Таможенно-тарифное регулирование ВЭД в условиях таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:57, реферат

Описание

Актуальность темы исследования. В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах – участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4–6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………
1. Государственное регулирование ВЭД……………………………………….
2. Таможенно-тарифное регулирование в России……………………………..
3. Основные направления таможенно-тарифной политики России на 2011-2013 года………………………………………………………………………...
4. Совершенствование таможенно-тарифных мер регулирования ВЭД…..
Заключение ………………………………………………………………………
Список литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 55.43 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по курсу :

«Таможенное дело»

на тему :

 «таможенно-тарифное регулирование ВЭД в условиях таможенного союза» 
 
 
 

москва, 2011

Содержание

 
 
 
 
 

Введение……………………………………………………………………………………………

1. Государственное регулирование ВЭД……………………………………….

2. Таможенно-тарифное регулирование в России……………………………..

3. Основные направления таможенно-тарифной политики России на 2011-2013 года………………………………………………………………………...

4. Совершенствование таможенно-тарифных мер регулирования ВЭД…..

Заключение ………………………………………………………………………

Список  литературы……………………………………………………………... 

     Введение

 

     В течение последних двух десятилетий  в процессе либерализации международной  торговли значительно снизился общий  уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов. Все более широко и эффективно применяются нетарифные меры регулирования внешней торговли, однако таможенно-тарифная политика по-прежнему выступает ключевым фактором, определяющим национальный торговый режим и условия доступа иностранной продукции на внутренний рынок.

     Для обеспечения таможенного регулирования  на единой таможенной территории Таможенного  союза России, Беларуси и Казахстана был разработан единый Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС). Для Республики Казахстан и Российской Федерации  ТК ТС вступил в силу с 1 июля, а  для Республики Беларусь – с 6 июля. ТК ТС стал основным документом таможенного  регулирования в Таможенном союзе. С 1 января 2010 года Комиссии таможенного союза переданы полномочия в области регулирования внешней торговли, такие как изменение ставок ввозных таможенных пошлин, ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза, установление тарифных льгот и тарифных квот, определение системы тарифных преференций, введение нетарифных мер регулирования.

     2011 год станет вторым годом осуществления  таможенно-тарифного регулирования  в условиях передачи функции применения большинства инструментов внешнеторговой политики органам управления таможенного союза, и в первую очередь Комиссии таможенного союза. В связи с этим совершенствование подходов и механизмов, обеспечивающих реализацию задач таможенно-тарифной политики Российской Федерации в 2011 году в рамках установленного порядка принятия решений органами управления таможенного 16 союза, будет осуществляться на основе учета положительного и отрицательного опыта этой работы в 2010 году, реального вклада внешнеторгового фактора в решение важнейших задач социально-экономического развития.1

     Актуальность  темы исследования. В современной  мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной  стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних  десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в  развитых странах – участницах Всемирной  торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4–6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.

     В настоящее время таможенно-тарифное регулирование становится не только инструментом общей экономической  политики на национальном уровне, но и  объектом регулирующей деятельности международных  экономических организаций, в первую очередь ВТО. Деятельность ВТО направлена на формирование общих принципов, норм, правил и инструментов таможенно-тарифного  регулирования с целью свести к минимуму препятствия для развития международной торговли.

     Таким образом, актуальной является задача обеспечения  открытости национальной экономики  путем снижения средней ставки тарифа до 6–8% без существенной потери доходной части бюджета.

        1.Государственное регулирование ВЭД 

 

     Государственное регулирование используется в интересах  всего общества. Оно затрагивает  интересы всей хозяйственной и социальной сферы, всех регионов страны, оказывает  на них огромное влияние.

     Основные  цели, задачи, принципы и инструменты  государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России сформулированы в Федеральном Законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». К важнейшим целям государственного регулирования относятся: использование внешнеторговых связей для ускорения создания в России рыночной экономики; создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания политического, организационного, финансового, информационного содействия; защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка; создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

     Основными целями государственного регулирования  ВЭД являются:

  • Обеспечение национальной экономической безопасности.
  • Защита внутреннего рынка страны от недобросовестной конкуренции.
  • Создание благоприятных условий для национальных производителей экспортных товаров.
  • Обеспечение конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, создание возможностей быстрого и беспрепятственного их продвижения на внешних рынках.
  • Обеспечение устойчивого внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса; выполнение международных обязательств.
  • Защита прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.

     Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в России осуществляется в соответствии со следующими принципами: единство внешнеэкономической  политики внешней и общей экономической  политики; единство системы государственного регулирования и контроля за его  реализацией; перенос центра тяжести  регулирования с административных на экономические методы; четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов; обеспечение равенства всех участников ВЭД.

     Исходя  из стратегических целей и направлений  внешнеэкономической политики решение  тактических задач государственного регулирования ВЭД осуществляется на нескольких уровнях:

     1. наднациональном уровне, то есть на основе двусторонних и многосторонних соглашений и в сотрудничестве с международными организациями;

     2. национальном уровне, где его можно разделить на несколько направлений:

     - государственное регулирование  ВЭД по отраслям: предполагает  создание более благоприятных  условий для перспективных экспортных  отраслей, контроль над экспортом  стратегически важных товаров,  защиту временно убыточных отраслей;

     - государственное регулирование  ВЭД по регионам: предусматривает,  в частности, поддержку развития  внешнеэкономической деятельности, экспортных отраслей в отдельных  регионах, например, путем создания  специальных экономических зон.

     государственное регулирование ВЭД на уровне участников - отдельных хозяйствующих субъектов; то есть непосредственно осуществление  процедур предоставления лицензий, экспортно-импортного контроля, предоставление экспортных государственных заказов.

     Органы  регулирования можно разделить  на органы общей компетенции и  специальные. К первым относятся  Президент, Федеральное собрание, Правительство  России. Центральным государственным  органом регулирования ВЭД является Министерство экономического развития и торговли, которое отвечает за разработку и проведение единой государственной  социально-экономической политики в целом, определяет и разрабатывает  эффективные методы развития экономики, организует и координирует инвестиционную политику, организует разработку и  контролирует выполнение федеральных программ. В систему Министерства входят: Внешнеэкономические объединения, Всероссийская академия внешней торговли, Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт, Объединение информационного обеспечения и автоматизированной обработки данных. В условиях децентрализации управления ВЭД особую роль играет институт уполномоченных в регионах. 2В структуре Министерства важное место занимают торговые представительства за рубежом. Кроме того, регулирование некоторых вопросов находится в ведении таких органов, как Министерство финансов, Центральный банк, Министерство науки и технологий, Государственный таможенный комитет. К организациям, содействующим внешнеэкономической деятельности относится Торгово-промышленная палата и ее представительства за рубежом.

     Торгово-политическое содействие государства развитию внешнеторговой деятельности. Мировая торговля, несмотря на постоянную тенденцию к все большей ее либерализации, не является рыночным механизмом, предполагающим абсолютную свободу участников. Имея многовековые традиции и обычаи, она представляет собой вполне определенное правовое пространство, в рамках которого можно действовать только при условии выполнения сложившихся правил. 3

     В настоящее время в мире существует множество союзов и организаций  со статусом международных, региональных, отраслевых, которые заняты разработкой, совершенствованием торговых процедур, правил, типовых документов, а также  осуществляют контроль за соблюдением установившегося порядка и согласованных совместных обязательств и требований. Помимо международных организаций регулирование торговых отношений осуществляется на двустороннем межгосударственном уровне, путем заключения межправительственных соглашений и протоколов.

     Одной из наиболее авторитетных и представительных международных организаций такого рода является Всемирная торговая организация, функционирующая с 1 января 1995 г. и  выступающая правопреемницей действовавшего с 1948 г. Генерального соглашения по тарифам  и торговле (ГАТТ). Полноправными  участниками ВТО являются 125 стран, еще 13 государств рассматривают в  качестве кандидатов в члены организации.

     Целью ВТО является проведение политики, направленной на максимальную либерализацию  внешней торговли. Правилами ВТО  регулируется свыше 90 % объема мировой  торговли, а основа ее позиции –  это режим наибольшего благоприятствования  в торговле. Стремление к свободной  торговле, освобожденной от пут высоких  таможенных барьеров и администрирования  порядка передвижения товаров через  национальные границы, связано с  тем, что мировое хозяйство, основанное на принципе режима наибольшего благоприятствования  в торговле, может стать более  эффективным с точки зрения рационализации размещения ресурсов и достижения более  высокого уровня материального благосостояния. Реализация принципа сравнительных  издержек приведет к тому, что каждая страна должна будет ориентироваться  в своей специализации на те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, обменивая их на товары, издержки производства которых выше относительно других стран. При условии, что каждая страна будет придерживаться этого принципа, мировое сообщество сможет в полной мере использовать преимущества международной специализации, получая больший реальный доход за счет рационального использования мировых ресурсов.4

     Антиподом либерализации является протекционизм  – политика, направленная на защиту национального производства и рынка  через систему таможенных барьеров, ограждающих национальных производителей от конкуренции с более дешевыми иностранными товарами на внутреннем рынке.

     Либерализм  во внешней торговле, напротив, направлен  на стимулирование конкуренции, ограничение  монополий, поскольку конкуренция  иностранных фирм вынуждает местные  фирмы переходить на более энерго- и ресурсосберегающие технологии, снижать издержки, внедрять достижения технического прогресса, повышать качество производства. Поэтому нет ничего удивительного в том, что большинство экономистов оценивают свободную торговлю как экономически обоснованное явление.

     Российские  участники внешнеторговой деятельности могут на добровольной основе объединяться в ассоциации и другие союзы по любому принципу, включая отраслевой и территориальный. Но при этом должны соблюдаться требования российского антимонопольного законодательства, и их образование не должно сопровождаться монополизацией и разделом внутреннего рынка, и не допускаться их использование для осуществления ограничительной деловой практики на внешнем рынке. Недопустима и дискриминация в любой форме российских и иностранных лиц в зависимости от их участия в составе объединений.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование ВЭД в условиях таможенного союза