Таможенно-тарифное регулирование ТС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 02:12, курсовая работа

Описание

В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.

Работа состоит из  1 файл

Сидорова.doc

— 269.00 Кб (Скачать документ)

Глава 1. Сущность и роль таможенно-тарифного регулирования ВЭД в таможенном союзе 

      1.1. Роль, сущность и основные элементы ТТР ВЭД 

    В рыночной экономике государство  осуществляет регулирование внешнеэкономической  деятельности в целях обеспечения  безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.

    Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической  деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур и правил.

     К основным элементам ТТР относятся:

  • Таможенный тариф
  • Таможенные пошлины
  • Страна происхождения товара
  • Тарифные льготы и преференции
  • Таможенная стоимость товара

    Теперь  дадим краткую характеристику каждого  из этих элементов.

    Таможенная  пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. В зависимости от обложения таможенной пошлиной ввозимых либо вывозимых товаров существует два вида таможенных пошлин:

  • ввозная (импортная) таможенная пошлина;
  • вывозная (экспортная) таможенная пошлина.

    Они выполняют три основные функции:

  • фискальная, которая относится к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  • протекционистская   (защитная), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • регулирующая, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены, на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

      Классификация таможенных пошлин.

       1. По способу взимания:

    В новом Едином таможенном тарифе таможенного  союза предусмотрены три вида ставок:

  • адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют качественные различные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной.
  • специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара. Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизованные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары.
  • комбинированные - сочетают оба названных  вида таможенного  обложения.

       2. По объекту обложения:

  • импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске   их   для   свободного   обращения   на   внутренней   рынке   страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой   всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
  • экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства.

      3. Особые пошлины:

  • сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного     характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
  • антидемпинговые   —   пошлины,   которые   применяются   в   случае   ввоза   на территорию   страны   товаров   по   цене   более   низкой,   чем   их   нормальная   цена  в экспортирующей стране, если такой импорт наносит   ущерб местным производителям подобных   товаров   либо   препятствует   организации и расширению национального производства таких товаров;
  • компенсационные - пошлины,  накладываемые на импорт тех товаров,  при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

       4. По происхождению:

  • автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних  решений органов государственной власти страны.
  • конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или  многостороннего  соглашения,  такое  как  Генеральное  соглашение о тарифах и торговле, или соглашение о таможенном союзе;
  • преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые      накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран.

    Цель  преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран  за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая   система   преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

    Наибольший  перечень товаров (по видам) подлежит обложению  ввозными таможенными пошлинами. Вывозными таможенными пошлинами облагаются в основном товары, отнесенные к категории сырьевых, например, древесина и изделия из нее, древесный уголь, нефть сырая, нефтепродукты, спирт этиловый неденатурированный. Особенности расчета таможенной пошлины зависят от вида ее ставки.

    Страна  происхождения товара определяется с целью применения тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию страны и вывоза товара с этой территории, а также обеспечения учета товаров в статистике внешней торговли.

    Определение страны происхождения товара осуществляется на основании принципов международной практики. Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными законодательными актами страны. При этом под страной происхождения товара могут пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если есть необходимость их выделения с целью определения происхождения товара.

    Ставка таможенной пошлины устанавливается в зависимости от страны происхождения товара.

    Таможенная  стоимость ввозимых на таможенную территорию РФ товаров представляет собой совокупность затрат, связанных с приобретением товаров и их доставкой до места ввоза на таможенную территорию РФ. В основе такой формулировки лежит главный метод определения таможенной стоимости ввозимых товаров - "Метод по цене сделки с ввозимыми товарами".

    Таможенная  стоимость ввозимых товаров служит налоговой базой для расчета:

  • таможенной пошлины по адвалорной ставке;
  • НДС и акциза, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

    Таможенная  стоимость применяется для определения  суммы таможенного сбора за таможенное оформление товаров. и служит налоговой базой для расчета экспортной таможенной пошлины по адвалорной ставке. Элементы, входящие в структуру таможенной стоимости могут быть различны, в зависимости от того, стоимость это, ввозимых или вывозимых товаров.

    Классическим  инструментом регулирования внешней  торговли является таможенный тариф, который по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли.

    Согласно "Единому таможенному тарифу таможенного  союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации” единый таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС)

    Таможенный  тариф в зависимости от контекста может определяться как:

  1. инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
  2. свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;
  3. конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

    Обычно  таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку  и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим  инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

    Формирование  таможенного союза предполагает объединение таможенных территорий входящих в него государств и применение единых мер регулирования внешней  торговли, устанавливаемых органами управления таможенного союза.

    Комплекс  мероприятий по формированию таможенного  союза определен двумя документами: «Планом действий по формированию таможенного  союза в рамках ЕврАзЭС на 2008-2010 годы», утвержденным главами государств-участников таможенного союза в 2007 году, и «Мероприятиями по реализации Плана действий по формированию Таможенного союза на 2008-2010 годы», утвержденными Решением Интеграционного комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 23 апреля 2008 года.

    Во  исполнение этих документов предстоит сконцентрировать усилия на создании:

  • единой системы регулирования внешней торговли;
  • единого таможенного администрирования;
  • органов управления таможенного союза;
  • единого торгового режима с третьими странами.

    В 2010 г. будет завершена подготовка правовой базы таможенного союза Белоруссии – Казахстана – России, сформирован аппарат Комиссии таможенного союза, являющейся его регулирующим органом.

    В 2010 году будут введены в действие инструменты регулирования торговли с третьими странами, и в первую очередь, Единый таможенный тариф и система мер нетарифного регулирования таможенного союза.

    Комиссии  таможенного союза будут переданы полномочия в области регулирования  внешней торговли, такие как изменение  ставок ввозных таможенных пошлин, ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, установление тарифных льгот и тарифных квот, определение системы тарифных преференций, введение нетарифных мер регулирования, проведение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных расследований и принятие решений о введении соответствующих мер.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование ТС