Таможенно-тарифное регулирование ВЭД в условиях таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:57, реферат

Описание

Актуальность темы исследования. В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах – участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4–6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………
1. Государственное регулирование ВЭД……………………………………….
2. Таможенно-тарифное регулирование в России……………………………..
3. Основные направления таможенно-тарифной политики России на 2011-2013 года………………………………………………………………………...
4. Совершенствование таможенно-тарифных мер регулирования ВЭД…..
Заключение ………………………………………………………………………
Список литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 55.43 Кб (Скачать документ)

     В закон включены специальные разделы, предусматривающие комплекс мероприятий  со стороны Правительства в целях  содействия развитию внешнеторговой деятельности и ее стимулированию. Правительство  обязано ежегодно разрабатывать  программу развития внешнеторговой деятельности и предоставлять ее на утверждение в Федеральное Собрание вместе с бюджетом на следующий год.5

     На  законодательном уровне устанавливается  обязательность информационного обслуживания участников внешнеторговой деятельности по широкому кругу вопросов, имеющих  непосредственное отношение к их работе на внешних рынках. Такая  информация будет предоставляться  как российским, так и иностранным  лицам МВЭС России.

     Реализация  на практике основных положений закона позволит восполнить тот правовой вакуум, который до последнего времени сохраняется  в одной из важнейших сфер российской экономики, послужит фундаментом для  совершенствования всего внешнеэкономического законодательства России. Это будет  способствовать улучшению делового климата для российских и иностранных  участников внешнеторговой деятельности, инвестиционного климата для  расширения притока российского  и иностранного капитала в экономику  страны и послужит гарантом соблюдения интересов государства в целом.

     Используемые  государством методы регулирования  внешнеторговой деятельности можно  классифицировать следующим образом:

     Экономические: таможенно-тарифные (таможенный тариф, таможенные пошлины), налоговые (акцизы, таможенные сборы, НДС, режим приграничной торговли, специальные льготы), валютные (валютный курс, обязательная продажа  валютной выручки), стимулирующие экспорт (кредитование, страхование, субсидирование).

     Таможенно-тарифное регулирование основано на применении импортного и экспортного тарифа. Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к  товарам, пересекающим таможенную границу России. Он является таможенным инструментом торговой политики и государственного регулирования взаимосвязей внутреннего и мирового рынка

     Импортный таможенный тариф (систематизированный  перечень товаров, облагаемых при ввозе  таможенными пошлинами) – основной инструмент таможенно-тарифного регулирования  ВТД. Содержание импортного тарифа –  это его товарный перечень (номенклатура), методы определения таможенной стоимости  ввозимых товаров и взимание пошлин, правила определения страны происхождения  товара, пределы полномочий органов  исполнительной власти.

     Экспортный  таможенный тариф представляет собой  инструмент регулирования экспорта. Его применяют отдельные страны, обладающие исключительными природными ресурсами и достаточно устойчивыми  позициями на мировых рынках. Экспортные пошлины в ряде случаев способны повышать экспортные цены без ущерба для размера вывоза и служить  источником получения государством дополнительных валютных поступлений. Однако применение экспортных пошлин к тем или иным экспортным товарам  может осуществляться государством не только в целях получения дополнительных доходов в инвалюте, но и как  средство ограничения вывоза определенных групп товаров, что в настоящее  время характерно практически для  большинства бывших субъектов бывшего СССР. 6

     Использование таможенного тарифа в целях регулирования  внешней торговли используется на основе применения целого комплекса средств. Основным из них являются ставки пошлин, которые приводят к удорожанию товара и тем самым делают его менее  конкурентоспособным. Соответственно это влечет за собой уменьшение их ввоза или вывоза Применяемые  ставки экспортных и импортных таможенных пошлин утверждаются постановлениями правительства РФ с учетом конкретных сложившихся внутренних и местных условий.

     К другим средствам регулирования  ВТД на основе таможенного тарифа можно отнести следующие: разный уровень пошлин, применяемый в  отношении отдельных групп стран (или в определенное время года); лишение тарифных льгот и штрафы за несоблюдение предпринимателями таможенного законодательства. Что касается метода оценки таможенной стоимости товара, от которого зависит размер пошлины, и правил определения страны происхождения товара (в целях получения тарифных преференций), то по методике всемирной торговой организации они относятся к нетарифным методам (так называемая вторая группа – административные импортные формальности) регулирования, хотя по нашему законодательству включаются в группу методов тарифного регулирования. Изменение в тарифы вносятся как по инициативе официальных учреждений, действующих внутри государств, так и на основе многочисленных предложений, вносимых различными странами в процессе переговоров, проводимых на двусторонней и многосторонней основах по вопросам уровня и методологии взимания пошлин.

     1.2 Таможенно-тарифное  регулирование в  России

 

     Таможенное  регулирование в Российской Федерации  в соответствии с таможенным законодательством  Таможенного союза и законодательством  Российской Федерации заключается  в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и  методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

     В Российской Федерации применяются  меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие  внешнюю торговлю товарами (далее - запреты и ограничения), предусмотренные  международными договорами, составляющими  договорно-правовую базу Таможенного  союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов  Таможенного союза.

     Таможенные  органы составляют единую федеральную  централизованную систему.

     Должностными  лицами таможенных органов являются граждане Российской Федерации, замещающие в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации, должности сотрудников  и федеральных государственных  гражданских служащих таможенных органов  Российской Федерации.

     Таможенными органами являются:

  1. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
  2. региональные таможенные управления;
  3. таможни;
  4. таможенные посты.

     Деятельность  таможенных органов основана на принципах:

  1. законности;
  2. равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;
  3. единства системы таможенных органов и централизованного руководства;
  4. профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;
  5. ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве Российской Федерации о таможенном деле;
  6. единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;
  7. недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;
  8. совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах - торговых партнерах Российской Федерации.

     В государственном регулировании  внешней торговли России используются все общепринятые в мировой практике методы и инструменты таможенно-тарифного регулирования. Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, т.е. таможенные пошлины. 

     Таможенные  тарифы имеют все страны мира. Современные  тарифы унифицированы на базе Гармонизированной  системы описания и кодирования  товаров, что облегчает пользование  тарифами на разных языках и сопоставление  ставок пошлин на одинаковые товары. Тариф, используемый на территории Российской Федерации, являет собой образец договорного, или конвенционного, тарифа, так как он устанавливается по взаимному соглашению государств. Антиподом ему выступает автономный тариф, определяемый государством самостоятельно.7

     Функции таможенного тарифа:

  1. Протекционизм - защита отечественных товаров от иностранной конкуренции
  2. Фискальная - пополнение госбюджета.

     Особое  значение имеет фискальная функция, поскольку таможенные пошлины в  России составляют одну из важнейших  статей доходной части федерального бюджета.

     Фискальная  функция таможенного тарифа является наиболее актуальной для России, и  если в развитых странах доходы от таможенных платежей составляют небольшую  долю поступлений в государственный  бюджет (например, в США – не более 1,5%), то в российском бюджете –  до 40–50% его доходной части. В соответствии с требованиями развития мирового хозяйства  и ВТО назрела необходимость  снижения средней ставки таможенного  тарифа, поэтому необходимы поиски новых подходов к исследованию таможенно-тарифных отношений, переориентации таможенного  тарифа с выполнения фискальной функции  на регулирующую, а в определенной степени и протекционистскую, поскольку  она выполняет роль защиты национального производителя.

     В России действуют:

     Ввозной (импортный) тариф и ввозные (импортные) пошлины.

     Размер  взимаемой ввозной пошлины зависит  от страны происхождения товара и  от торгового режима, предоставленного той или иной страной. Внешнеторговые режимы устанавливаются на основе двусторонних торговых договоров и соглашений. Базовая ставка ввозной пошлины применяется к странам, с которыми заключены торговые договора и соглашения, предусматривающие режимы наибольшего благоприятствования. Россия предоставляет по спискам ООН преференции во взимании пошлин развивающимся странам (уменьшенный размер пошлин) и наименее развитым странам (беспошлинный ввоз товаров). Товары из стран, с которыми нет торговых соглашений, облагаются пошлиной в двойном размере. 

     Вывозные (экспортные) таможенные пошлины. 

     При взимании вывозных пошлин преобладают  специфические пошлины, исчисляемые  в евро за единицу продукции. Вывозные пошлины в России связаны со следующими обстоятельствами:

  • Пополнением доходной части бюджета;
  • Защитой внутреннего рынка, где рублевые цены на многие экспортные товары намного ниже, чем мировые цены в свободно конвертируемой валюте.

     Импорт  сельскохозяйственной продукции ЕС ограничивается 141 мегатарифом, Японии – 142. Следует отметить, что в ЕС большинство мегатарифов относится к сельскохозяйственным товарам. Анализ показывает, что в ЕС высокие средние ставки пошлин характерны для таких групп сельскохозяйственных товаров, как сахарная свекла, сахарный тростник, заменители сахара (подсластители), зерновые культуры, мукомольно-крупяная продукция, животные корма. Мегатарифы на данные группы товаров высоки в силу того, что большая часть ставок на входящие в них товарные позиции установлена на высоком уровне. Максимальная ставка таможенного тарифа ЕС в размере 540% взимается с ввозимой измельченной или сухой сахарной свеклы. В ЕС очень высокие ставки таможенных пошлин установлены также на виноградный сок, бананы, готовые или консервированные грибы. В Японии из 142 применяемых мегатарифов 49 являются самыми высокими по сравнению с тарифами ЕС. Самая высокая средняя пошлина приходится на молочную группу и составляет 322%. Мегатарифы применяются почти к 2/3 товарных позиций данной группы, причем для 20 из них ставки пошлины превышают 500%.

     2.3 Основные направления  таможенно-тарифной  политики России  на 2011-2013 года

 

     Основные  направления таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов подготовлены во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 1010 «О порядке составления проекта  федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной  финансовый год и плановый период»  в соответствии с положениями  Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2020 года, Внешнеэкономической стратегией Российской Федерации до 2020 года.

     Качественное  изменение условий осуществления  таможенно-тарифной политики в рассматриваемый  период вызывает необходимость принятия адекватных содержательных институциональных  и организационно-процедурных управленческих решений.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование ВЭД в условиях таможенного союза