Валютный контроль в торговом и неторговом обороте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 00:04, курсовая работа

Описание

Рассмотрены понятие и сущность валютного контроля, порядок осуществления валютного контроля в торговом и неторговом обороте

Содержание

Введение 5
1. Понятие и сущность валютного контроля 8
2. Валютный контроль в торговом обороте 13
3. Валютный контроль в неторговом обороте 24
4. Ответственность за нарушения таможенных правил ввоза и вывоза
валюты 33
Заключение 39
Список использованных информационных источников 42
Приложения 44

Работа состоит из  1 файл

ОВК.doc

— 239.00 Кб (Скачать документ)

      - Копии полученных импортером разрешений на осуществление валютных операций.

                Банк импортера проверяет представленные документы. Если у банка нет замечаний, то паспорту сделке присваивается номер и паспорт импортной сделки регистрируется в соответствии с внутренними правилами делопроизводства банка. Паспорт импортной сделки подписывается ответственным лицом банка, т.е. сотрудниками банка, уполномоченными подписывать паспорт импортной сделки по контрактам, а также совершать иные действия по валютному контролю от имени банка импортера как агента валютного контроля, и заверяется печатью банка, используемой для целей валютного контроля.

                Первый экземпляр паспорта импортной  сделки возвращается импортеру,  а второй – вместе с копиями  представленных документов помещается  в досье по импортной сделке  на хранение.

               Банк импортера в течение 7 календарных дней, следующих за датой оплаты или датой передачи импортером нерезиденту векселя, по которому плательщиком является импортер, составляет, карточку платежа – документ валютного контроля, содержащий сведения об осуществляемых в соответствии с контрактом платежах в иностранной валюте или в валюте РФ в счет обязательств импортера по контракту.

               Карточка платежа направляется  банком импортера в ФТС России  в течение 10 календарных дней, следующих за датой ее формирования.

               Для обратной связи ФТС России с агентами валютного контроля введен основной обменный документ валютного контроля – учетная карточка импортируемых товаров.

              Учетная карточка импортируемых товаров – это документ валютного контроля, содержащий сведения из ГТД об общей фактурной стоимости импортированных по контракту товаров.

              Этап банковского контроля за  обоснованностью оплаты резидентами  импортируемых товаров включает  следующие операции:

  1. Полученные из ФТС РФ учетные карточки банк регистрирует в соответствии с внутренними правилами делопроизводства.
  2. Банк импортера сверяет сведения, содержащиеся в учетной карточки поступившей из ФТС России, со сведениями ксерокопии ГТД, представленной импортером в банк.
  3. Банк информирует импортера о поступивших из ФТС России и самостоятельно сформированных банком учетной карточки, а также о сформированных банком карточках платежа.
  4. Импортер на основе имеющихся в его распоряжении документов не позднее чем за 10 календарных дней до контрольного срока возврата учетной карточки в ФТС России информирует банк в установленном порядке об оплате указанных в учетной карточки товаров.
  5. Банк импортера обрабатывает учетные карточки в установленном порядке и возвращает их вместе с относящимися к ним карточками платежа в ФТС России не позднее указанного в учетной карточки контрольного срока возврата.
  6. Распечатанные на бумажном носители учетные карточки платежа, отправленные в ФТС России, ксерокопии ГТД, векселей, копии поручений на оплату обязательств по контракту, ведомость банковского контроля, паспорт импортной сделки, а также иные документы и сведения, оформляемые банком импортера или поступающие в банк в связи с данными паспорта импортной сделки, направляются банком в соответствующее досье.
 

      Контроль  за внешнеторговыми бартерными сделками 

           Бартерные сделки относятся к числу товарообменных операций. В юриспруденции под бартером понимаются контракты, предусматривающие двусторонний обмен товарами, при которых поставка товаров в одном направлении заменяет полностью или частично денежный платеж за поставку товаров в обратном направлении.

            Увеличение удельного веса бартерных  сделок в международной торговле  объясняется обострением международной  валютной ликвидности, т.е. способности  данной страны или группы стран  своевременно рассчитываться по внешним долгам и обязательствам приемлемыми платежными средствами.

           В целях совершенствования правовых  основ при проведении бартерных  сделок, а также наведения надлежащего  порядка при их осуществлении  были подписаны два основных документа:

    1. Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»;
    2. Постановление Правительства РФ от 31 октября 1996 г. № 1300 «О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок».

           Под внешнеторговыми бартерными  сделками понимаются совершаемые  при осуществлении внешнеторговой  деятельности сделки, предусматривающие  обмен эквивалентными по стоимости  товарами. К внешнеторговым бартерным  сделкам не относятся сделки, предусматривающие использование при их осуществлении денежных или иных платежных средств, или так называемый смешанный бартер.

            Контроль внешнеторговых бартерных  сделок базируется в основном  на методическом и методологическом  обеспечении технологии ТБВК за экспортными и импортными операциями, но осуществляется в более сложных формах, для которых характерно активное участие не только ФТС России, но и иных контролирующих ведомств.

            Особенностью осуществления бартерных  сделок, связанных с экспортом работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, является обязанность российского лица представить в течение 15 дней с момента их вывоза в Министерство финансов РФ документы, подтверждающие этот факт.

            Бартерная сделка оформляется  единым договором, в котором содержится оценка товаров, необходимая для эквивалентности обмена, определения страховых сумм, оценки претензий, установления санкций, таможенной статистики и др.

            Порядок осуществления контроля  за бартерными сделками предусматривает, что до начала таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ в счет исполнения указанных сделок, российские лица обязаны оформить в Минэкономразвития РФ паспорт бартерной сделки.

            Паспорт бартерной сделки –  это документ контроля и учета бартерных сделок, совершаемых российскими лицами в соответствии с заключенными внешнеэкономическими договорами.

           Оформление и выдача паспорта  бартерной сделки производится  уполномоченным Минэкономразвития  РФ в регионе, а когда сумма договора превышает в эквиваленте 5 млн. долл. США, - Управлением уполномоченного Минэкономразвития РФ по Центральному району по согласованию с Минэкономразвития РФ.

            Для оформления паспорта бартерной  сделки участник сделки представляет  необходимые документы и два экземпляра подписанного и удостоверенного печатью паспорта бартерной сделки. Срок рассмотрения документов – не более 21 рабочего дня.

           Паспорт бартерной сделки в  двух экземплярах подписывается  уполномоченным Минэкономразвития  РФ и скрепляется печатью. Один экземпляр паспорта бартерной сделки выдается представителю участника сделки, второй остается в Управлении уполномоченного Минэкономразвития РФ в регионе. Электронные копии оформленных паспорта бартерной сделки, образцы оттисков печатей уполномоченных в регионах Минэкономразвития РФ направляет в ФТС России.

            По завершении таможенного оформления  бартерных поставок в ГТД проставляются  соответствующие отметки. Копия  паспорта бартерной сделки и  экземпляр ГТД хранятся в делах  таможенного органа в течение срока хранения ГТД.

       Большую роль таможенно – банковский валютный контроль играет в создании основ  будущей глобальной системы валютного  контроля Российской Федерации, которая  для обеспечения экономической  безопасности государства в период становления рыночных отношений должна охватить все виды валютных операций

       Валютный  контроль, осуществляемый таможенными  органами в торговом обороте, включает в себя несколько этапов:

  • предварительный контроль документов, представляемых при таможенном оформлении товаров;
  • автоматизированный контроль полноты и сроков расчетов за выполненные поставки товаров;
  • целевые проверки участников внешнеэкономической деятельности по фактам возможных нарушений таможенных правил, связанных с не поступлением в установленном порядке валютной выручки от экспорта товаров.

        Развитие и совершенствование  механизма таможенно - банковского  контроля за внешнеторговыми  операциями должно оказать несомненное  содействие созданию основ будущей  глобальной системы валютного  контроля Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ  В НЕТОРГОВОМ ОБОРОТЕ 

     Валютный  контроль в неторговом обороте —  это одна из основных функций таможенной службы в России. Хотя в последние годы акцент деятельности таможни все больше смещается в сторону контроля за торговыми операциями, вопросы перемещения валюты и валютных ценностей физическими и юридическими лицами через таможенную границу РФ остаются в сфере деятельности таможни.

     Закон РФ "О валютном регулировании  и валютном контроле"[11] — основной законодательный акт, регулирующий проведение валютных операций в России.

     В соответствии с п.5 ст. 15 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»  порядок перемещения через таможенную границу РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме резидентами и нерезидентами (юридическими и физическими лицами) устанавливается Правительством РФ, но согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

    Под валютой Российской Федерации в  Законе «О валютном регулирование и валютном контроле» (п. 1 ст. 1) понимаются:

    а) находящиеся в обращении, а также  изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) ЦБ РФ и  монеты;

    б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях  в Российской Федерации;

    в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях  за пределами Российской Федерации  на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и ЦБ РФ с соответствующими органами иностранного государства  об использовании на его территории валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства.

    Вывоз и пересылка из Российской Федерации, а также ввоз и пересылка в  Российскую Федерацию рублей осуществляются резидентами и нерезидентами  в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ совместно с Минфином России и ФТС России.

      При единовременном ввозе в  Российскую Федерацию физическими  лицами - резидентами и физическими  лицами - нерезидентами  наличной  иностранной валюты и (или)  валюты Российской Федерации,  а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, ввозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации, а также дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме.

    Физические  лица имеют право единовременно  вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту и (или) валюту Российской Федерации в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей  этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации была ранее ввезена или переведена в Российскую Федерацию либо приобретена в Российской Федерации.

    При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, равной в эквиваленте 3 000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации не подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.

    При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации.

    Единовременный  вывоз из Российской Федерации физическими  лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации  в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается, за исключением случаев вывоза ранее ввезенной или переведенной в Российскую Федерацию наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем ее ввоз или перевод в Российскую Федерацию.

    Обязательное  декларирование таможенному органу вывозимых физическими лицами из Российской Федерации дорожных чеков  путем подачи письменной таможенной декларации производится в случае их единовременного вывоза из Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США. В иных случаях письменное декларирование вывозимых из Российской Федерации дорожных чеков производится по желанию физического лица.

    Перерасчет  перемещаемой через таможенную границу  Российской Федерации иностранной валюты, валюты Российской Федерации, дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в доллары США осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации на день декларирования таможенному органу.

Информация о работе Валютный контроль в торговом и неторговом обороте