно, опираясь на рассмотренные шесть  философских и общенаучных принципов  проведения исследований, учитывать  методологические принципы самой психологии конфликта:

Принцип междисциплинарности ориентирует психолога на максимально широкое использование достижений всех отраслей конфликтологии.

Принцип преемственности  требует максимально полного  знания психологом всего, что сделано  по проблеме конфликта в той науке, которую он представляет.

Принцип эволюционизма  заключается в необходимости  учитывать закономерности эволюции конкретных видов конфликтов при  их исследовании.

Принцип личностного подхода  формулируется как необходимость  выявления и учета личностных особенностей конкретных людей, выступающих  центральным звеном конфликтов всех уровней.

 

№6 Назовите ученых, с именами которых связано становление конфликтологии как относительно самостоятельной дисциплины.

В качестве самостоятельной  дисциплины конфликтология сложилась лишь к середине XX в., выделившись из двух фундаментальных наук: социологии и психологии.

В социологии общая концепция  социального конфликта стала  складываться в конце XIX — начале XX в. в работах немецких ученых Макса Вебера (1864—1920) и Георга Зиммеля (1858 — 1918). Они доказали, что конфликты являются неустранимой частью социальной жизни. Для социологического подхода в отличие от философского, предельно обобщенного, характерно исследование конфликта на основе таких специфических методов, как анкетирование, статистический анализ массовых данных, интервьюирование и др. В результате, в рамках социологического подхода представления о конфликтах стали более детальными, конкретными, “живыми”. Хотя взгляды на природу и роль конфликтов в жизни общества у разных социологов были неодинаковыми, все они тем не менее признавали их важную роль в общественной жизни и необходимость их конкретно-социологического анализа.

По мысли М. Вебера, общество представляет собой совокупность групп, различающихся своим статусом. Поэтому  их интересы расходятся, что и порождает  социальные конфликты. Всякие надежды  на возможность их устранения из жизни  общества иллюзорны. Нужно признать неизбежность существования на этой земле вечной борьбы одних людей  против других.

Однако интересы людей  не только расходятся, но в какой-то мере и совпадают, что создает  основу для баланса сил, достижения социального консенсуса. И хотя конфликты  не могут быть вовсе устранены  из социальной жизни, это не означает, что она характеризуется постоянной нестабильностью.

Информация о работе Шпаргалка по "Риторике"