Валютный контроль в торговом и неторговом обороте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 00:04, курсовая работа

Описание

Рассмотрены понятие и сущность валютного контроля, порядок осуществления валютного контроля в торговом и неторговом обороте

Содержание

Введение 5
1. Понятие и сущность валютного контроля 8
2. Валютный контроль в торговом обороте 13
3. Валютный контроль в неторговом обороте 24
4. Ответственность за нарушения таможенных правил ввоза и вывоза
валюты 33
Заключение 39
Список использованных информационных источников 42
Приложения 44

Работа состоит из  1 файл

ОВК.doc

— 239.00 Кб (Скачать документ)

    Законодательство  устанавливает запрет на пересылку  из Российской Федерации и пересылку в Российскую Федерацию физическими лицами российских рублей. При этом под пересылкой понимается перемещение через таможенную границу Российской Федерации российских рублей в несопровождаемом багаже без следования лица через таможенную границу Российской Федерации, а также их перемещение в международных почтовых отправлениях.

    Ввоз  рублей в Российскую Федерацию физическими  лицами разрешен:

  • в пределах суммы на одно лицо по нормам, установленным ЦБ РФ (т.е. 500 МРОТ);
  • военнослужащим, рабочим и служащим российских войск, дислоцированных на территории иностранных государств, в пределах сумм, указанных в справках полевых учреждений ЦБ РФ или воинских частей;
  • вынужденным переселенцам и беженцам, направляющимся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, в пределах сумм, подтвержденных документами об источниках их образования, заверенными консульской службой МИД России.

    В иных случаях ввоз российских рублей запрещен.

    Порядок перемещения памятных монет, являющихся валютой Российской Федерации.

      Перемещение через таможенную границу РФ памятных монет из

драгоценных металлов, являющихся валютой РФ, регулируется Положением

 о  ввозе в Российскую Федерацию  и вывозе из Российской Федерации  драгоценных металлов, драгоценных  камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21.06.2001 г. №742.

      Перемещение через таможенную границу РФ памятных монет из

драгоценных металлов, являющихся валютой РФ, регулируется Положением

 о  ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21.06.2001 г. №742.

     Ввоз в Российскую Федерацию физическими и юридическими лицами памятных монет из драгоценных и недрагоценных металлов осуществляется без ограничений при соблюдении таможенных правил.

     Вывоз физическими лицами как резидентами, так и нерезидентами монет из недрагоценных металлов разрешается в количестве не более 10 штук. Исключение составляют памятные монеты, выпущенные до 1961 года, для их вывоза требуется разрешение Минкультуры России;

     Вывоз монет из драгоценных металлов физическими лицами (резидентами и нерезидентами) осуществляется по специальному разовому разрешению Банка России, порядок оформления которого доведен до таможенных органов письмом ГТК России от 23.03.2003 № 01-06/13397.

      В соответствии с письмом ГТК России от 28.03.2003 г. № 01-06/13397 «О вывозе монет  из драгоценных металлов» физические лица могут вывозить из Российской Федерации монеты из драгоценных металлов, не являющиеся культурной ценностью, в пределах установленных стоимостных ограничений на вывоз товаров, предназначенных для личного пользования (не более 10 000 долл. США в эквиваленте).

     В качестве документов, удостоверяющих стоимость вывозимых физическими  лицами монет из драгоценных металлов, таможенными органами могут приниматься:

     - приходные кассовые документы  (чеки, квитанции, кассовые ордера  и т.п.), выдаваемые кредитными  организациями, а также нумизматическими, антикварными и комиссионными  магазинами при реализации ими  монет из драгоценных металлов (при этом реквизиты плательщика, указанные в приходном кассовом документе, могут не соответствовать паспортным данным физического лица, осуществляющего вывоз монет);

     -  заключения о стоимости монет,  выданные организациями, производящими  оценку монет из драгоценных металлов на основании лицензий Минимущества России. К указанному заключению должна прилагаться заверенная оригинальной печатью данной организации копия лицензии Минимущества России на оценочную деятельность;

     - иные документы, подтверждающие  стоимость монет из драгоценных металлов.

    При отсутствии документов, удостоверяющих стоимость вывозимых физическими лицами монет из драгоценных металлов, оценка их стоимости может быть произведена таможенными органами, исходя из цен покупки и продажи драгоценных металлов, ежедневно устанавливаемых Банком России и направляемых в таможенные органы по телекоммуникационным каналам связи.

    При оценке стоимости вывозимых физическими  лицами монет могут использоваться справочные материалы, содержащие информацию о стоимости указанных монет, в том числе предоставляемые Государственным таможенным комитетом (Федеральной таможенной службой) России.

    Порядок вывоза монет из драгоценных металлов, являющихся культурной ценностью, регулируется Законом РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

    В соответствии с данным Законом монеты из драгоценных металлов, созданные более 50 лет назад, могут быть вывезены физическими лицами из Российской Федерации при обязательном представлении свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации, выданного Министерством культуры РФ или его территориальными органами по сохранению культурных ценностей в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2001 № 322 «Об утверждении положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей».

    В случае отсутствия у физического  лица на момент таможенного оформления документов, удостоверяющих стоимость вывозимых монет, при наличии достаточных оснований предполагать, что общая стоимость вывозимых физическими лицами товаров превышает установленные стоимостные ограничения (10000 долл. США), данные монеты могут быть приняты таможенными органами на временное хранение по квитанции ф. ТС-21.

    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.06.2001 г. № 742 экспорт из Российской Федерации монет из драгоценных металлов, являющихся законным средством платежа, осуществляют Центральный банк РФ и кредитные организации.[10] 

Порядок перемещения драгоценных металлов и драгоценных камней 

       Валютный контроль за перемещением драгоценных металлов и драгоценных камней, в отношении которых сохраняется жесткий государственный контроль – это одно из направлений валютного контроля в неторговом обороте.

     Порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом устанавливается Правительством РФ. Основными правовыми документами являются Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (в ред. от 10 января 2002 г.), Указ Президента РФ от 21 июня 2001 г. № 742 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней"

     Согласно  Федеральному закону "О драгоценных  металлах и драгоценных камнях" установление особого порядка таможенного контроля за перемещением через таможенную границу драгоценных металлов и драгоценных камней отнесено к одной из форм государственного регулирования.

     Действующий   в   настоящее   время   порядок   таможенного оформления аффинированного золота и серебра в виде слитков, порошков, гранул, а также самородков драгоценных металлов определен приказом ГТК России и Минфина РФ от 7 сентября 2001 г. № 887, 71-Н (соответственно) "О Правилах осуществления контроля за соблюдением порядка экспорта аффинированных золота и серебра в виде слитков, порошков, гранул, а также самородков драгоценных металлов".

     Перемещение драгоценных металлов и камней через  таможенную границу Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством России, а в ряде случаев может производиться только на основании специальных решений Президента РФ, а именно:

     - ввоз и вывоз необработанных природных алмазов и бриллиантов;

     -  ввоз и вывоз радиоактивных и стабильных изотопов драгоценных металлов и изделий на их основе;

     -  ввоз на территории особых экономических зон, свободных таможенных зон и свободных складов, вывоз с этих территорий драгоценных металлов и камней;

     -  вывоз драгоценных металлов и камней,  поступающих в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции в собственность инвестора.

     Ввоз  драгоценных металлов на территорию Российской Федерации организациями и физическими лицами осуществляется без количественных ограничений и лицензий. Не подлежат вывозу с территории России отходы и лом, руды и концентраты драгоценных металлов, а также необработанные драгоценные металлы.

     Особенности экспорта драгоценных металлов и  драгоценных камней, устанавливаемые  законодательством Российской Федерации.

     Экспорт аффинированных золота и серебра имеют право осуществлять:

     а)  Центральный банк России;

     б)  кредитные организации, имеющие  лицензии Центрального  банка   России   на  совершение   операций   с  драгоценными металлами. Уполномоченные банки могут вывозить аффинированное золото и серебро в двух случаях: по договорам купли-продажи и для зачисления на "металлический счет". Во втором случае металлы могут находиться на "металлическом счете" неограниченно, поэтому сроки текущих валютных операций не применяются;

     в)  субъекты добычи драгоценных металлов;

     г)  организации,  имеющие лицензии на оптовую торговлю драгоценными металлами.

     В России экспорт аффинированных платины  и металлов платиновой группы осуществляется унитарным предприятием "Внешнеэкономическое  объединение "Алмазювелирэкспорт". Контроль за операциями, проводимыми этим предприятием, осуществляет Министерство финансов РФ.

     Перемещение драгоценных камней осуществляется со следующими особенностями:

     1.  Экспорт необработанных и обработанных  природных драгоценных камней имеют право осуществлять субъекты их добычи и производства.

     2.  Экспорт уникальных драгоценных  камней осуществляется

по отдельным  решениям Правительства РФ.

     Таможенное  оформление ввозимых и вывозимых  необработанных природных алмазов и бриллиантов, аффинированных драгоценных металлов производится только на специализированных таможенных постах.

     Специализированные  таможенные посты проверяют на соответствие сопроводительным документам все вывозимые с территории РФ и ввозимые в РФ партии драгоценных камней, производят их регистрацию. Таможенное оформление необработанных алмазов и бриллиантов осуществляется только после проведения соответствующей работы государственными контролерами Минфина России либо при получении согласия Минфина России на вывоз конкретных партий указанных драгоценных.

          Основная цель валютного контроля в неторговом обороте — обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Россию, а также обеспечение соответствия суммы средств в иностранной валюте, переведенной в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных на территорию страны товаров в интересах оздоровления государственного бюджета, укрепления финансовой дисциплины, развития внутреннего валютного рынка и формирования государственных валютных резервов.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ ВВОЗА И ВЫВОЗА ВАЛЮТЫ 

      В первом полугодии 2006 года деятельность таможенных органов была направлена на усиление правоохранительной деятельности по борьбе с контрабандой и иными нарушениями таможенного законодательства в целях создания благоприятных условий для выполнения таможенными органами плановых заданий по наполнению федерального бюджета. Так, за вышеназванный период возбуждено 1550 уголовных дел, заведено 3748 дел об административных правонарушениях, что превышает показатели за аналогичный период прошлого года более чем в полтора раза. При этом 74 %  уголовных дел выявлено в результате оперативно-розыскной деятельности.        

      Административное  правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.           Субъектом административного правонарушения могут выступать физические, юридические, должностные лица. Кроме того, КоАП РФ устанавливает признаки специального субъекта. Например, лицо, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ст.16.1); таможенный брокер (ст.16.2); перевозчик (ст.16.6); владелец складов временного хранения, владелец таможенного склада (ст. 16.23).            Характеристика специального субъекта имеет значение при определении круга лиц, подлежащих административной ответственности. Так, например, таможенный брокер, не является субъектом административной ответственности  за нарушение таможенных правил, выразившееся в нарушении установленных сроков предоставления в таможенный орган таможенной декларации.    В качестве объекта административного правонарушения в области таможенного дела выступают общественные отношения, поставленные под охрану государства, к которым относятся отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Согласно Методическим рекомендациям по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (утв. Письмом ГТК РФ от 30.09.2002 г.) объектом правонарушения следует считать порядок оформления товаров и транспортных средств, а предметом товары и транспортные средства.  

Информация о работе Валютный контроль в торговом и неторговом обороте