Таможенно-тарифное регулирование ТС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 02:12, курсовая работа

Описание

В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.

Работа состоит из  1 файл

Сидорова.doc

— 269.00 Кб (Скачать документ)

    Внешнеторговый  оборот России в январе-феврале 2010 г  увеличился на 41 проц по сравнению с  аналогичным периодом 2009 г и составил 85,2 млрд долл. Об этом свидетельствует  информация Федеральной службы государственной статистики на основе расчетов Центрального банка РФ по методологии платежного баланса.

    

    Россия  за январь-февраль 2010 г увеличила  экспорт на 60,2 проц до уровня 58,5 млрд долл, а импорт - на 11,7 проц - до 26,8 млрд долл. Положительное сальдо внешнеторгового баланса России в январе-феврале 2010 г увеличилось до 31,7 млрд долл по сравнению со 12,5 млрд долл в январе-феврале 2009 г.

    Внешнеторговый  оборот РФ с основными внешнеторговыми  партнерами из числа стран дальнего зарубежья за январь-февраль 2010 г увеличился на 43,4 проц до 70,426 млрд долл, в том числе со странами ЕС - на 52,6 проц до 43,374 млрд долл, со странами АТЭС – на 25,9 проц до 15,7 млрд долл.

    Внешнеторговый  оборот со странами СНГ увеличился на 44,2 проц до 11,174 млрд долл; со странами - членами Евразийского экономического сообщества /ЕврАзЭС/ - на 25,4 проц до 6,147 млрд долл; со странами Единого экономического пространства /ЕЭП/ - на 50,6 проц до 10,001 млрд долл.

    Объем экспорта топливно-энергетических товаров за январь-февраль 2010 г увеличился на 77,7 проц до 42,97 млрд долл, в том числе нефти – на 75,2 проц до 20,303 млрд долл, газа – на 73,7 проц до 9,723 млрд долл.

    Экспорт машин, оборудования и транспортных средств увеличился на 20,8 проц до 1,972 млрд долл; продукции химической промышленности – на 21,3 проц до 3,086 млрд долл, продукции лесопромышленного комплекса – на 21,5 проц до 1,253 млрд долл. Экспорт продовольственных товаров и сельхозсырья увеличился на 16,6 проц до 1,366 млрд долл /в том числе злаков – на 17,9 проц до 471 млн долл/.

    Экспорт металлов и изделий из них увеличился за январь-февраль 2010 г на 20,5 проц до 5,415 млрд долл, в том числе черных металлов и изделий из них –  на 4,9 проц до 2,875 млрд долл, цветных  металлов и изделий из них –  на 44,7 проц до 2,391 млрд долл.

    Импорт  машин, оборудования и транспортных средств увеличился за январь-февраль 2010 г на 2 проц до 9,186 млрд долл, продовольственных  товаров и сельхозсырья - на 23,1 проц до 4,346 млрд долл, продукции химической промышленности - на 30,5 проц до 4,084 млрд долл.

    Платежный баланс формируется Центральным  банком РФ и представляет собой статистический отчет, в котором отражаются все  внешнеэкономические операции РФ с  другими странами мира в ценах  франко-граница страны-экспортера /ФОБ/, включающих стоимость товара и расходы по его доставке до сухопутной границы или до порта отгрузки страны-экспортера.

    Внешнеторговый  оборот по методологии платежного баланса  включают: данные таможенной статистики внешней торговли, полученные на основе грузовых таможенных деклараций, с учетом Белоруссии; данные об объемах экспорта и импорта товаров, не пересекающих таможенную границу РФ /рыба и морепродукты, выловленные и проданные в нейтральных водах; топливо и товары, приобретенные российскими транспортными средствами в иностранных портах/, полученные на основе статистического наблюдения Росстата, а также досчеты ЦБ РФ, в том числе включающие оценку стоимости товаров, ввезенных и вывезенных физлицами в пределах беспошлинной квоты и в упрощенном порядке.  

    1.   Оценка таможенных преференций и их роль во взаимоотношениях с развивающимися странами
 

    Преимущества, предусмотренные в области уплаты таможенной пошлины в зависимости  от страны происхождения, товаров имеют  название - тарифных преференций.

    Цель  предоставления преференций – повышение  конкурентоспособности товаров  из развивающихся и наименее развитых стран на рынках развитых стран.

    Общая система преференций строится на основе национальных систем преференций, которые создаются развитыми странами на принципах ОСП (общая система преференций, разработанная ЮНКТАД для развивающихся стран) с учетом особенностей развития экономики собственного государства. Национальная система преференций состоит из следующих элементов:

  • Группы стран пользователей НСП
  • Система уровней ставок ввозных таможенных пошлин
  • Декларация и сертификаты страны происхождения товара
  • Критерии и правила переработки товаров
  • Принципы построения НСП

    Единая  система тарифных преференций таможенного союза также применяется в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран, как и национальная система преференций Российской Федерации.

    Преференциальная  система Таможенного союза охватывает следующие группы стран (согласно Соглашению о едином таможенно - тарифном регулировании от 25 января 2008 года)

  1. Развивающиеся страны - пользователи единой системы тарифных преференций таможенного союза (Аргентина, Бразилия, Вьетнам, Индия, Китай, Куба, Ливия, Пакистан, Румыния, Египет, КНДР, Чили и др) В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций таможенного союза и ввозимых на единую таможенную территорию государств сторон, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа.
  2. Наименее развитые страны – пользователи единой системы тарифных преференций (Афганистан, Бангладеш, Эфиопия, Заир, Гвинея, Замбия, Камбоджа, Непал, Судан и др.).К товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из наименее развитых стран, ввозные таможенные пошлины не применяются.

    Перечень  стран-пользователей единой системы тарифных преференций утвержден Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. №18 .

    Перечень  отдельных товаров, на которые распространяется преференциальная система, определяется равным образом как для наименее развитых, так и для развивающихся  стран. Такой перечень утвержден  Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. №18.

    К числу указанных товаров относятся, в частности, мясо и пищевые мясные субпродукты, рыба и ракообразные, моллюски, молочная продукция, яйца птиц, мед  натуральный, живые деревья, кофе, чай, съедобные плоды (фрукты) и орехи, масла эфирные, каучук натуральный, лесоматериалы из древесины тропических пород, шелк, шерсть и другие товары.

    Основанием предоставления тарифных льгот выступает цель ввоза товара. При ввозе из третьих стран на единую таможенную территорию от уплаты ввозной таможенной пошлины освобождаются:

  1. транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжение, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) этих транспортных средств;
  2. продукция морского промысла судов государств Сторон, а также судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими лицами и физическими лицами государств Сторон;
  3. товары, ввозимые для официального или личного пользования представителями третьих стран, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных договоров государств Сторон или их законодательства;
  4. валюта государств Сторон, валюта третьих стран (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательством государств Сторон;
  5. товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи и (или) в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий;
  6. товары, кроме подакцизных (за исключением легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей), ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия), а также в благотворительных целях по линии третьих стран, международных организаций, правительств, в том числе для оказания технической помощи (содействия);
  7. товары, ввозимые в рамках таможенных режимов, установленных правовыми актами в области таможенного регулирования и предусматривающих освобождение от обложения ввозными таможенными пошлинами;
  8. товары, ввозимые физическими лицами, за исключением запрещенных к ввозу, не предназначенные для производственной или иной предпринимательской деятельности, в соответствии с правовыми актами в области таможенного регулирования;
  9. товары, подлежащие обращению в собственность государств Сторон, в случаях, предусмотренных их законодательством.

    Независимо от обстоятельств перемещения товаров, основаниями предоставляемых льгот могут служить их индивидуальные характеристики. В этом случае определяющим критерием предоставляемых тарифных льгот будет выступать категория товаров, перемещаемых через таможенную границу.

    Также с 1 января 2010 года Решением Комиссии таможенного  союза от 27 ноября 2009 года № 130 утвержден  Перечень товаров, в отношении которых. устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 

Перечень  товаров,

в отношении которых  с 1 января 2010 г. устанавливаются тарифные квоты,

а также объемы тарифных квот для ввоза  этих товаров

на  территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации

Таблица 3 

Наименование  товара Объемы  тарифных квот на 2010 год, тыс тонн
Республика  Беларусь Республика  Казахстан Российская  Федерация
Мясо  крупного рогатого скота, свежее или  охлажденное (код ТН ВЭД 0201)   0,02 30
Мясо  крупного рогатого скота, замороженное (код ТН ВЭД 0202)   10 530
Свинина свежая, охлажденная или замороженная (код ТН ВЭД 0203) 30 7,4 472,1
Свиной  тримминг                                 (0203 29 550 2; 0203 29 900 2) 27,9
Мясо  и пищевые субпродукты домашней птицы, указанной в товарной позиции 0105, свежие, охлажденные или замороженные (код ТН ВЭД 0207)   110 780

Глава 3. Проблемы Таможенного  союза и пути их решения 

    С 1 января 2010 года страны-участницы Таможенного  союза живут по новым правилам. Постепенно исчезают таможни на границах. Вводиться учет движения товаров по внешним границам союза. Кардинальные изменения произойдут в практике применения таможенного законодательства.

    Создание  Таможенного союза (ТС) России, Казахстана и Беларуси продолжается. Проблемы остаются, но отдельные вопросы уже решены. В частности, согласован единый таможенный тариф, проект таможенного кодекса находится на заключительном этапе подготовки и к 1 июля 2010 года должен выйти в официальное опубликование (то есть вступить в силу), достигнута договоренность по схеме распределения таможенных платежей в национальные бюджеты. Россия, Белоруссия и Казахстан пришли к договорённости в вопросе распределения таможенных пошлин внутри Таможенного союза. Соответствующее соглашение было достигнуто в ходе заседания Комиссии Таможенного союза, которое прошло 25 марта 2010 года в Москве. Согласно данной договорённости, в бюджет России будет переводиться 88% отчислений, в бюджет Белоруссии - около 5%, в бюджет Казахстана - 7%.

    Распределение средств – один из ключевых вопросов формирования ТС. Первоначально было выдвинуто несколько вариантов  распределения таможенных сборов, но в итоге остановились на следующем: все таможенные платежи будут  поступать на единый счет, с которого они будут распределяться между странами по заранее согласованным квотам. При их расчете учитывались объем ВВП, масштабы товарооборота и другие показатели.

    При этом структура единого таможенного  тарифа незначительно отличается от действующего сейчас в России. Возможные отклонения по отдельным «чувствительным» товарам сохранятся на время переходного периода. Этот вопрос особенно важен для России, где доходами от внешней торговли обеспечивается 60% поступлений Федеральной таможенной службы и 50% бюджета. В отличие от других участников ТС, число товаров, облагаемых российскими экспортными пошлинами, измеряется не десятками, а тремя сотнями. Сохранятся и защитные меры, но их администрирование в новых условиях пока четко не прописано.

    По  словам начальника аналитического управления Федеральной таможенной службы Владимира Ивина, процесс формирования унифицированного законодательства должен пройти за полтора-два года. Сложнее он будет проходить с Казахстаном, где таможенная служба является частью Министерства финансов, а нормативные акты по таможенным вопросам оформляются на уровне Правительства. С Беларусью, учитывая работу, проделанную по созданию Союзного государства, процесс будет проходить проще, но сложности все равно неизбежны. Например, проблемой для создания ТС может стать существование в Беларуси свободных экономических зон. Право их образования принадлежит только Президенту, а льготы по каждой из них устанавливаются индивидуально.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование ТС