Шпаргалка по "Риторике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 09:58, шпаргалка

Описание

Когда возникла конфликтология как относительно самостоятельная теория?
Когда складывается конфликтологическая практика и с какими событиями в психологии это связано?
Дайте определение предмета конфликтологии.
Перечислите методы конфликтологии.
Перечислите основные принципы исследования конфликтов.
Назовите ученых, с именами которых связано становление конфликтологии как относительно самостоятельной дисциплины.
Когда и где впервые были созданы конфликтологические центры ? Когда и где появился первый центр по разрешению конфликтов в России ?
....

Работа состоит из  1 файл

Когда возникла конфликтология как относительно самостоятельная теория.docx

— 356.45 Кб (Скачать документ)

2. Определяющим условием  предупреждения  конфликтных ситуаций является  здоровый нравственно-психологический климат в коллективе.  Для него характерны уважение достоинства личности, самокритичность, доброжелательность, плановая ритмичность труда, высокий авторитет руководителя.

 3. Невозможно переоценить значимость личного примера  руководителя фирмы, начальника отдела.

4. Стечение обстоятельств, досадные ошибки, недоразумения - естественные слагаемые жизни коллектива. Они чаще всего воздействуют на руководителя и сотрудников “внезапно”, неожиданно и побуждают к незапланированной перегруппировке сил. В таких ситуациях всегда есть повод для резкости, безусловного требования, да и неудовлетворенности. Сохранять в этих условиях эмоциональную стабильность, профессиональную компетентность и уважение достоинства личности каждого сотрудника, партнера, клиента - значит избежать многих конфликтных ситуаций и сохранить нацеленность коллектива фирмы, отдела на решение основных задач деятельности.

5. Наиболее эффективным средством следует признать устранение из делового общения суждений и оценок, ущемляющих честь и достоинство собеседника. 

6. Другим наиболее эффективным средством предупреждения конфликтных ситуаций является недопущение при деловом общении спора, так как во время спора человеку редко удается сохранить самообладание и достоинство.

7. Хорошим средством предупреждения конфликтов служит умение слушать собеседника,  поскольку оно является критерием коммуникабельности.

Существует  активное  и пассивное выслушивание. Пассивное выслушивание характеризуется невмешательством в разговор (за исключением лишь таких фраз, как “Это очень интересно”, “Я вас понимаю” и т.п.). Пассивное выслушивание как предупредительная антиконфликтная мера особенно эффективно в тех случаях, когда собеседник начинает активно проявлять свои чувства и стремится высказать свою точку зрения, поскольку до этого он не имел такой возможности.

К активному выслушиванию психологи относят: уточнение слов говорящего собеседника: (“Что из этого следует?”, “Что вы хотите этим сказать?”, “Тогда объясните это более подробно”), перефразирование (“Вы думаете, что...”, “Как я понял вас, из этого вы хотите сказать, что...”), резюмирование (“Итак...”, “если подвести итог из сказанного вами, то...”, “Насколько я понял, ваша основная идея заключается в том, что...”).

8. Существенно снижает вероятность возникновения конфликтной ситуации уважительная манера разговора.  Никогда не следует упускать из виду тот факт, что “добавление” учтивости не снижает определенности просьбы, но во многом препятствует проявлению у собеседников внутреннего сопротивления, способствует снятию отрицательных эмоций.

 

№65 Раскройте основное содержание управленческой деятельности по регулированию и разрешению межличностных конфликтов.

Этапы и способы разрешения конфликтных  ситуаций

1. Установить  действительных участников конфликтной  ситуации.

2. Изучить,  насколько это возможно, мотивы, цели, способности, особенности характера,  профессиональную компетентность  всех участников конфликта.

3. Изучить  существовавшие ранее до конфликтной  ситуации межличностные отношения участников конфликта.

4. Определить  истинную причину возникновения  конфликта.

5. Изучить  намерения, представления конфликующих сторон о способах разрешения конфликта.

6. Выявить  отношение к конфликту лиц,  не участвующих в конфликтной  ситуации, но заинтересованных в  его позитивном разрешении.

7. Определить  и применить способы разрешения  конфликтной ситуации, которые: а)  были бы адекватны характеру  причин; б) учитывали бы особенности  лиц, вовлеченных в конфликт; в)  носили бы конструктивный характер; г) соответствовали бы целям  улучшения межличностных отношений  и развитию коллектива.

Известны  пять основных межличностных стилей разрешения конфликтов. Рассмотрим их.

1. Уклонение. Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта.

2. Сглаживание. Этот стиль характеризуется поведением которое диктуется убеждением, что не стоит сердиться, потому что «мы все одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку».

3. Принуждение. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой.

4. Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени.

5. Решение проблемы. Данный стиль признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон.

№66 Назовите типы межличностных конфликтов в зависимости от взаимной направленности субъектов в личностных отношениях.

Первый тип межличностных конфликтов назван "конфликтом безысходности” по той причине, что из него для вовлеченных индивидов нет удовлетворительного выхода. На самом деле их взаимоотношения являются непримиримыми или отрицательными: оба участника конфликта относятся друг к другу непримиримо отрицательно. Данный тип конфликта можно разрешить одним лишь способом: полным разрывом своих отношений.

Второй тип межличностных конфликтов можно назвать "конфликтом несовместимости”.  Их взаимоотношения являются противоположными или несовместимыми: один из членов пары относится к другому отрицательно, а второй - положительно.

Третий тип межличностных  конфликтов представляет собой "конфликт неопределенности”, поскольку при положительном или отрицательном отношении одного из партнеров к другому он с его стороны не встречает к себе определенного отношения: ни положительного, ни отрицательного.

Четвертый тип межличностных конфликтов можно назвать "конфликтом влечения-боязни”. Он характеризуется тем, что один и тот же человек вызывает к себе одновременно и положительное, и отрицательное отношение. Всякое движение, направленное на сближение с ним, довольно скоро останавливается, так как сближение вызывает усиливающееся стремление уйти, разорвать с данным человеком взаимоотношения. Здесь один человек, испытывающий противоречивое  чувство к другому, одновременно и стремится к нему, и боится его. В результате останавливается на полпути к партнеру, сохраняя определенную психологическую дистанцию, уравновешивающую противоположно направленные силы стремления и избегания.

№67-71 Назовите основные типы групповых конфликтов.

Перечислите особенности конфликта «личность - группа».

 Перечислите  варианты конфликтов «личность  - группа».

Назовите  формы проявления конфликтов между  личностью и группой.

Назовите  основные причины конфликта между  руководителем и возглавляемым  им коллективом.

Групповой конфликт – противоборство, в котором  хотя бы одна сторона представлена малой социальной группой.

В зависимости  от участников выделяют два типа групповых  конфликтов «личность-группа» и  «группа-группа».

Конфликты между личностью и группой  возникают в среде групповых  взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые необходимо учитывать при столкновении с  такого рода конфликтом.

Первая  особенность связана со структурой конфликта. Субъектом в нем с  одной стороны выступает личность, а с другой – группа. Стало  быть, конфликтное взаимодействие протекает  на основе столкновения личностных и  групповых мотивов.  Группа (или толпа) обладает дополнительной мощностью и немобильностью. Поэтому в таком конфликте субъекты, включенные в группа, проявляют большую жестокость, чем обыкновенно могут себе позволить.

Вторая  особенность отражает специфику  причин конфликта. Такие причины  связаны непосредственно с положением индивида в группе, которое характеризуется  расхождением в таких понятиях:

Позиция – официальное, определяемое должностью положение

Статус  – реальное положение личности в  системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и  низким (относительно положения)

Внутренняя  установка – субъективное восприятие личностью своего статуса

Роль  – нормативно заданный или коллективно  одобряемый образец поведения личности

Групповые нормы – общие правила поведения, которых придерживаются все члены  группы.

Причины конфликта между личностью и  группой всегда связаны: 1) с нарушением ролевых ожиданий; 2) с неадекватностью  внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с  группой наблюдается при завышении  у нее внутренней установки; в) с  нарушением групповых норм.

Третья  особенность отражается в форме  проявления конфликта. Это применение групповых санкций, ограничение  или прекращение неформального  общения, эйфория.

Классификация конфликтов «личность-группа» выглядит так:

Вариант конфликта

Возможные причины

Руководитель-коллектив

Новый руководитель, назначенный со стороны

Стиль управления

Низкая компетентность руководителя

Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров

Рядовой член коллектива - коллектив

Конфликтная личность

Нарушение групповых норм

Неадекватность внутренней установки статусу

Лидер – группа

Низкая профессиональная подготовка

Применение компромата против лидера

Превышение полномочий лидерства

Изменение группового сознания


Конфликты типа «группа-группа» называют еще  межгрупповыми.

№72 Что лежит в основе межгруппового конфликта?

Межгрупповым принято называть взаимодействие как между собственно группами людей, так и между отдельными представителями этих групп, а также  любые ситуации, в которых участники  общения взаимодействуют в межгрупповом измерении, воспринимая друг друга  и себя как членов разных групп.

Можно выделить несколько основных причин возникновения конфликтов.

  • Необходимость распределять ограниченные ресурсы организации.
  • Неудовлетворение потребностей членов группы.
  • Зависимость членов группы друг от друга (или зависимость всех от одного человека) в выполнение задач.
  • Взаимозависимость задач при неравных возможностях.
  • Неудовлетворительные коммуникации.
  • Различия в психологических особенностях.
  • Недостатки организации управления.
  • Нечетко обозначенные права и обязанности.
  • Неритмичность и стабильность труда.
  • Неправильная оценка труда персонала.

№73 Объясните понятие «групповая атрибуция».

Атрибуция - приписывание воспринимаемому и  оцениваемому социальному объекту  характеристик, свойств, качеств, которые  в отчетливом непосредственно воспринимаемом плане не представлены в актуальной ситуации

Групповая атрибуция. В этом случае позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняются  внутренними причинами и, соответственно, негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой  объясняется внешними обстоятельствами.

№74 Перечислите варианты межгрупповых конфликтов.

К межгрупповым конфликтам относятся трудовой конфликт, межэтнический конфликт и внутриполитический конфликт.

Причины трудового конфликта:

-   неудовлетворительные условия труда

-  система распределения ресурсов

-   выполнение договоренностей

 

Формы:

-  забастовка

-   демонстрация

-   обращение к общ-ти через СМИ

-   пикеты и т.д.

Условия межэтнических  конфликтов:

      • заниженный или завышенный уровень национального самосознания
      • наличие в обществе «критической массы» проблем, оказывающих давление на все стороны национального бытия
      • наличие политических сил, способных  использовать в борьбе за власть два первых фактора.

Особенностью внутриполитического  конфликта является борьба того или иного слоя общества за свой политический интерес. Среди внутриполитических выделяют классовые конфликты, конфликты между политическими партиями, конфликтны между политическими группировками.

 

№75 Перечислите основные формы проявления межгрупповых конфликтов.

Формы и проявления можно  свести к следующим основным типам:

Соперничество - такой вид межгруппового взаимодействия, в котором социальные группы - коллективы предприятий, учреждений, спортивные команды и т.п. - состязаясь друг с другом, добиваясь одной цели, стремятся в чем-то превзойти соперника. Например, основными соперниками советских, а затем российских хоккеистов в борьбе за мировое первенство обычно выступают канадские, чешские, шведские, финские американские хоккейные клубы.

Столкновение - такой вид межгруппового взаимодействия, при котором соперничающие группы стремятся (или вынуждены) нанести ущерб, ощутимый, а иногда и гибельный, друг другу И.А. Гончаров в своем знаменитом произведении "Фрегат "Паллада" пишет: "Столкновение двух судов ведет за собой неминуемую гибель одного из них".

Информация о работе Шпаргалка по "Риторике"