Валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:16, курсовая работа

Описание

Первичные элементы валютных отношений можно встретить ещё в античном мире – Древнем Риме и Древней Греции, где зародилось вексельное и меняльное дело. Но, как говорится, всё течёт, всё изменяется. Так в связи с развитием отношений между различными государствами и появлением мирового рынка валютные отношения не только расширились по субъектному составу, охватывая всё новые и новые страны, но и получают правовое закрепление на основе как внутреннего, так и международного валютного законодательства.

Работа состоит из  1 файл

Вот она, родимая работушка!))).docx

— 31.23 Кб (Скачать документ)

Введение

Первичные элементы валютных отношений можно встретить  ещё в античном мире – Древнем  Риме и Древней Греции, где зародилось вексельное и меняльное дело. Но, как говорится, всё течёт, всё изменяется. Так в связи с развитием отношений между различными государствами и появлением мирового рынка валютные отношения не только расширились по субъектному составу, охватывая всё новые и новые страны, но и получают правовое закрепление на основе как внутреннего, так и международного валютного законодательства.

Переход России от жесткого администрирования и абсолютной валютной монополии государства  в условиях существования Союза  ССР к демократическим преобразованиям  и рыночным отношениям обусловил  и переход к либерализации  валютных отношений, при которой  российские юридические и физические лица становятся полноправными участниками  валютного рынка внешнеэкономических  отношений. Указанные изменения в валютной политике России привели и к развитию нормотворчества. В настоящее время в России в сфере валютных отношений принято и действует огромное количество правовых актов, основным из которых первоначально стал Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»1, действовавший ( с изменениями и дополнениями ) до вступления в силу Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ с аналогичным названием.

Но принятие нового закона было обусловлено не только необходимостью либерализации российской государственной валютной политики, но и необходимостью привести российское валютное законодательство в соответствие с требованиями современного международного экономического сотрудничества.

Валютное законодательство России состоит из Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 года и принятых в соответствии с ним  федеральных законов.

Согласно ст.71 Конституции 
 

Валютное  законодательство представляет собой совокупность правовых норм, определяющих международные расчеты, принципы проведения операций с валютными ценностями, порядок осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства.

Валютное законодательство состоит из трех блоков. Первый — специальные законодательные и нормативные документы, посвященные валютному регулированию и контролю.

Во  второй блок входят законодательные и нормативные документы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, деятельность институтов, выполняющих функции валютного регулирования и валютного контроля, а также институтов, осуществляющих операции с валютными ценностями. К данному блоку относятся законы РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О биржах», «О рынке ценных бумаг», «О товарных биржах и биржевой торговле», «Об иностранных инвестициях».

К третьему блоку валютного законодательства относятся законы всеобщего действия, такие, как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ.2

Валютное законодательство служит правовой основой валютного  регулирования и валютного контроля. 
 
 
 

Валютное  регулирование реализуется через механизм валютного контроля (см. §1.5). 1

 
 
 
 
 

- - - - - - - - - - - - - - - - - -

Указанный Закон устанавливает ответственность за нарушение валютного законодательства (ст. 14). Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

—        взыскания в доход государства  полученного по недействительным в  силу указанного Закона сделкам;

—        взыскания в доход государства  необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Резиденты, включая  уполномоченные банки, и нерезиденты  в случае отсутствия учета валютных операций, ведения учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставления или несвоевременного представления органам и агентам  валютного контроля запрашиваемых  ими документов и информации об осуществлении  валютных операций несут ответственность  в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой  документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности  в данных случаях устанавливается  Банком России.

При повторном нарушении вышеперечисленных положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

—        взыскания в доход государства  всего полученного по недействительным сделкам и необоснованно приобретенного в результате незаконных действий, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого  ЦБ РФ;

—        приостановления действия либо лишения  резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;

—        других санкций, установленных законодательством  Российской Федерации. 

Взыскание упомянутых сумм штрафов и иных взысканий  производится органами валютного контроля, в том числе по представлению  агентов валютного контроля, в  судебном порядке. (По определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. № 50-0 положения  о бесспорном порядке взыскания  штрафов и иных санкций с юридических  лиц без их согласия не применяются  — п. 4 ст. 11.)

Должностные лица юридических  лиц-резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Статья 15 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает права  и обязанности должностных лиц  органов и агентов валютного  контроля. Они имеют право в  пределах установленной компетенции:

—        проверять все документы, связанные  с осуществлением ими функций  валютного контроля, получать необходимые  объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие  о нарушениях в сфере законодательства;

—        приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае представления запрашиваемых документов и информации;

—        приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления  валютных операций.3 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -  -     --- 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Валютный контроль