Валютный контроль в торговом и неторговом обороте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 00:04, курсовая работа

Описание

Рассмотрены понятие и сущность валютного контроля, порядок осуществления валютного контроля в торговом и неторговом обороте

Содержание

Введение 5
1. Понятие и сущность валютного контроля 8
2. Валютный контроль в торговом обороте 13
3. Валютный контроль в неторговом обороте 24
4. Ответственность за нарушения таможенных правил ввоза и вывоза
валюты 33
Заключение 39
Список использованных информационных источников 42
Приложения 44

Работа состоит из  1 файл

ОВК.doc

— 239.00 Кб (Скачать документ)

        -    контроль за валютными операциями, связанными с перемещениями через таможенную границу товаров и транспортных средств.

        Таможенные органы при осуществлении ими функций валютного контроля имеют право:

    - не производить выпуск товаров в случае представления ненадлежаще оформленных документов, необходимых для валютного контроля;

      - осуществлять в пределах своей компетенции проверки валютных операций экспортеров;

      - запрашивать у экспортера и банков документы и информацию об осуществляемых ими валютных операциях, связанных с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.

       Итак,  на сегодняшний день в Российской Федерации сформирована система валютного регулирования и валютного контроля. Существует нормативно-правовая база, определяющая правила валютного регулирования, функционируют органы контроля, к нарушителям применяются санкции.

         Таким образом, рассмотрев систему валютного регулирования и валютного контроля, можно сделать вывод о том, что указанная система не является основообразующим институтом финансового права и ее развитие целиком зависит от финансового и инвестиционного климата страны. 
 

2. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ В ТОРГОВОМ ОБОРОТЕ 

        В настоящее время валютный  контроль в торговом обороте  осуществляется по трем основным  направлениям:

    - за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров;

    - за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров;

    - за внешнеторговыми бартерными сделками.

    Рассмотрим  каждое из них более подробно. 

    Валютный  контроль за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров

      Целью осуществления валютного контроля за экспортируемыми товарами является обеспечение полного и своевременного поступления экспортной выручки в Российскую Федерацию, что является неотъемлемым условием осуществления таможенного режима экспорта.

      Согласно  российскому валютному законодательству, выручка от экспорта товаров должна поступить в полном объеме в Российскую Федерацию и быть зачислена на счета экспортеров в уполномоченных банках. При этом если такая выручка выражена в иностранной валюте, то часть ее должна быть реализована на внутреннем валютном рынке РФ.

      Изменения и дополнения, внесенные в закон  РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», предусматривали:

      - сокращение сроков осуществления текущих валютных операций, связанных с расчетами в иностранной валюте по кредитованию экспортно-импортных операций, со 180 до 90 дней;

      - Отнесение расчетов между резидентами и нерезидентами в валюте РФ к категории «валютные операции»;

      - Введение порядка, согласно которому 50 процентов валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) подлежит обязательной продаже через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к валюте Российской Федерации не позднее чем через семь календарных дней со дня поступления указанной валютной выручки в соответствии с порядком, устанавливаемым Центральным банком Российской Федерации (п. 5 ст.6).

     Инструкция 86-И определяет порядок контроля за полнотой и своевременностью поступления  выручки от экспорта товаров на открытые в уполномоченных банках счета резидентов, осуществляющих экспорт товаров.

     С 1 января 2002 года действие инструкции 86-И  распространяется на таможенные режимы: экспорт, реэкспорт, временный вывоз, переработку товаров вне таможенной территории.

     Действие  инструкции 86-И не распространяется:

      - На сделки по экспорту товаров из РФ, по которым не предусмотрено проведение расчетов за эти товары в иностранных валютах и/или в валюте РФ (бартерные сделки, безвозмездные поставки, в том числе гуманитарная помощь, и др.);

      - На сделки, не предусматривающие перехода права собственности на вывозимые с таможенной территории РФ товары, в том числе по договорам аренды, лизинга (за исключением случаев приобретения нерезидентом предмета аренды, лизинга по остаточной стоимости) и т.п.

      - На экспорт работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.

          Одним из основных документов, применяемых в валютном контроле, выступает паспорт сделки (ПС), который оформляется с определенной спецификой для экспортных, импортных и бартерных операциях. Паспорт экспортной сделки – базовый документ валютного контроля, содержащий необходимые сведения о внешнеторговой сделке между резидентом и нерезидентом, предусматривающей экспорт товаров с территории РФ и их оплату в иностранной валюте и/или валюте РФ. Паспорт сделки оформляется в стандартизированном виде по определенному порядку(Приложение 1).

  1. Для осуществления деятельности в качестве агента валютного контроля при обслуживании валютных операций участников ВЭД, связанных с экспортом товаров (услуг, работ, результатов интеллектуальной деятельности), коммерческий банк обязан выполнять ряд условий: зарегистрировать в Банке России образцы оттисков печатей банка, используемых для целей валютного контроля, которые затем по каналам межведомственного обмена информацией между Банком России и ФТС России доводятся до таможенных органов; определить и утвердить приказом по банку список ответственных лиц банка – сотрудников банка, уполномоченных подписывать паспорта сделки, а также совершать иные действия по валютному контролю от имени банка; вести регистрацию и учет всех входящих и исходящих документов в соответствии с внутренними правами делопроизводства; готовить необходимую документацию.
  2. Экспортер заключает контракт с импортером-нерезидентом. До начала процедуры таможенного оформления товаров экспортер, от имени которого оформлен контракт, должен оформить паспорт экспортной сделки, подписать его от своего имени и представить его на подпись в банк, где у экспортера открыт счет, на который в дальнейшем будет поступать от импортера-нерезидента вся выручка от экспорта товаров по данному контракту. На каждый отдельный контракт составляется отдельный паспорт экспортной сделки. При этом экспортером в банк представляются оригинал и копия контракта, на основании которого был составлен паспорт экспортной сделки.
  3. Банк рассматривает представленные ему документы.

         Основанием для отказа в подписании  паспорта экспортной сделки может  быть хотя бы одно из следующих  условий:

      - Несоответствие данных контракта и сведений, содержащихся в паспорте экспортной сделки;

      - Несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций требованиям законодательства РФ;

      - Оформление паспорта экспортной сделки с нарушениями установленных требований;

      - Отсутствие в контракте условий, предусматривающих поступление выручки на счет экспортера в банк;

      - Представление экспортером контракта, составленного на иностранном языке, при отсутствии его перевода на русский язык;

      - Непредставление экспортером копии разрешения.

  1. Если хотя бы одно из вышеперечисленных условий не выполняется, банк возвращает экспортеру документы и может дать рекомендации по устранению выявленных недостатков. Если же у банка нет замечаний, то паспорту сделки присваивается номер, паспорт экспортной сделки подписывается ответственным лицом банка. Подпись скрепляется печатью банка.
  2. Этап таможенного оформления товаров. Экспортируемые товары принимаются к таможенному оформлению при условии представления в таможенный орган ксерокопию паспорта экспортной сделки в дополнение к прочим документам, предусмотренным таможенным законодательством. Соответствие ксерокопии паспорта сделки его оригиналу подтверждается подписью лица, имеющего право первой подписи по счету экспортера и оттиском круглой печати экспортера. Паспорт экспортной сделки рассматривается таможенными органами в качестве документа, подтверждающего проведение расчетов через уполномоченный банк по данной операции. Должностное лицо таможенного органа проверяет представленные документы: достоверность т соответствие изложенных в документах сведений; в обязательном порядке у паспорта экспортной сделки – соответствие оттиска печати банка образцу оттиска печати, зарегистрированной в Банке России; правильность заполнения граф ГТД.

         Для проведения эффективного  и быстродействующего ТБВК между уполномоченными банками, обслуживающими экспортные операции, и ФТС России осуществляется постоянный обмен документами валютного контроля в электронном виде по телекоммуникационной сети. В течение 10 календарных дней, следующих за датой подписания паспорта экспортной сделки, банк направляет электронную копию паспорта экспортной сделки в ФТС России. В свою очередь ФТС России на основании данных ГТД, получаемых от таможен в электронном виде, формирует учетные карточки таможенно - банковского контроля – документ валютного контроля, составленный по установленной форме и содержащий необходимые для осуществления валютного контроля сведения о поставляемом по контракту товаре, а также сведения о поступлениях выручки (Приложение 2).

          В течение 30 календарных дней, следующих за датой принятия решения о выпуске товаров, ФТС России направляет учетные карточки соответствующим уполномоченным банкам для идентификации сумм выручки, полученных за экспортируемые товары, указанные в учетных карточках. 

    Валютный  контроль за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров 

           Значительные переводы за рубеж  валютных средств, связанные с  авансовыми платежами импортеров  и не подтвержденные поставками  импортируемых товаров вызвали  необходимость введения в России валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.

            Целью валютного контроля при  импорте товаров является обеспечение  соответствия суммы денежных  средств, переведенной резидентами  в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных в РФ товаров.

            Система валютного контроля распространяется на все сделки, осуществляемые резидентами РФ и предусматривающие ввоз товаров на таможенную территорию РФ после 1 января 2001г., помещаемых под таможенные режимы, либо ввезенных по контракту и предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта, либо осуществляется оплата этих товаров иностранной валютой, валютой РФ, векселями в иностранной валюте или валюте РФ.

               Особо подчеркнем, что система ТБВК за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары не распространяется:

      - На сделки физических лиц – резидентов, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей;

      - На договоры лизинга, по которым лизингодателям является нерезидент;

      - На договоры строительного подряда, в соответствии с условиями которых стоимость товаров, ввозимых по договору, включена в стоимость строительных работ и не предусматривается возможность отдельной оплаты указанных товаров.

         Система ТБВК предусматривает оформление паспорта импортной сделки, с помощью которого ЦБ РФ, банк импортера и иные органы и агенты валютного контроля следят за соблюдением требований валютного  законодательства.

         Паспорт импортной сделки – документ валютного контроля, оформляемый импортером в банке и содержащий сведения об импортном контракте, необходимые для осуществления этого контроля.

         Для подписания паспорта импортной сделки импортер представляет в уполномоченный банк:

      - Копию контракта, заверенную в установленном порядке, на основании которого был составлен паспорт импортной сделки;

      - Два экземпляра уже оформленных бланков паспорта импортной сделки;

Информация о работе Валютный контроль в торговом и неторговом обороте