Экономическая сущность и методы оценки товарных знаков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 11:14, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы, -рассмотреть основные подходы оценки стоимости товарного знака предприятия, представить методы расчета стоимости товарного знака, а также рассмотреть применение этих методов на практике.
В ходе данной работы рассматривается актуальность выбранной темы, поскольку для современного международного бизнеса отмечается возрастающая роль товарных знаков в стратегическом управлении интеллектуальной собственностью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………… 4
Глава 1. Понятие товарного знака и его виды……………………………………………….. 5
Глава 2.Стоимость товарного знака и факторы, влияющие на его стоимость………… …9
Глава 3.Оценка стоимости товарного знака ………………………………………………...12
3.1.Ситуации, вызывающие необходимость оценки товарного знака …………………… 12
3.2.Перечень документов необходимых для оценки товарного знака ……………………12
3.3.Этапы оценки стоимости товарного знака……………………………………………… 13
3.4.Стандарты оценки стоимости товарного знака ………………………………………. 14
3.5.Отчет об оценке стоимости товарного знака…………………………………………… 15
Глава 4.Подходы и методы оценки товарного знака……………………………………… 15
4.1.Затратный подход оценки товарного знака …………………………………………… 16
4.2.Доходный подход оценки товарного знака …………………………………………… 18
4.3.Сравнительный подход оценки товарного знака……………………………………… 25 Глава 5.Расчет стоимости товарного знака ООО «Эврика»- фирмы по оказанию
аудиторских и консалтинговых услуг……………………………………………………… 26
Заключение……………………………………………………………………………………. .28
Список использованной литературы и источников………………………………………… 33
Приложения…………………………………………………………………………………… 35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по тов знаку 14.08.2013г..doc

— 456.50 Кб (Скачать документ)

а) в зависимости от маркировки;

б) в зависимости от продукта;

в) по географическому охвату;

г) по происхождению;

д) в зависимости от стратегии продвижения товарного знака.

             Выводы по содержанию главы 2:

1) На стоимость товарного знака влияют следующие факторы:

а)  ассоциация, узнаваемость;

б) срок активной жизни товарного  знака на рынке;

в) расходы на разработку товарного  знака и его рекламу;

г) постоянство и география использования ,возможное распространение;

е) объем реализации товарной массы  на основе оцениваемого товарного знака;

ж) расходы на мероприятия ,связанные  с постоянным поддержанием качественных характеристик выпускаемых изделий  на конкурентоспособном уровне;

з) абсолютный или относительный  уровень прибыльности.

             Выводы по содержанию по главы 3:

1) Основным законом, регламентирующим  оценочную деятельность, является  Федеральный закон «Об оценочной  деятельности в Российской Федерации»от 29.07.1998г. № 135-ФЗ с изменениями и дополнениями по состоянию на 1.08.2013г.

2) Существует свыше 20 видов стоимости. Однако, наиболее распространенными являются : рыночная стоимость, цена продаж, инвестиционная стоимость, стоимость замещения, залоговая стоимость, потребительская стоимость. Каждому виду стоимости соответствует своя специфическая форма использования информации об оценке, т.е рыночная, балансовая, ликвидационная, инвестиционная, страховая  и.т.д. Существует и такие понятия как текущая стоимость и будущая стоимость.

3) Под оценкой товарного знака  понимается определение стоимости  объема прав предприятия на определенную группу объектов, не имеющих материально-вещественного содержания и приносящих предприятию доход в течении периода оговоренного национальным законодательством.

4) Для оценки стоимости товарного  знака оценщику необходимо представить  документы согласно перечня .

5) В хозяйственной деятельности бывает множество ситуаций когда возникает необходимость оценки товарных знаков. На практике наиболее часто встречающиеся следующие:

а) купля- продажа акций предприятия  на рынке ценных бумаг;

б) купля-продажа доли в уставном капитале товарищества или общества с ограниченной ответственностью;

в) продажа предприятия целиком на аукционе или по конкурсу, осуществляемая при процедуре банкротства или приватизации госпредприятия;

г) передача всего предприятия в аренду;

д) реорганизация ( слияние, разделение, поглощение и.т .д ) и ликвидация предприятия, как по решению собственников предприятия, так и по решению Арбитражного суда при банкротстве предприятия;

е) при использовании товарного знака в качестве залога в процессе кредитования;

ж) при расчете вклада (в виде нематериального актива) в уставной капитал;

з)при предоставлении франшизы новым  компаньонам, когда расширяется  рынок сбыта и увеличивается объем продаж;

6) После проведения оценки стоимости  товарного знака, оценщиком в соответствии с требованием Федерального стандарта оценки №3 «Требования к отчету об оценке», составляет отчет, который затем направляется заказчику сопроводительным письмом;

7) Оценка стоимости товарного  знака производиться согласно требованиям следующих стандартов об оценке стоимости:

1.Федерального стандарта оценки  № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки», утвержденный приказом Минэкономразвития и торговли РФ № 256 от 20.07.2007г.

2.Федерального стандарта оценки  № 2 «Цели оценки и виды стоимости», утвержденный приказом Минэкономразвития и торговли РФ №255от 20.07.2007г.

3.Федерального стандарта оценки  № 3 «Требования к отчету об оценке»,утвержденный приказом Минэкономразвития и торговли РФ № 254 от 20.07.2007г.

8) При выполнении оценки стоимости  товарного знака  выполняются  следующие основные работы:

а) производиться сбор общих данных и их анализ;

б) производиться сбор специальных данных  об оцениваемом объекте и их анализ;

в) анализируется наиболее эффективное  использование оцениваемого объекта ;

г) производиться выбор и применение подходов и методов оценки объекта;

д) оформляется заключение о стоимости  и подготовка отчета об оценке объекта.

            Выводы по содержанию главы 4 :

1. Существует множество приемов  по оценке интеллектуальной собственности, однако большинство их можно сгруппировать в три подхода : сравнительный, затратный, доходный.

2. Сравнительный подход при оценке товарных  знаков сводиться к установлению их стоимости на основе экономических принципов конкуренции и равновесия, которые подразумевают, что на свободном и неограниченном рынке, факторы спроса и предложения приведут цену сделки в точку равновесия. При использовании сравнительного подхода используется в большинстве случаев метод сравнения продаж.

3.Суть затратного метода сводиться  в оценке, – найти стоимостной  эквивалент возможной выгоды обладателя собственности. При затратной оценке товарного знака, стоимость предмета оценки рассматривается с точки зрения понесенных расходов на его создание, затрат на воссоздание, затрат на замещение. В случае применения затратного подхода используются: метод исходных затрат, метод восстановительной стоимости, метод стоимости замещения.

4.Доходный подход строится на оценке инвестиционной привлекательности товарного знака, от которого в будущем ожидается получение вполне определенных выгод. Использование доходного подхода при оценки стоимости товарного знака предполагает использование методов использующих развернутую формулу дисконтирования денежного потока: метод выделения реального экономического эффекта, и метод искусственного выделения экономического эффекта ( освобождение от роялти).

            Выводы по содержанию главы 5:

1.Для определения обоснованной  рыночной стоимости товарного  знака ООО «Эврика», был применен  как наиболее приемлемый, - доходный подход.

2.Итоговая величина рыночной стоимости товарного знака ООО «Эврика» находится в интервале от 8,15 до 12,35 млн.руб.

   И последнее главное. На мой взгляд, увеличение внимания к нематериальным активам в ближайшее время со стороны предприятий будет сопровождаться ростом числа рыночных сделок с их участием. В то же время усилится угроза незаконного использования объектов интеллектуальной собственности со стороны пиратов. В связи с этим обоснованная оценка стоимости товарных знаков позволит предприятию систематизировать неучтенные активы, увеличить капитализацию компании, а также защитить свои интересы на рынке.

                                       Список использованной литературы

 

1.Гражданский кодекс РФ. Часть 1; 2 и 4.

2.Федеральный закон РФ  №135 –ФЗ  от 29.07.1998г. «Об оценочной деятельности  в Российской Федерации».

3. Федеральный закон РФ от 22.03.1991г.№948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

4.Федеральный закон РФ от 20.02.1995г.  №24-ФЗ «Об информации информатизации  и защите информации»

5.Закон Верховного Совета РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров РФ», № 3520-1 от 1992 год.

6.Федеральный закон РФ от 20.07.2004г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

7.Федеральный стандарт оценки №1 «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки », утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли РФ  от 20.07.2007г. № 256.

8.Федеральный стандарт оценки  №2 «Цель оценки и виды стоимости»,утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007г. №255.

9.Федеральный стандарт оценки №3 «Требования к отчету об оценке», утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли от 20.07.2007г.№254.

10.Приказ Минфина РФ от 27.12.2007г.№153-Н  « Об утверждении Положения  по бухгалтерскому учету  ПБУ  14/2007 «Учет нематериальных активов».

11.Виноградова Е.В. «Оценка товарного  знака : иллюзии или реальность ?». Вопросы оценки.2002 г.

12.Гордон В. Смит, Расселл Л. Парр «Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов», пер с англ, 1994г.

13.Грязнова А.Г. Федотова Н.А.Оценка бизнеса : Учебник ,-М.:Финансист,2000.

14.Кононов Ю.П «Оценка рыночной стоимости товарных знаков».Интеллектуальная собственность.1999.№2

15.Кузнецова Т., Матвеева А., Селиванова В., «Торговые знаки – неосязаемая роскошь».Эксперт .1999.№ 3

16.Леотьев Ю.Б. «Практика оценки товарных знаков».Вопросы оценки.2003.№ 2

17.Новосельцев О.Расчет ставки роялти при оценке упущенной выгоды и ущерба от нарушения прав интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность. 1998. №3

18.Пузыня Н.Ю. «Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов». – СПб.: Питер, 2005

19. Сальников И.И.Основы оценки  стоимости нематериальных активов  и интеллектуальной собственности.  Учебное пособие .-Белгород. Издательство  БУПК, 2010.-231с.

20.Сальников И.И. Практика оценки нематериальных активов и интеллектуальной собственности .Белгород .Издательство БУПК , 2010

21.Санников АГ «Оценка брэндов и товарных знаков: от теории к практике». – M.: ВНИИПИ, 1997год.

22.Якубова Д.Н., Казаков А.А. Материалы к изучению курса «Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности» на тему «Оценка стоимости товарного знака. Москва, Финансовая академия при Правительстве РФ, 2000г.

23.www.appraiser.ru

24.www.appraiser.ru . Сваровский Ф, Фалькевич Ю «Неосязаемая ценность».

25.www.appraiser.ru .Методика и рейтинг самых дорогих брэндов мира 2001 года от компании «Interbrand».

26.www.appraisergood.ru «Оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности».

27.www.interbrand.com . рейтинг самых дорогих брэндов мира за 2003 год.

28.www.1c-audit.ru .Самсоненко Ю.Ю. «Перспективы оценки интеллектуальной собственности в России».

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                  Слушатель :

                                                                     

                        Блок-схема оценки стоимости товарного знака по методу Гордона Смита и Рассела Парра :                Приложение 1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                   35

1 Пузыня Н.Ю. «Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов». – СПб.: Питер, 2005.

2 Конов Ю.П. «Оценка рыночной стоимости товарных знаков» // Интеллектуальная собственность. 1999. №2.

3 Пузыня Н.Ю. «Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов». – СПб.: Питер, 2005.

4 www.appraiser.ru - Методика и рейтинг самых дорогих брэндов мира 2001 года от компании «Interbrand».

5 www.interbrand.com

6 Гордон В Смит, Расселл Л Парр «Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов», пер с англ, 1994

                                                                    

 



                                                               

                                                                         




Информация о работе Экономическая сущность и методы оценки товарных знаков