Таможенно-тарифное регулирование ВЭД в условиях таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:57, реферат

Описание

Актуальность темы исследования. В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах – участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4–6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………
1. Государственное регулирование ВЭД……………………………………….
2. Таможенно-тарифное регулирование в России……………………………..
3. Основные направления таможенно-тарифной политики России на 2011-2013 года………………………………………………………………………...
4. Совершенствование таможенно-тарифных мер регулирования ВЭД…..
Заключение ………………………………………………………………………
Список литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 55.43 Кб (Скачать документ)

     Во-первых, необходимо обеспечить эффективность  и оперативность механизма функционирования наднациональных органов таможенного  союза, полностью отвечающего задачам, стоящим как перед союзом в  целом, так и каждой из стран-участниц. Это требует внедрения соответствующих  правил, процедур и регламентов, позволяющих  действенно согласовывать позиции сторон в рамках ТС и учитывать их в рамках решений наднациональных органов.

     Во-вторых, предстоит выработать и внедрить эффективные механизмы продвижения  позиции России в таможенном союзе, усилить обосновательную базу предлагаемых российской стороной решений, прогнозирование их социально-экономических и торгово-политических последствий. Необходимо вести дело к тому, чтобы ведущая роль России в таможенном союзе подкреплялась конкретными результатами в отношении соблюдения экономических и торгово-политических интересов российской стороны. В этих целях предстоит повысить транспарентность механизма выработки предложений российской стороны, шире привлекать к обсуждению проектов бизнес-сообщество.

     Повышение отдачи от участия России в таможенном союзе делает актуальным формирование системы предотвращения потерь и  рисков, связанных с адаптацией к  новым, пока еще несовершенным условиям функционирования ТС (включая возможное  увеличение транзакционных издержек для  отдельных российских участников внешнеэкономической  деятельности, ущемление интересов  некоторых групп отечественных  товаропроизводителей, межбюджетный 4 перелив финансовых средств, «перетекание»  внешнеторговых потоков в страны с меньшими таможенными издержками). 8

     Важнейшим направлением, снижающим риски переориентации внешнеторговых потоков на рынки  других стран таможенного союза, должно стать создание в России конкурентоспособного механизма таможенного администрирования, позволяющего участникам внешнеэкономической  деятельности оперативно и экономически комфортно осуществлять весь комплекс действий, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры.

     В-третьих, новые задачи российской экономики  вызывают необходимость более тесно  интегрировать таможенно-тарифную политику в процессы диверсификации, структурной перестройки и внедрения  инноваций в отечественный производственный комплекс. Это требует, помимо усиления структурной и стимулирующей  функций таможенно-тарифной политики, ее согласования и тесной увязки с  приоритетами промышленной политики.

     С ростом инвестиционной активности в  российской экономике в посткризисный  период должна усилиться стимулирующая  функция таможенно-тарифной политики, направленная на создание условий для  переноса высокотехнологичных производств  на территорию России, развитие производственно-технологической  кооперации, расширение экономически эффективного доступа к новым  технологиям, машинам, оборудованию для  крупномасштабной модернизации производственных мощностей. В целях привлечения  иностранных инвестиций необходимо обеспечить существенное снижение издержек, возникающих по причине обременительных  таможенных и административных процедур, при получении международных  инвестиционных товарных кредитов и  прямых вложений капитала.

     С учетом задачи ускорения перехода к  инновационной экономике должна повыситься роль таможенно-тарифных мер  в реализации селективной промышленной и структурной политики: достаточная  степень тарифной защиты конкретных рынков на первоначальных циклах производства инновационной продукции, постепенное  открытие рынков по мере их становления, сегментирования и роста конкурентоспособности  отечественных производств в 5 целях  сохранения конкурентной среды. Основополагающее значение здесь будет иметь наличие конкретных, подкрепленных инвестициями, развитием инфраструктуры, маркетинговыми планами программ отраслевого развития, в рамках которых при необходимости меры по корректировке ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин станут составной частью отраслевых стратегий. Одновременно настройка таможенно-тарифного и нетарифного регулирования на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО.9

Совершенствование таможенно-тарифных мер регулирования  ВЭД

 

     Эволюция  российского таможенного тарифа на протяжении последних лет состоит  в снижении среднего уровня ставок. Если в 2001 г. среднее значение российского  тарифа составляло 14,1%, то в 2002 г. это  значение уменьшилось до 12%, а в  2008 г. оно составляло 10,96%. Однако снижение среднего уровня тарифа еще не дает правильного представления о том, действительно ли произошло уменьшение реальной протекционистской защиты внутреннего рынка страны. Для этого необходимо выяснить, в какой мере произошло снижение пошлин в российском таможенном тарифе, активно воздействующих на торговлю, насколько это снижение затронуло систему тарифного протекционизма страны и не происходило ли это снижение за счет сокращения таких ставок, которые потеряли свое значение.

     В Российской Федерации в 2001 г. ставки таможенного тарифа свыше 10% составляли более 46% от общего количества ставок. В 2008 г. их количество уменьшилось до 38,9%. Основной ставкой российского  таможенного тарифа в 2008 г. была ставка 5%, которая составляла 41,3% от общего количества ставок. Вторая по частоте встречаемости (23,4%) – ставка тарифа 15% и третья – ставка тарифа 10%, которая встречается в 19,5% случаев. Сравнение тарифов 2001 г. и 2008 г. показывает, что происходит их «стягивание» в зону 5–15% за счет уменьшения ставок 20–30%.10

     Проведенные мной исследования показали, что основное различие современного российского  тарифа и тарифа стран ЕС заключается  в том, что в тарифе стран ЕС смешанные ставки занимают 15%, а в России только 0,1%; в тарифе стран ЕС отсутствуют комбинированные ставки, а в российском тарифе их доля составляет 12,2%; в тарифе стран ЕС специфические ставки составляют 5%, а в российском тарифе – 2,9%; в товарных группах тарифа ЕС могут встречаться как смешанные, так и специфические ставки по отдельным позициям.

     Следует отметить, что в российском таможенном тарифе не встречаются так называемые мегатарифы, т.е. тарифы, ставки которых превышают 100%.

     А между тем это эффективная  мера защиты внутреннего рынка страны. Так, в таможенном тарифе США количество используемых мегатарифов на агропродовольственном рынке равно 19, что составляет примерно 2% от общего количества таможенно-тарифных позиций для сельскохозяйственных товаров. Импорт сельскохозяйственной продукции ЕС ограничивается 141 мегатарифом, Японии – 142. Следует отметить, что в ЕС большинство мегатарифов относится к сельскохозяйственным товарам. Анализ показывает, что в ЕС высокие средние ставки пошлин характерны для таких групп сельскохозяйственных товаров, как сахарная свекла, сахарный тростник, заменители сахара (подсластители), зерновые культуры, мукомольно-крупяная продукция, животные корма. Мегатарифы на данные группы товаров высоки в силу того, что большая часть ставок на входящие в них товарные позиции установлена на высоком уровне. Максимальная ставка таможенного тарифа ЕС в размере 540% взимается с ввозимой измельченной или сухой сахарной свеклы. В ЕС очень высокие ставки таможенных пошлин установлены также на виноградный сок, бананы, готовые или консервированные грибы. В Японии из 142 применяемых мегатарифов 49 являются самыми высокими по сравнению с тарифами ЕС. Самая высокая средняя пошлина приходится на молочную группу и составляет 322%. Мегатарифы применяются почти к 2/3 товарных позиций данной группы, причем для 20 из них ставки пошлины превышают 500%.

     Присоединение России к ВТО влечет за собой определенные обязательства в области таможенно-тарифного  регулирования, которые связаны в том числе со снижением средней ставки импортного таможенного тарифа.

     Если  обязательства по переговорам механически  отнести к моменту вступления России в ВТО, то через несколько  лет средняя ставка российского  таможенного тарифа должна снизиться  до 6–8%, что нежелательно для России, для которой очень важной остается фискальная направленность таможенно-тарифного  регулирования.11

     В настоящее время Правительством РФ принято решение о возможном  вступлении России в ВТО в составе  таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Завершается разработка ЕТТ и правовых документов в сфере нетарифного и технического регулирования. Утвержден базовый перечень ЕТТ более чем из 4 тыс. позиций. Сформирован проект ЕТТ, включающий более 11 тыс. десятизначных подсубпозиций.

     Конкретные  предложения по совершенствованию  национального таможенно-тарифного  регулирования, которое в настоящее  время выполняет преимущественно  фискальные функции, а таможенный тариф  выступает, по сути, дополнительным налогом  на потребителей и промышленность, заключаются в следующем.

     1. Подчинить структуру и ставки таможенного тарифа РФ целям и задачам разработанной Концепции социально-экономического развития страны до 2020 г. и формируемой на ее основе национальной промышленной политики. Речь, прежде всего, идет о более тщательном учете состояния и специфики отдельных отраслей и производств, по отношению к которым таможенно-тарифное регулирование может в различной степени и комбинации выполнять протекционистские, структурные, стимулирующие или фискальные функции. Положение конкретных отраслей и производств на внутреннем рынке страны определяется, главным образом, уровнем их конкурентоспособности. С точки зрения критерия конкурентоспособности на внутреннем рынке различные виды выпускаемой в России продукции сведены в диссертации в пять основных групп, требующих соответствующей расстановки акцентов в таможенно-тарифном регулировании импорта.

     2. Сделать акцент на использовании импортного таможенного тарифа как инструмента разумной защиты уязвимых для импорта сегментов внутреннего рынка, повышения конкурентоспособности российских товаропроизводителей, в том числе придать большую гибкость и адресность таможенному тарифу путем выделения новых товарных подпозиций на уровне национальных знаков товарной номенклатуры для идентификации наиболее чувствительных к импорту товаров, дифференциации уровней ставок пошлин вплоть до их дробления в зависимости от экономической целесообразности, широкого применения сезонных и временных пошлин, тарифных квот, иных специальных тарифных мер.

     3. С целью стимулирования производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний и переноса обрабатывающих производств на территорию РФ ("импорт производств вместо импорта товаров") более последовательно проводить в жизнь принцип эскалации таможенного тарифа, снизив уровень обложения импортных материалов, комплектующих изделий и компонентов, используемых для выпуска готовых изделий в РФ (хотя здесь возможны и исключения, требующие, например, сохранения высокого уровня пошлин на материалы и комплектующие для создания благоприятных условий для развития соответствующих отечественных производств), а также более активно применять специальные таможенные режимы (переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления).

     4. Упорядочить действующие системы тарифных преференций и тарифных льгот для повышения эффективности регулирующей функции таможенного тарифа, в том числе пересмотреть существующие преференции в пользу развивающихся стран, соотнеся круг получателей преференций и их размер с уровнем экономического развития этих государств, а также проводимой политикой в отношении нашей страны.

     5. Улучшить качество таможенного администрирования, прежде всего, за счет осуществления более полного таможенного контроля ввозимых товаров, упрощения технологии таможенного оформления, приведения процедур пропуска грузов через границу в соответствие с унифицированными международными нормами. Исключительно важным моментом является ускорение перехода на электронное декларирование и электронный документооборот при таможенном оформлении, что позволит снизить издержки этого процесса и сократить время прохождения товаров, особенно транзитных, через таможни.

     Заключение

 

     Таможенно-тарифное регулирование призвано всемирно содействовать целям и задачам внешнеэкономической деятельности, а также обеспечению безопасности страны и защите общенациональных интересов. Методы таможенно-тарифного регулирования в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и поэтому играют главную роль в регулирование ВЭД в современных условиях.

     «Несмотря на всякого рода сложности, мы вышли  на новый этап сотрудничества. Это  очень значимое, долгожданное событие, которое родилось в результате очень  непростых переговоров. Переговоры шли долго, хотя, если смотреть на процесс  в историческом ключе, то это не так  долго.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование ВЭД в условиях таможенного союза