Шпаргалка по "Риторике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:16, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы к зачету по риторике.

Работа состоит из  1 файл

Риторика зачет.doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)

19. Рассмотрим основные топосы, лежащие в основе психологических убеждений.

1. Этический топос обычно принимает вид "к положению в обществе".

2. Прагматический топос приобретает обычно вид "К пользе, выгоде (и соответственно, убыткам)". Этот аргумент особенно необходим в деловом общении, что настойчиво подчеркивается авторами, имеющими опыт практической работы в этой сфере.

3. Эмоциональный топос лежит в  основе аргумента "к удовольствию (и соответственно, неудобству, страданиям)". В положительной форме особенно часто используется в рекламных текстах, когда адресата побуждают покупать шоколад, потому что он доставит райское наслаждение; мыло, потому что с ним возможно неповторимое искусство обольщения; сыр, потому что он самый вкусный и нежный и т. д. Отрицательная форма используется в тех случаях, когда адресата призывают сделать нечто, чтобы избежать лишних волнений, страданий, неудобств и т. д.

20. Специфика построения заключения

Обратимся теперь к конкретным речевым формам заключения, наиболее распространенным в современной общественной практике, особенно в агитационной речи.

Какие же цели может ставить перед собой  оратор в заключении и каким образом  он будет их реализовывать?

1. Чаще всего оратор стремится подвести итог сказанному, суммировать идеи речи.

2. Заострить проблему, усилить впечатление от речи.

3. Повторить основные этапы развития темы с тем, чтобы она предстала в целом, а не по частям.

4. Показать пути выхода из проблемы, наметить ее возможное развитие. 

5. Выдвинуть конкретное предложение, вытекающее из смысла речи. Речь в прениях должна обязательно содержать такое предложение по разрешению проблемы, иначе все выступление оказывается беспредметным, и нередко место этому предложению отводится именно в заключении, это своеобразное резюме из сказанного в основной части, где обосновывалась важность поднятого вопроса.

6. Высказать пожелания аудитории или обратиться к ней с прямым призывом.

21.Заключение как структурно-композиционная часть речи может выполнять следующие функции: 1) суммирующую; 2) типологизирующую; 3) апеллирующую. Отсюда выделяются и соответствующие типы заключений: суммирующее, типологизирующее и апеллирующее.

Суммирующее заключение предполагает подведение итогов и формулирование выводов. Особенностью суммирующего заключения является то, что содержание сообщения повторяется в нем уже в третий раз. Первый раз это делается в изложении, второй раз - в доказательстве. Иначе говоря, оратор использует ретроспективный ход: мысленно возвращается к важнейшим пунктам основной части и строит заключение как напоминание о них. Суммирующее заключение определяется как  синтетическое  и основывается на  логическом подходе  к структурированию речи.

22.Типологизирующее заключение - заключение, основанное на создании перспективы гипотетического развития ныне существующего положения дел, или заключение, создающее фон для лучшего понимания предмета речи путем сопоставления его с подобными или противоположными явлениями (процессами, событиями) действительности. Типологизирующее заключение не предполагает прямого возвращения к предмету речи: оно углубляет представление о предмете, показывает его в новом ракурсе. Такое заключение определяется как  аналитическое  и опирается на  аналогический подход  построения речи.

23.Апеллирующее заключение представляет собой способ эмоционального завершения речевой ситуации. Заключение этого типа предполагает воззвание к чувствам слушателей, в результате чего происходит процесс интимизации сообщения - сокращения дистанции между говорящим и слушающим. В таком заключении возвращение к предмету речи происходит лишь косвенно. Именно поэтому важно на момент перехода к апеллирующему заключению завершить в основной части рассмотрение всей предметной области речевого произведения. Данное заключение характеризуется как  паралогическое.

24.Уловка, по мнению С.И. Поварнина, — это тактический прием, помогающий выиграть спор. В ней есть хитрость, но нет прямого обмана. Типичным примером уловки является "лесть оппоненту": "человек недостаточно образованный не оценит этот аргумент, но вы…". Ничто не мешает слушателю, отбросив лесть, правильно оценить этот аргумент. 
Софизмы — это намеренные ошибки в доказательстве. На практике очень трудно отличить софизм от ненамеренной ошибки (паралогизма). Поэтому софизмы и ошибки не разделяются, хотя по сути это разные вещи: софизмы говорят о нечестности, непорядочности, а паралогизмы — только о неумелости оратора.

25.Элокуция.

Украшение речи, последний  из этапов работы.

Текст, неважно, устный или  письменный, должен производить хорошее впечатление.

Это достигается благодаря  следующим качествам:

  1. Красота. Текст должен быть эстетически привлекательным.
  2. Правильность. Он должен соответствовать тем стандартам, которые предъявляются в среде носителей языка к данному конкретному типу текста.
  3. Уместность. Текст должен быть в тему, он должен быть рассчитан на конкретную аудиторию.

 

 

26.Прямое воздействие – «субъект открыто предъявляет объекту воздействия свои притязания и требования… и включает такие формы, за которыми в системе языка закреплено определенное значение, прямо выражающее соответствующую иллокуцию, то есть коммуникативную цель говорящего».10 
 
Прямые средства речевого воздействия определенно и достаточно точно описывают то, что хотел сказать собеседник. Здесь мы не найдем «двойного смысла», переносного значения слов и фраз, неточных аргументов т.п. Речь должна быть убедительной и одновременно понятной для собеседника. 

Косвенное воздействие – «употребление языковых форм для выражения иллокутивной силы, не связанной с их прямым языковым значением». Такие косвенные средства речевого воздействия не выражают открыто намерений субъекта, это, так называемые способы скрытого принуждения личности к определенному поведению. Используя косвенные средства можно так влиять на партнера ( подчиненного, просто собеседника), чтобы он остался не только доволен вашим решением, но и с удовольствием его выполнял.

30.Принято считать, что публичная речь — это монологическая речь, которая в «Словаре лингвистических терминов» характеризуется как речь, обращенная прежде всего к самому себе, не рассчитанная на словесную реакцию собеседника: «Монолог характеризуется более сложным синтаксическим построением и стремлением охватить более обширное тематическое содержание по сравнению с тем, которое характеризует обмен репликами в диалоге».

31.Риторический жанр - это исторически сложившийся устойчивый тип риторического произведения, единство особенных свойств формы и содержания, определяемое целью и условиями общения и ориентированное на предполагаемую реакцию адресата.  просьба или ультиматум, обращение или воззвание и т. д. — это решает тот, кто готовится выступить с речью. Но даже если жанр жестко задается ситуацией и темой речи (юбилейная речь, речь в прениях, лекция и т. д.), выступление может быть успешным только в том случае, когда оратор правильно представляет себе параметры этого жанра и адекватно реализует их в речи.

32.Информационная речь обращается к любознательности слушателей и ставит целью передачу сведений. Она дает новые знания, новое представление о предмете. К информационным относятся жанры доклад, инструктаж, отчет, обзор и т. д.  
Общая для всех информационных речей ситуация – это ситуация отсутствия (осознанного или неосознанного) у адресата необходимой ему информации, вследствие чего и возникает необходимость в ее передаче. В конкретных обстоятельствах цель сообщения информации реализуется в различных задачах, что предполагает разновидности информационной речи, т. е. ее жанры: сообщение информации о себе – представление, сообщение информации о предмете или явлении – объяснение, о способах выполнения действия – инструкция, о своем видении проблемы – мнение и т. д.

Предмет информационной речи – все многообразие окружающего мира: люди, вещи, понятия, явления, события, факты, научные гипотезы и т. п. В работе менеджера это сведения о планах организации, способах и методах их выполнения, критериях оценки работы, формах контроля, кадровой политике, распределении прибыли и т. п. Постоянное информирование сотрудников о положении дел в организации как бы приближает работников всех категорий к участию в управлении ею, что ведет, как показывает практика, к ее процветанию.

Эпидейктическая речь обращается к эмоциям человека и ставит целью возбуждение конкретного чувства. Она затрагивает личные интересы слушателей и должна вызывать гнев, любовь к ближнему, патриотические чувства, благодарность, восторг, преданность, воздавать хвалу и т. п. Так, большинство речей на презентациях, выступления на юбилеях и при подписании важных документов являются эпидейктическими.

Содержание эпидейктической  речи – это информация особого  рода, которая формирует в слушателях не столько новое знание о предмете речи, сколько определенное отношение  к нему через его оценку. Поэтому  тезис эпидейктической речи –  это оценочное суждение, отражающее личностное положительное отношение говорящего к предмету речи и ценности общающихся. 

33.убеждение обязательно имеет две стороны: показ истинности тезиса и создание эмоционального отношения к нему, когда человек верит в правильность сказанного и воспринимает его как руководство к действию, причем такое отношение возможно только применительно к ценностным суждениям, связанным с нравственными ориентирами, эстетическими идеалами и т. п. (Ясно, что по отношению к теореме Пифагора говорить о вере, убеждении и т. п. было бы нелепо.) Именно поэтому выбор той или иной стратегии аргументации в убеждении целиком зависит от характера предполагаемой аудитории. Даже выбор тех или иных аргументов среди логических в воздействующей речи зависит от взглядов оратора и задачи речи и оказывается субъективным. В этом состоит основное отличие использования аргументов в убеждении и доказательстве. «Ведь доводы и доказательства диалектики, - утверждал Ф. Бэкон, - являются общими для всех людей, тогда как доводы и средства убеждения, используемые в риторике, должны изменяться применительно к характеру аудитории». Следовательно, для доказательства используются аргументы, которые требуются для подтверждения тезиса; для убеждения отбираются те аргументы (в том числе и рациональные), которые соответствуют взглядам оратора и кажутся убедительными аудитории.

34.Спор. Дискуссия и полемика. Спор является актом речевой коммуникации, это коммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставление точек зрения, позиций участвующих в нём сторон, при этом каждая из них стремится аргументированно утвердить своё понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны.

Рассмотрим положительные  черты спора как коммуникативного акта:

1) Поскольку в споре  соревнуются идеи, то его участники обогащаются идейно: обмен идеями гораздо эффективнее обмена вещами.

2) В споре можно узнать  нечто новое и тем самым  пополнить свой багаж знаний  и расширить кругозор.

3) Осуществив процесс  спора, стороны приходят к более  глубокому уяснению как своей собственной позиции, так и позиции своего оппонента.

Остановимся на последнем  пункте подробнее. Известная поговорка, «в споре рождается истина», обросла  сотнями комментариев. Л.Н. Толстой, к примеру, высказался следующим  образом:

Существует два основных вида спора: дискуссия и полемика. Дискуссия – это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достижения взаимоприемлемого, а по возможности и общезначимого её решения.

 

Полемика же – это вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение своей позиции относительно обсуждаемого предмета.

Рассмотрим особенности  каждого вида.

Как правило, участниками  дискуссии являются лица, которые  обладают необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросам и имеют полномочное право принимать решение или рекомендовать принять то или иное решение.

От других видов спора  дискуссия отличается своей целенаправленностью  и используемыми средствами, которые  должны признаваться всеми её участниками.

Её цель – достижение максимально возможной в данных условиях степени согласия её участников по обсуждаемой проблеме.

Итог дискуссии должен представлять собой синтез объективных  и необходимых черт, присущих дискутируемому предмету. То есть результат дискуссии должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии или их большинством.

Теперь отметим отличительные  черты полемики.

Цель данного вида спора  – утверждение своей позиции.

Кроме того, участвующие  в полемике стороны вольны в выборе средств спора, его стратегии и тактики.

Однако существует ряд  моментов, роднящих полемику и дискуссию. Среди них: наличие предмета спора, содержательная связность, недопустимость использования некорректных логических и психологических приёмов и т.д.

Помимо этого, существует ряд общих рекомендаций, выработанных эристикой. Их выполнение способствует повышению плодотворности спора.

Эристика. Так называется искусство ведения спора. Эристика является интегральным искусством, возникающим на стыке знаний и умений, вырабатываемых логикой, психологией, этикой и риторикой.

Она характеризуется двумя  основными признаками: доказательностью и убедительностью. Рассмотрим эти  понятия.

Доказательность – это  логическое воздействие на оппонента  принудительностью рассуждения.

Информация о работе Шпаргалка по "Риторике"