Экономическая сущность и методы оценки товарных знаков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 11:14, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы, -рассмотреть основные подходы оценки стоимости товарного знака предприятия, представить методы расчета стоимости товарного знака, а также рассмотреть применение этих методов на практике.
В ходе данной работы рассматривается актуальность выбранной темы, поскольку для современного международного бизнеса отмечается возрастающая роль товарных знаков в стратегическом управлении интеллектуальной собственностью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………… 4
Глава 1. Понятие товарного знака и его виды……………………………………………….. 5
Глава 2.Стоимость товарного знака и факторы, влияющие на его стоимость………… …9
Глава 3.Оценка стоимости товарного знака ………………………………………………...12
3.1.Ситуации, вызывающие необходимость оценки товарного знака …………………… 12
3.2.Перечень документов необходимых для оценки товарного знака ……………………12
3.3.Этапы оценки стоимости товарного знака……………………………………………… 13
3.4.Стандарты оценки стоимости товарного знака ………………………………………. 14
3.5.Отчет об оценке стоимости товарного знака…………………………………………… 15
Глава 4.Подходы и методы оценки товарного знака……………………………………… 15
4.1.Затратный подход оценки товарного знака …………………………………………… 16
4.2.Доходный подход оценки товарного знака …………………………………………… 18
4.3.Сравнительный подход оценки товарного знака……………………………………… 25 Глава 5.Расчет стоимости товарного знака ООО «Эврика»- фирмы по оказанию
аудиторских и консалтинговых услуг……………………………………………………… 26
Заключение……………………………………………………………………………………. .28
Список использованной литературы и источников………………………………………… 33
Приложения…………………………………………………………………………………… 35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по тов знаку 14.08.2013г..doc

— 456.50 Кб (Скачать документ)

 При этом по схеме видно,  что получение итоговой стоимости  товарного знака содержит, по  крайней мере, следующие процедуры:

- метод дисконтированных денежных  потоков, строящийся на учете  реального экономического эффекта,  получаемого при реализации продукции,  несущей товарный знак;                                                                                                                                                               - техника инвестиционной группы, базирующаяся на определении необходимого возврата средств, вложенных в активы различных видов;

- методология экономической добавленной стоимости, опирающаяся на сравнение конкретных результатов деятельности предприятия с аналогичными среднеотраслевыми показателями;

- освобождение от роялти (лицензионных платежей) рассчитываемых на основе ставок роялти, применяемых к товарным знакам, которые могут подходить под определение аналога объекта оценки.

Таким образом, рыночная стоимость убедительная для вероятного инвестора, обязательно должна содержать расчет, построенный на выделении реально получаемых денежных потоков, образующихся непосредственно благодаря использованию оцениваемого товарного знака.

4.3 Сравнительный подход

        Сравнительный подход при оценке товарных знаков позволяет установить их стоимость на основании экономических принципов конкуренции и равновесия, которые подразумевают, что на свободном рынке и неограниченном рынке, факторы спроса и предложения приведут цену сделок в точку равновесия. 

Основополагающие критерии, которые должны быть учтены при выборе сравниваемых сделок:                                                                                                                                                       1) аналогичные товарные знаки;                                                                                                                                 2) равновременные события и равновеликость объектов сравнения;                                                                                             3) совпадение сделок по географическому признаку (региональные товарные знаки можно сравнивать только с региональными) ;                                                                                                   4) длительность соглашения; исключительные права;                                                                     5) окончание производства; порядок продвижения продукта на рынок;                                                    6) маркетинговая поддержка и каналы сбыта продукции.

Данными, которые могут быть использованы для сравнения, являются:                                                                                                                               а) кривые продаж для данного знака;                                                                                                     б) ставка роялти по лицензированию аналогичных товарных знаков (в стране происхождения или на других рынках);                                                                                                                                                             в) расходы на управление или контрактные суммы, уплаченные за использование аналогичных товарных знаков;                                                                                                              г) внутренние операционные бюджеты и рекламные расходы по поддержанию аналогичного товарного знака ;                                                                                                                                 д) конкурентная информация о расходах при продаже других товарных знаков.

Однако для российского рынка  метод сравнительного анализа продаж ещё не стал основным оценочным методом  товарных в силу отсутствие необходимых  объемов данных, обеспечивающих выполнение условий применимости метода сравнения продаж по следующим причинам:

1) существование фактов продажи объектов аналогичного назначения и сравнимой полезности;

2) доступность информации о ценах продаж и действительных условиях совершения таких сделок;

3) наличие аналитической информации о степени влияния отличительных особенностей и характеристик таких объектов на их стоимость.

Поэтому наличие малого числа сделок с товарными знаками, а по имеющимся сделкам их условия зачастую не раскрываются, приводит к тому, что информация становящаяся доступной о сделках используется в оценке всего лишь как сигнальная (ориентировочная), не влияющая на итоговое значение искомой рыночной стоимости.

 

 

                          5.Расчет стоимости товарного знака ООО «Эврика»,

                    фирмы по оказанию аудиторских и консалтинговых услуг.

 

Исходные данные:

      Общество с ограниченной ответственностью «Эврика»,-фирма, оказывающая аудиторские и консалтинговые услуги к 2012 году завоевала прочные позиции на рынке. Её чистый доход (после налогообложения) составил 20 млн. рублей в год. При этом известно, что 40% суммы получены за счет реализации консалтинговых услуг, 30% услуг по аудиту, 30% услуг по оценке различных видов собственности.

Рассчитать стоимость уже известного товарного знака, если исследования рынка показало, что услуги оценщиков реализованы на 25% выше среднерыночных, консалтинговые услуги выше  на 10%, а аудиторские услуги на 5%. Предполагается, что следующие 5 лет доходы в случае пессимистического варианта развития событий будут расти на 3% в год, при наиболее вероятном варианте на 5%, а при оптимистическом на 10% в год.

  Решение:

Расчет стоимости товарного знака проводится на основании оценки будущих выгод за счет преимуществ, возникающих у фирмы при применении известного товарного знака.

Произведем подсчет размера дохода, принесенного товарным знаком в 2012году:

 

              Вид услуги

            Расчет

          Доход

              Аудит

    20млн*0,3*(1-1/1,05)

0,29 млн. руб.

             Консалтинг

    20млн*0,4*(1-1/1,1)

0,73 млн .руб.

              Оценка

    20млн*0,3*(1-1/1,25)

1,2 млн. руб.

              Всего:

 

2,22 млн. руб.




 

Выбор ставки дисконтирования:

Оптимистический вариант    – 25%                                                                                                      Наиболее вероятный вариант –30%                                                                                                                         Пессимистический вариант   – 35%

 

Для расчета составим вспомогательные таблицы прогнозных доходов фирмы при трех вариантах развития событий:

 

 

     1) Оптимистический вариант:

                 Наименование

                                  Годы

2013

2014

2015

2016

2017

Доход

2,44

2,68

2,95

3,25

3,58

Реверсия по ставке 25% к доходу от 2013г.

14,15

Денежный поток

2,44

2,68

2,95

3,25

17,73

Коэффициент текущей стоимости

0,80

0,64

0,51

0,41

0,33

Текущая стоимость денежного потока при ставке 25%

1,95

1,72

1,50

1,33

5,85

Итого:

                           12,35




 

 

 

 

 

                                            

 

 

 

                   Наименование

   Годы

2013

2014

2015

2016

2017

Доход

2,33

2,45

2,57

2,70

2,84

Реверсия по ставке 30% к доходу от 2013г.

13,07

Денежный поток

2,33

2,45

2,57

2,7

15,91

Коэффициент текущей стоимости

0,77

0,59

0,46

0,35

0,27

Текущая стоимость денежного потока при ставке 30%

1,79

1,45

1,18

0,95

4,30

  Итого:

                                9,67




2) Наиболее вероятный вариант  :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     3) Пессимистичный вариант:

 

                   Наименование

                           Годы

2013

2014

2015

2016

2017

Доход

2,29

2,36

2,43

2,50

2,58

Реверсия по ставке 35% к доходу от 2013г.

12,93

Денежный поток

2,29

2,36

2,43

2,50

15,51

Коэффициент текущей стоимости

0,74

0,55

0,41

0,30

0,22

Текущая стоимость денежного потока при ставке 35%

1,69

1,30

1,00

0,75

3,41

Итого:

                            8,15




 

                       Вывод:                                                                                                         

 Рыночная стоимость товарного знака принадлежащего Обществу с ограниченной ответственностью «Эврика»,- фирмы специализирующейся на оказании аудиторских и консалтинговых услуг находится в диапазоне от 8,15 до 12,35 млн руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Заключение.

 

     Значение товарных знаков возрастает с каждым годом, так как по мере развития рыночной экономики привлечь потребителя можно только особой продукцией, которая, обладая всеми стандартными характеристиками, также имеет определенный притягательный образ. Здесь и вступает в борьбу товарный знак. Но существует немало ситуаций, начиная со сделки купли-продажи товарного знака и заканчивая страхованием товарного знака, когда необходима оценка его стоимости.

Целью курсовой работы ( здесь и  далее рассматривается теоретическая  часть курсовой работы ) является углубленное рассмотрение понятия товарного знака, его разновидности, а также подходов и методов оценки его стоимости.

Обобщая проделанную роботу можно  сказать, что все задачи поставленные в начале работы и необходимые для достижения цели данной работы выполнены.                                                                                                                                                                                                                                                 Для достижения поставленной цели в ходе выполнения курсовой работы было

 выполнено:

1) Рассмотрены рекомендованные  кафедрой нормативные документы, являющиеся базисом для основных понятий связанных с определением товарного знака.

2) В курсовой работе раскрыты понятия : товарный знак, торговая марка, брэнд, а также приведены их отличительные признаки.

3) Приведена классификация товарных  знаков и их разновидность.

4) Рассмотрено понятие стоимость  товарного знака и факторы  влияющие на его стоимость.

5) Рассмотрены нормативные документы, лежащие в основе оценочной деятельности.

6) Описаны походы и соответствующие методы применяемые для оценки стоимости товарных знаков.

7) Проведена оценка стоимости  товарного знака ООО «Эврика»,-фирмы  оказывающей аудиторские и консалтинговые услуги.

В заключительной части курсовой работы о выполнении поставленной задачи необходимо сделать следующие выводы :

           Выводы по содержанию главы 1 :

1) Основное определение понятия «товарный знак» вводит Закон РФ от 23.09.1992г.№3520-1«О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

2) Товарный знак, как средство индивидуализации товара может быть: изобразительным, словесными, комбинированным, звуковым, трехмерным .

3) Товарный знак выполняет следующие функции:

- выделение товара или услуги  конкретного производителя из  однородных товаров и услуг  других производителей;

- указание на качество товара, связанное с конкретным производителем  ;

- рекламирование товаров и услуг,  стимулирование и сохранение спроса на маркировку товара и услуги, а следовательно и получение прибыли;

- формирование рыночного гудвилла  фирмы;

- указание на источник происхождения  товара, так как сведения о  владельцах товарных знаков внесены  в Реестр товарных знаков и зарегистрированы в Патентном ведомстве;

4) Товарные знаки классифицируют:

Информация о работе Экономическая сущность и методы оценки товарных знаков