Шпаргалка по "Риторике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 09:58, шпаргалка

Описание

Когда возникла конфликтология как относительно самостоятельная теория?
Когда складывается конфликтологическая практика и с какими событиями в психологии это связано?
Дайте определение предмета конфликтологии.
Перечислите методы конфликтологии.
Перечислите основные принципы исследования конфликтов.
Назовите ученых, с именами которых связано становление конфликтологии как относительно самостоятельной дисциплины.
Когда и где впервые были созданы конфликтологические центры ? Когда и где появился первый центр по разрешению конфликтов в России ?
....

Работа состоит из  1 файл

Когда возникла конфликтология как относительно самостоятельная теория.docx

— 356.45 Кб (Скачать документ)

Коварство конфликтогенов в том, что мы гораздо чувствительнее к словам других, нежели к тому, что говорим сами.

Эскалация конфликтогенов: на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

Получив в свой адрес конфликтоген, пострадавший хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание ответить обидой на обиду. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает.

Первая формула конфликта

Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт

Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Конфликт - это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Из формулы  видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого.

Разрешить конфликт - это значит:

* устранить конфликтную ситуацию,

* исчерпать инцидент.

 

  1. №16 Сформулируйте правила бесконфликтного взаимодействия, вытекающие из закона эскалации конфликтогенов.

Во многих конфликтах можно обнаружить не одну конфликтную ситуацию или найти  несколько вариантов ее формулировки.

Ключевую роль в разрешении конфликта  играет правильное формулирование конфликтной  ситуации.

Приведем  правила, делающие эту процедуру  наиболее эффективной для разрешения конфликта.

Правило 1. Помните, что конфликтная  ситуация - это то, что надо устранить.

Следовательно, не годятся формулировки типа: "конфликтная  ситуация - в этом человеке", "в  социально-экономической ситуации", "в нехватке автобусов на линии" и т.п., ибо мы не имеем никакого права устранить человека вообще, социально-экономическую обстановку в одиночку ни один из нас не изменит  и числа автобусов на линии  не увеличит.

Правило 2. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта.

Конфликт  же возникает одновременно с инцидентом. Таким образом, конфликтная ситуация предшествует и конфликту и инциденту.

Не случайно в первой формуле конфликта на первом месте стоит КС, затем И и уже потом К.

Правило 3. Формулировка должна подсказывать, что делать.

Например, в последнем случае конфликтные  ситуации показали, что нужно впредь вести себя более воспитанно (не плеваться, в частности); не допускать  падения своего имиджа, авторитета.

Правило 4. Задавайте себе вопросы "почему?" до тех пор, пока не докопаетесь  до первопричины, из которой проистекают  другие.

Если  вспомнить аналогию с сорняком, то это означает: не вырывайте только часть корня, оставшаяся часть все  равно воспроизведет сорняк.

Правило 5. Сформулируйте конфликтную  ситуацию своими словами, по возможности  не повторяя слов из описания конфликта.

Суть  в том, что при рассмотрении конфликта  обычно много говорится о его  видимых сторонах, то есть о самом  конфликте и об инциденте. К пониманию  конфликтной ситуации мы приходим после  некоторых умозаключений и обобщения (объединения) разнородных составляющих. Так и появляются в ее формулировке слова, которых не было в первоначальном описании.

Правило 6. В формулировке обойдитесь минимумом слов.

Когда слов слишком много, мысль не конкретна, появляются побочные нюансы и т.п. Вот  уж как нигде уместен афоризм "краткость - сестра таланта".

Конфликтная ситуация - это диагноз  болезни под названием "конфликт". Только правильный диагноз дает надежду  на исцеление.

 

  1. №17 Сформулируйте правила возникновения и способы разрешения конфликтов по второй формуле.

Вторая формула конфликта

Сумма двух (или более) конфликтных  ситуаций приводит к конфликту.

При этом конфликтные ситуации являются независимыми, не вытекающими одна из другой.

Данная  формула дополняет первую формулу, в соответствии с которой каждая из конфликтных ситуаций своим проявлением  играет роль инцидента для другой. Разрешить конфликт по этой формуле - значит устранить каждую из конфликтных ситуаций.

 

  1. №18 Сформулируйте правила возникновения и способы разрешения конфликтов по третьей формуле.

Третья  формула отражает зависимость конфликта (КФ) от нескольких конфликтных ситуаций (КС). Ее можно выразить следующим  образом:

КС, + КС2 + ... + КСп = КФ, при этом п > 2 Словами эту формулу можно выразить так:

Сумма двух или более конфликтных ситуаций приводит к конфликту.

Разрешение  таких конфликтов сводится к устранению всех конфликтных ситуаций.

  1. №19-22 Что такое трансакция? Основные виды трансакций и их поведенческие характеристики.

Перечислите поведенческие характеристики «Родителя».

Перечислите поведенческие характеристики «Взрослого».

Перечислите поведенческие характеристики «Ребенка».

 

Теория  трансактного анализа может быть с успехом применена в практике прогнозирования конфликтов и их предупреждения в межличностном взаимодействии (МЛВ).

Понятие «трансактный анализ» означает анализ взаимодействий. Центральной категорией этой теории является «трансакция».

Трансакция - это единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием их позиции.

Э. Берн заметил, что мы в различных ситуациях  занимаем различные позиции по отношению  друг к другу, что находит свое отражение во взаимодействии (трансакциях). Основными позициями при этом являются три, которые условно были названы Э. Берном: Родитель, Взрослый и Ребенок (Дитя).

С помощью структур, анализа  выделяет три осн. Эго-состояния.

  1. "Родитель" – состояние, копируемое с подлинных родителей или иных авторитетных в детстве личностей. Кроме модели роли родителя, оно содержит много др. стереотипов и автоматизированных форм поведения, отражая традиции, ценности, нормы и правила. "Родитель" олицетворяет функции контроля над соблюдением норм и предписаний (которые человек заимствует, часто некритически, на протяжении жизни), а также покровительства и заботы. В сущности – это актуализация моральной сферы личности.
  2. "Ребенок" – часть личн., сохранившаяся от подлинного детства, содержащая аффективные комплексы, связанные с ранними детскими впечатлениями и переживаниями. Это состояние может быть в двух формах: как естественный "Ребенок", являющийся источником интуиции, творчества , спонтанных побуждений и радости; как приспособившийся зависимый "Ребенок", который меняет поведение под влиянием "Родителя" (может быть послушным или, наоборот, капризным). В сущности – это актуализация эмотивной сферы личности.
  3. "Взрослый" – состояние, в котором осуществляется переработка информации и вероятностная ее оценка для эффективного взаимодействия с окружающим миром; демонстрируются трезвость, независимость и компетентность. "Взрослый" контролирует действия "Родителя" и "Ребенка", являясь посредником между ними. В сущности, это – актуализация рацион, сферы личности.

 

№23 Приведите определение понятия «управление конфликтом».

Управление конфликтом — это целенаправленное обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

№24 Объясните понятия: «прогнозирование конфликта» и «предупреждение конфликта».

Прогнозирование конфликта – это один из важнейших видов деятельности субъекта управления, оно направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии.

Основными источниками прогнозирования  конфликтов является изучение объективных  и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а также  их индивидуально-психологических  особенностей. В коллективе, например, такими условиями и факторами  могут быть: стиль управления; уровень  социальной напряженности; социально-психологический климат; лидерство и микрогруппы и другие социально-психологические явления.Особое место в прогнозировании конфликтов занимает постоянный анализ как общих, так и частных причин конфликтов.

Предупреждение  конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение возникновения конфликта. Предупреждение конфликтов основывается на их прогнозировании. В этом случае на основе полученной информации о причинах зреющего нежелательного конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации действия всего комплекса детерминирующих его факторов. Это так называемая вынужденная форма предупреждения конфликта.

Основными путями предупреждения конфликтов в организациях могут быть:

• постоянная забота об удовлетворении нужд и запросов сотрудников;

• подбор и расстановка сотрудников с учетом их индивидуально-психологических особенностей;

• соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях, затрагивающих интересы коллектива и личности;

• воспитание сотрудников, формирование у них высокой психолого-педагогической культуры общения и др.

№25-26 Что следует понимать под регулированием конфликта?

Перечислите этапы и важнейшие  технологии регулирования конфликта.

Регулирование конфликта– это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения. Регулирование как сложный процесс предполагает ряд этапов, которые важно учитывать в управленческой деятельности.

I этап. Признание реальности конфликта  конфликтующими сторонами.

II этап. Легитимизация конфликта, то есть достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия.

III этап. Институциализация конфликта, то есть создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия.

Кроме того, в  процессе регулирования конфликтов важно учитывать некоторые технологии, которые представлены в таблице.

Технологии  регулирования конфликта

 

№27 Что следует понимать под разрешением конфликта? Предпосылки разрешения конфликта.

Разрешение конфликта– это вид деятельности субъекта управления, связанный с завершением конфликта. Разрешение – это заключительный этап управления конфликтом.

Разрешение конфликта может  быть полным и неполным. Полное разрешение конфликта достигается при устранении причин, предмета конфликта и конфликтных ситуаций. Неполное разрешение конфликта происходит тогда, когда устраняются не все причины или конфликтные ситуации. В таком случае неполное разрешение конфликта может быть этапом на пути к его полному разрешению.

В реальной практике по управлению конфликтами  важно учитывать предпосылки, формы  и способы их разрешения.

Предпосылки разрешения конфликта:

• достаточная зрелость конфликта;

• потребность субъектов конфликта в его разрешении;

• наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта.

Формы разрешения:

• уничтожение или полное подчинение одной из сторон (уступка);

• согласование интересов и позиций конфликтующих сторон на новой основе (компромисс, консенсус);

• взаимное примирение конфликтующих сторон (уход);

• перевод борьбы в русло сотрудничества по совместному преодолению противоречий (сотрудничество).

Способы разрешения:

• административный (увольнение, перевод на другую работу, решение суда и т. п.);

• педагогический (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.).

 

№28 Перечислите принципы управления конфликтами.

Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления конфликтами

Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления конфликтами зависит от многих факторов – содержания самого конфликта, условий его возникновения и развития и многих других.

Поэтому универсальный алгоритм деятельности руководителя по управлению конфликтами  предложить невозможно. Но какие-то основные, целесообразные шаги в таком алгоритме  можно выделить. Их мы представим в  табл. 4.3.

В процессе управленческой деятельности по разрешению конфликтов и в выборе алгоритма такой деятельности для  руководителя важно учитывать следующие принципы управления конфликтами:

Информация о работе Шпаргалка по "Риторике"