Таможенный контроль товаров: основные формы, задачи, практика применения на примере таможенного органа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 10:47, дипломная работа

Описание

в работе рассматриваются теоретические основы проведения таможенного контроля товаров при перемещении через таможенную границу, проведен анализ данных по применению форм таможенного контроля на примере таможенного органа, выявлены проблемы и предложены возможные пути их решения

Содержание

Введение……………………………………………………………..……………3
Глава 1. Теоретические основы осуществления таможенного контроля
товаров и транспортных средств……………………………………..6
1.1.Сущность, формы и порядок проведения таможенного контроля
товаров и транспортных средств……………………………………..6
1.2. Нормативно-правовая база осуществления таможенного
контроля…. ……………………………………..………………….....23
Глава 2. Анализ деятельности таможенных органов по осуществлению
таможенного контроля товаров на примере Наушкинского
таможенного поста……………….……………………………………35
2.1. Анализ перемещения товаров в зоне деятельности
Наушкинского таможенного поста…………………………………35
2.2. Анализ применения форм таможенного контроля в зоне
деятельности Наушкинского таможенного поста………………....42
2.3. Правонарушения, выявленные в ходе применения различных форм
таможенного контроля………………………………………………56
Глава 3. Совершенствования нормативного регулирования форм
таможенного контроля, и их влияние на выявление
административных правонарушений…………………………….…63
3.1. Проблемы неполноты нормативного регулирования в отношении
всех форм таможенного контроля…………………………….…...63
3.2. Вопросы совершенствования выявления административных
правонарушений посредством применения форм таможенного
контроля…………………………………………………………..….72
Заключение …………………………………………………………………….. 78
Список используемых источников……………………………………………..81

Работа состоит из  1 файл

Диплом Ц.docx

— 437.12 Кб (Скачать документ)

Вместе с тем, именно этот, либо иной порядок проведения таможенного  контроля должен быть предусмотрен законодателем, либо нормативными документами ФТС  РФ, а неразрешенность данного  вопроса не способствует  единообразию практики применения форм контроля, и  зачастую приводит к нарушению законности при его проведении, и невозможность  использования результатов таможенного  контроля для производства по делам  об административных правонарушениях.

К проблеме несовершенства нормативного регулирования можно  отнести и тот факт, что нормативно не определены формы уведомления  между должностными лицами оперативных  таможен, перевозчиками товаров, владельцев таможенных складов и складов  временного хранения в случае обнаружения  ими нарушения средств идентификации  и формы получения разрешений на их замену без участия таможенного  органа.

Так, например, отделом таможенного досмотра Наушкинской таможни в 2006г. был зафиксирован случай  нарушения средств идентификации на железнодорожном составе и их замены  без разрешения таможенного органа. После того как нарушение средств идентификации было обнаружено, работники железнодорожной станции самостоятельно, без разрешения таможенного органа,  заменили пломбы, после чего сообщили в Бурятскую таможню о данном событии по телефону принятое сообщение зафиксировано таможенным органом без указания на время замены и обстоятельств дела. В действиях ОАО «РЖД» содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ст. 16.11 КоАП РФ. В дальнейшем это привело к необходимости установления в ходе административного расследования и получения показаний от большого круга свидетелей административного правонарушения. 

 Таким образом, при  изучении нормативной базы, регулирующей  формы таможенного контроля, выявлена проблема ее несовершенства.  Большинство форм не имеют письменного отражения в нормативных документах, что  в большей мере влияет на количество обнаружения признаков административных правонарушений и тем самым на выявляемость их при таможенном контроле. А в ряде существующих документов имеются недостатки, которые требуют доработок.

 

 

3.2. Вопросы совершенствования  выявления административных

правонарушений посредством применения форм таможенного контроля

 

При изучении проблем несовершенства нормативного регулирования форм таможенного  контроля, и их влияния на выявление административных правонарушений автором разработаны  предложения по доработке нормативных актов и созданию новых ведомственных нормативных актов. На наш взгляд решение данных вопросов позволит повысить выявляемость административных правонарушений, даст возможность надлежащего закрепления выявленных признаков административных правонарушений, и использование их в качестве доказательств по делам об административных правонарушениях.

С развитием рыночных отношений, глубокой интеграции России в мировую  экономику необходимо принятие нормативно – правовых актов, подробно определяющих и регулирующих применение всех форм таможенного контроля, в частности, для целей выявления составов административных правонарушений.

По статистическим данным т/п Наушкинский, нами ранее определены формы таможенного контроля, наиболее часто применяющиеся для обнаружения признаков административных  правонарушений.

Так, основными формами  таможенного контроля, по которым возбуждены дела, являются: таможенный осмотр, досмотр, таможенная ревизия. Тем временем нормативное регулирование форм таможенного контроля развивается, но в недостаточной мере.

На наш взгляд  действующие  акты нормативного характера нуждаются  в существенной доработке, так, Приказ от 16 сентября 2003 г. N 1023 «Об утверждении формы документов, используемых при проведении таможенной ревизии и осмотра помещений и территорий, и инструкции по их заполнению» необходимо внести данные, которые отражают объяснения лица, в отношении которого проводились осмотр, в котором поясняются причины совершения нарушения таможенного законодательства.

При указании  технических  средств, применяемых при таможенном контроле, необходимо указывать данные о приборах, а именно о том, что  приборы пошли сертификацию, их модель, номер и их описание. Это необходимо для того, чтобы не возникало сомнений по поводу правильности полученных результатов.

Тем самым данные акты будут  содержать полные сведения о проведении таможенного осмотра помещений  и территорий, таможенной ревизии  и не возникнет сомнений в их законности при признании данных документов в качестве доказательств по делу об административном правонарушении.

 Приказ от 20 октября  2003 г. N 1166 «О формах актов таможенного  досмотра (осмотра) товаров и транспортных  средств».

При изучении данного акта были обнаружены недоработки, которые  выражаются в  отсутствии возможности  получения пояснения от лица, перемещающего  товар,  причин указывающих на совершение правонарушения. Отсутствует описание применяемых технических средств, в результате чего могут возникнуть разногласия по получению результатов  их применения.

Существует большое количество технических средств, применяемых  таможенными органами для обнаружения  незаконно везенных или запрещенных  товаров. К таким средствам относятся  дозиметры, щупы, зеркала, спектрометры и другие. Каждое техническое средство облегчает и упрощает поиск таких  товаров. Наиболее подробное их описание в акте таможенного досмотра (осмотра) наиболее полно отразит картину  незаконного перемещения товаров  и транспортных средств и  с  наибольшей точностью покажет размер ущерба, который причинен таким незаконным ввозом или вывозом товаров.

В отношении Приказа от 23 декабря 2003 г. N 1519 «Об утверждении  порядка взятия проб или образцов товаров, а также порядка их исследования при проведении таможенного контроля»  необходимо указывать в протоколе  «о взятии проб и образцов» соблюдение всех правил безопасности как для  здоровья лиц, участвующих при взятии проб и образцов, а также и для  того, чтобы при их взятии не произошло  изменение физических, химических характеристик.

В ходе взятия проб и образцов необходимо указывать способы фиксации вещественных доказательств, а также  полученные в результате материалы (указываются конкретные материалы  и их идентификационные признаки, упаковка, печати). Также если в ходе взятия проб и образцов возникают  несогласия со стороны лица обладающего полномочиями в отношении товара, то их нужно отразить в акте в виде объяснений, замечаний, ходатайств, отводов, заявлений.

Приказ от 20 октября 2003 г. N 1165 «Об утверждении формы акта проведения личного досмотра».

 При применении медицинских  приборов для обнаружения сокрытых  товаров в акте личного досмотра  должна быть сделана запись, что  применяемые приборы не нанесут  вреда здоровью и жизни досматриваемого  лица, указать наличие сертификата  на данные приборы. 

После обнаружения  скрываемых товаров и представления понятым для дальнейшего их приложения к делу в качестве доказательств, необходимо  их упаковать соответствующим образом с наложением на них ярлыка обеспечения сохранности упаковки, что также должно найти свое отражение в акте личного досмотра.

Досматриваемому лицу должна быть представлена возможность заявлять отводы, ходатайства, давать замечания  и заявления во время производства досмотра.

В отношении остальных  форм таможенного контроля, которые  не нашли отражения в нормативных  документах в области таможенного  дела, необходима их разработка и внедрение  в деятельность таможенных органов.

Так, использование такой  формы как таможенное наблюдение, может повлечь обнаружение  значительного  числа правонарушений, но не имеются  акты, в которых данная форма была бы отражена.

Таможенное наблюдение, в  виде визуального наблюдения уполномоченными  должностными лицами таможенного органа за перевозкой товаров и  транспортных средств, применяется при обнаружении  признаков таких составов административных правонарушений как: незаконное перемещение  товаров и транспортных средств  через таможенную границу РФ, нарушение  режима зоны таможенного контроля, причаливание к судну и другим плавучим средствам,  несоблюдение порядка внутреннего таможенного  транзита или таможенного режима МТТ, нарушение сроков временного хранения, невывоз либо неосуществление обратного  ввоза товаров и (или) транспортных средств, несоблюдение таможенного  режима. Для фиксации обнаружения  признаков совершения административных правонарушений необходимо принятие акта, установленного образца, в котором  должны быть отражены все обстоятельства дела, и который в дальнейшем должен быть приложен к делу об административном правонарушении в качестве доказательства.

Такая форма таможенного  контроля как устный опрос также  требует доработок со стороны  законодательства. Необходимо принятие нормативного документа, в котором  четко были бы отражены объяснения лица, совершившего правонарушение, о  причинах его совершения. В дальнейшем, при отнесении данных причин к  отягчающим или смягчающим,  должностное  лицо таможенного органа приобщает  объяснение к делу, которое в дальнейшем влияет на размер административной ответственности.

Данная проблема требует  решения и по такой форме, как  «Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков» и создания нормативного документа в виде приказа, письма, инструкции или методических рекомендаций.

В отношении путей совершенствования  таможенного оформления необходим  комплексный подхода в работе по недопущению недостоверного декларирования, представление недействительных документов. Основным недостатком разрабатываемых  мероприятий организационного и  информационно-технического характера  является отсутствие устойчивой практики их применения на местах таможенными  органами, непосредственно осуществляющими  таможенное оформление.

Поэтапное внедрение элементов  информационно-технических таможенных технологий не дает ожидаемого эффекта. В частности, введение голографических  наклеек, попытки сопоставления  электронных и бумажных носителей  информации, используемой для целей  таможенного контроля, не принесли значимых результатов фискального  или правоохранительного характера.

Данные электронных носителей, содержащие сведения о товарах, перемещаемых через отдельные участки таможенной границы Российской Федерации, в  виду значительного товаропотока и  напряженного режима работы сотрудников  в пунктах пропуска, не позволяют  вносить полный перечень кодов товаров, что приводит к несоответствию с  данными в таможнях назначения, а  следовательно - к негативным выводам  проверок деятельности таможенных органов.

Все изложенное свидетельствует  о необходимости ввода новых  таможенных технологий блоками на наиболее неблагоприятных с точки зрения недостоверного декларирования направлениях перемещения товаров, прежде всего  с целью сокращения числа необходимых  согласований, неоправданно усложняющих  процесс таможенного оформления.

Данные предложения по совершенствованию нормативного регулирования  позволят избежать проблемных вопросов и противоречий при возбуждении  дела об административном правонарушении. Собранные данные, отраженные в актах, будут служить доказательствами и прилагаться к делу, и содержать  полные и достоверные сведения, необходимые  для привлечения лица, обладающего  полномочиями в отношении товаров, к административной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, таможенный контроль во многом определяет характер и содержание деятельности таможенных органов. Основная цель таможенного контроля – выявление, путём различных его форм  соответствия таможенных операций и действий положениям и нормам таможенного законодательства.

Полномочиями по таможенному  контролю наделяются только таможенные органы, которыми в соответствии с  п. 1 ст. 402 ТК РФ являются: ФТС России; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.

Ввезенные на таможенную территорию товары и транспортные средства приобретают  статус товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на российскую территорию.

Вывозимые российские товары и транспортные средства приобретают  статус находящихся под таможенным контролем с момента принятия таможенной декларации таможенным органом  или совершения действий, непосредственно  направленных на вывоз товаров (погрузка товара на транспортное средство и  т. п.).

Таможенный контроль понимают как общий статус (правовой режим) перемещаемых через таможенную границу  РФ товаров и транспортных средств  и как совокупность проверочных  мероприятий, также он представляет  собой  действия должностных лиц  таможенного органа, осуществляемые в установленной последовательности и направленные на обеспечение соблюдения действующего таможенного законодательства, а также международных договоров  РФ и установленного порядка перемещения  товаров и транспортных средств  через  таможенную границу, в том  числе соблюдение мер нетарифного  регулирования, при перемещении  товаров и транспортных средств  под определённый таможенный режим.

Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке и на условиях, которые  предусмотрены ТК РФ (п. 1 ст. 14 ТК РФ). При этом таможенные органы и их должностные лица при осуществлении  таможенного контроля не вправе устанавливать  требования и ограничения, которые  не закреплены в таможенном законодательстве или иных правовых актах РФ (п. 2 ст. 14 ТК РФ). Следовательно, таможенные органы могут осуществлять таможенный контроль только в тех формах, которые непосредственно  предусмотрены ТК РФ.

При подробном изучении, анализе, выявлении проблем, приведенных  в рассматриваемом дипломном  проекте, можно сделать вывод, что  применение форм таможенного контроля в зоне деятельности Наушкинской  таможни ограничивается применением  лишь основных его форм: проверки документов и сведений, таможенного осмотра/досмотра товаров, таможенного наблюдения и  таможенной ревизии.

Информация о работе Таможенный контроль товаров: основные формы, задачи, практика применения на примере таможенного органа