Таможенный контроль товаров: основные формы, задачи, практика применения на примере таможенного органа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 10:47, дипломная работа

Описание

в работе рассматриваются теоретические основы проведения таможенного контроля товаров при перемещении через таможенную границу, проведен анализ данных по применению форм таможенного контроля на примере таможенного органа, выявлены проблемы и предложены возможные пути их решения

Содержание

Введение……………………………………………………………..……………3
Глава 1. Теоретические основы осуществления таможенного контроля
товаров и транспортных средств……………………………………..6
1.1.Сущность, формы и порядок проведения таможенного контроля
товаров и транспортных средств……………………………………..6
1.2. Нормативно-правовая база осуществления таможенного
контроля…. ……………………………………..………………….....23
Глава 2. Анализ деятельности таможенных органов по осуществлению
таможенного контроля товаров на примере Наушкинского
таможенного поста……………….……………………………………35
2.1. Анализ перемещения товаров в зоне деятельности
Наушкинского таможенного поста…………………………………35
2.2. Анализ применения форм таможенного контроля в зоне
деятельности Наушкинского таможенного поста………………....42
2.3. Правонарушения, выявленные в ходе применения различных форм
таможенного контроля………………………………………………56
Глава 3. Совершенствования нормативного регулирования форм
таможенного контроля, и их влияние на выявление
административных правонарушений…………………………….…63
3.1. Проблемы неполноты нормативного регулирования в отношении
всех форм таможенного контроля…………………………….…...63
3.2. Вопросы совершенствования выявления административных
правонарушений посредством применения форм таможенного
контроля…………………………………………………………..….72
Заключение …………………………………………………………………….. 78
Список используемых источников……………………………………………..81

Работа состоит из  1 файл

Диплом Ц.docx

— 437.12 Кб (Скачать документ)

Добиться такой организации  таможенного контроля призвана система  управления рисками — одна из наиболее важных новелл ТК РФ 2003 г. При этом под  рисками разумеются риски несоблюдения таможенного законодательства.11

Система управления рисками  призвана сконцентрировать основные ресурсы (людские, технические, финансовые и т. д.) таможенных органов на наиболее острых, проблемных направлениях таможенного контроля, к числу которых законодатель отнес направления, нацеленные на предотвращение:

а) нарушений законодательства, имеющих устойчивый характер (например, контрабанда наркотиков, трансграничное перемещение контрафактной продукции, декларирование недостоверной информации о таможенной стоимости товаров и т. п.);

б) нарушений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей в значительных размерах;

в) нарушений, подрывающих конкурентоспособность отечественных 
товаропроизводителей (например, ввоз на таможенную территорию РФ 
иностранных товаров с нарушением запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой 
деятельности);

г) других нарушений, затрагивающих важные интересы государства, 
обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Таможенные органы в своей  повседневной деятельности анализируют  риски нарушения таможенного  законодательств, определяя товары, транспортные средства, документы и лица, подлежащие проверкам в ходе таможенного контроля. Они же устанавливают необходимые объемы проверочных мероприятий в каждом конкретном случае.

Таможенный орган запрашивает  документы и сведения, необходимые  для таможенного контроля, в письменной форме устанавливает срок их представления. По мотивированному обращению лица указанный срок продлевается таможенным органом на время, необходимое для  представления указанных документов.

Документы, необходимые для  таможенного контроля, должны храниться  лицами не менее трех календарных  лет после года, в течение которого товары утрачивают статус находящихся  под таможенным контролем. Таможенные брокеры (представители), владельцы  складов временного хранения, владельцы  таможенных складов и таможенные перевозчики должны хранить документы  в течение пяти календарных лет  после года, в течение которого совершались таможенные операции (ст. 363 ТК РФ).

Лица, перемещающие товары и  транспортные средства через таможенную границу РФ либо осуществляющие деятельность, подконтрольную таможенным органам, обязаны представлять последним документы и сведения, необходимые для таможенного контроля. Данная норма нашла свое закрепление также в ряде других статей ТК РФ. Так, в п. 1 ст. 131 ТК РФ закреплено: «Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения».

В ст. 127 ТК РФ отмечается, что  «при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения». При декларировании товаров представляются следующие основные документы:

- договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок — иные документы, содержащие условия таких сделок;

- имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы;

- транспортные (перевозочные) документы;

- разрешения, лицензии, сертификаты и иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

- документы, подтверждающие происхождение товаров;

- платежные и расчетные документы;

- документы, подтверждающие сведения о декларанте.12

Если декларант претендует на получение таможенных льгот, он обязан представить в таможенный орган  документы, подтверждающие право на соответствующие льготы. В целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.

Таможенный орган вправе запросить дополнительные документы  и сведения, необходимые ему для  проведения таможенного контроля. Такой  запрос оформляется письменно и  содержит указание срока, в течение  которого запрашиваемая информация должна быть представлена.

Товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации и до момента: выпуска для свободного обращения; уничтожения; отказа в пользу государства; обращения товаров в федеральную собственность либо распоряжения ими иным способом в соответствии с главой 41 ТК РФ; фактического вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации.

Сроки проверки таможенной декларации, иных документов при таможенном оформлении установлены в ст. 359 ТК РФ, в соответствии с которой такая проверка должна быть завершена не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, за исключением случаев, когда ТК РФ установлены более короткие сроки.

Установление предельного  срока проверки таможенной декларации, иных документов и товаров при  таможенном оформлении — важная юридическая гарантия того, что административный произвол на этапе таможенного контроля будет сведен к минимуму. Затянувшиеся проверки на таможне приводят не только к созданию атмосферы нервозности и неопределенности, но и к серьезным экономическим потерям и убыткам, которые приходится нести участникам внешнеэкономической деятельности (незапланированные простои транспортных средств, увеличение складских расходов, нарушение графика поставки и т. п.).

Важным источником информации для проведения таможенного контроля является отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых или используемых товарах, которые вызывают интерес у таможенных органов.

В комментируемой статье определен  круг лиц, обязанных представлять таможенным органам такую отчетность: таможенные брокеры; владельцы складов временного хранения; владельцы таможенных складов; таможенные перевозчики; лица,  пользующиеся  специальными упрощенными процедурами (ст. 68 ТК РФ); лица, пользующиеся или  владеющие условно выпущенными  товарами (например, товарами, заявленными  под таможенные режимы временного ввоза, переработки на таможенной территории и т. д.).

Формы отчетности определяются ФТС России. Непредставление или  несвоевременное представление  отчетности мешают нормальной работе таможенных органов, существенно снижают  эффективность проводимого ими  таможенного контроля. Виновные в  совершении такого правонарушения привлекаются к административно-правовой ответственности. В соответствии со ст. 16.15 КоАП РФ непредставление  или несвоевременное представление  в таможенный орган отчетности в  случаях, предусмотренных таможенным законодательством, влечет наложение  административного штрафа на должностных  лиц в размере от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц — от 100 до 200 МРОТ.

Согласно ст. 364 таможенные брокеры (представители), владельцы  складов временного хранения, владельцы  таможенных складов и таможенные перевозчики, лица, пользующиеся специальными упрощенными процедурами (ст. 68), а  также лица, пользующиеся и (или) владеющие  условно выпущенными товарами, по требованию таможенных органов обязаны  представить в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах по формам, определяемым Федеральной таможенной службой.

Статья 365 предусматривает  недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля. Убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

В зоне таможенного контроля таможенный осмотр товаров и транспортных средств может проводиться в  отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров  и транс-, портных средств, и их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют  желание присутствовать при таможенном осмотре.

В ходе таможенного осмотра  при внешнем визуальном осмотре  товаров и транспортных средств  уполномоченные должностные лица таможенных органов могут проверить количество товаров, находящихся под таможенным контролем. В случае установления факта  неверного указания количества товаров  при их декларировании таможенный орган  вправе самостоятельно определить количество товаров в таможенных целях.

Уполномоченное должностное  лицо таможенного органа, приняв решение  о проведении таможенного досмотра, уведомляет об этом декларанта или  иное лицо, обладающее полномочиями в  отношении товаров и (или) транспортных средств, если оно известно. При таможенном досмотре товаров и транспортных средств могут присутствовать, а  по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа обязаны  присутствовать указанные лица либо их представители. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством.

Таможенный досмотр товаров  и транспортных средств в указанных  случаях проводится в присутствии  понятых. При проведении досмотра может  осуществляться вскрытие транспортных средств, грузовых помещений, тары и  упаковки, снятие пломб, печатей и  иных средств идентификации. Для  обнаружения фактов открытого перемещения  товаров в ходе таможенного досмотра производится проверка грузовых мест, конструктивных особенностей транспортных средств с целью обнаружения  тайников, в которых могут быть сокрыты отдельные предметы.

По общему правилу таможенный досмотр осуществляется после принятия таможенной декларации. До принятия таможенной декларации таможенный досмотр в отношении ввозимых товаров может проводиться в следующих случаях: в целях идентификации товаров для таможенных целей; при наличии информации о нарушении таможенного законодательства (досмотр проводится для проверки такой информации); в целях проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки.

Таможенные органы в силу п. 2 ст. 411 ТК РФ вправе допускать выполнение отдельных действий, относящихся к их компетенции, другими государственными органами, если это предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами. Комментируемый принцип исключает возможность передачи полномочий по таможенному контролю, какому бы то ни было государственному органу.

 

    1. Нормативно-правовая база осуществления таможенного контроля

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование отнесено к ведению федеральных органов государственной власти, которое означает, что законодательство в таможенной сфере ограничивается федеральным уровнем. Данная норма Конституции позволяет объединить единые для всех правила внешнеэкономической деятельности, единый порядок и условия перемещения товаров, валюты и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, единство таможенных процедур13.

Общее руководство таможенным делом в РФ осуществляет Правительство  РФ. Соответствующие полномочия Правительства  РФ установлены в Конституции  РФ и Федеральном конституционном  законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

       Правительство РФ руководит работой федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. В свою очередь, федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач14.

Правительство РФ утверждает положения о федеральных министерствах  и об иных федеральных органах  исполнительной власти, устанавливает  предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти  цели в федеральном бюджете.

Непосредственную реализацию задач в области таможенного  дела и единообразие применения таможенного  законодательства РФ всеми таможенными  органами на территории РФ обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области  таможенного дела, которым является Федеральная таможенная служба (ФТС  России). Деятельность ФТС России осуществляется в соответствии с Положением о  ФТС России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.08.2004 г. № 4292. В соответствии с этим нормативным правовым актом ФТС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела в РФ.

        Таможенные органы в силу п. 2 ст. 411 ТК РФ вправе допускать выполнение отдельных действий, относящихся к их компетенции, другими государственными органами, если это предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами. Комментируемый принцип исключает возможность передачи полномочий по таможенному контролю, какому бы то ни было государственному органу.

Информация о работе Таможенный контроль товаров: основные формы, задачи, практика применения на примере таможенного органа