Сущность таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:50, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является целостно-логическое исследование сущности и структуры и организации государственного управления таможенным делом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………....3
1 Особенности таможенной политики в РФ ……………………………………….5
1.1 Таможенные органы России………………………………………………….....5
1.2 Таможенное дело……………………………………………………………....12
2 Сущность таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………………………….…19
2.1 Особенности взимания таможенных платежей……………………………….19
2.2 Ставки таможенных платежей………………………………………………...23
2.3 Перспективы развития Российской таможенной системы……………….….27
3 Деятельность таможенной службы ЕАО………………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………33
Список литературы …………………………………………

Работа состоит из  1 файл

кур. раб..doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

      Многообразная по своему характеру деятельность таможенных органов направлена на решение следующих  главных задач.

      Решение экономических задач достигается  посредством участия таможенных органов в обеспечении в пределах своей компетенции экономической безопасности и единства таможенной территории России, а также взимания таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

      Решение задач регулирования таможенного  дела достигается посредством организации  применения и совершенствования  средств таможенного регулирования, исходя из приоритетов развития экономики  Российской Федерации. Среди таких  средств принятие решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД, о стране происхождения товара, о защите прав интеллектуальной собственности, об обеспечении единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства и др.

      Решение правоохранительных задач достигается посредством выявления фактов нарушения правил, запретов и ограничений, установленных таможенным законодательством, производства неотложных следственных действий и дознания по уголовным делам и производства по делам об административных правонарушениях по фактам таможенных правонарушений.

      Деятельность  таможенных органов выражается в  выполнении ими многочисленных функций. Они раскрывают сущность и содержание исполнительной, контрольной и надзорной  деятельности на всех уровнях управления таможенным делом и являются отражением распределения обязанностей между отдельными органами, составляющими единую систему таможенных органов.

      Классифицируя функции таможенных органов, их можно  подразделить на основные и обеспечивающие.

      Основные  функции раскрывают сущность управленческой деятельности таможенных органов. Перечень основных функций таможенных органов закреплен в ст.403 ТК РФ: 2

      осуществление таможенного оформления и таможенного  контроля, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через  таможенную границу;

      взимание  таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных  пошлин, таможенных сборов, контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их принудительному взысканию;

      обеспечение соблюдения порядка перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу;

      обеспечение соблюдения установленных в соответствии с российским законодательством  о государственном регулировании  внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

      обеспечение в пределах своей компетенции  защиты прав интеллектуальной собственности;

      борьба  с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах России в деятельность международной гражданской авиации;

      осуществление в пределах своей компетенции  валютного контроля операций, связанных  с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с российским законодательством  о валютном регулировании и валютном контроле;

      ведение таможенной статистики внешней торговли;

      обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществление  сотрудничества с таможенными и  иными компетентными органами иностранных  государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

      осуществление информирования и консультирования в области таможенного дела, обеспечение  в установленном порядке государственных  органов, организаций и граждан  информацией по таможенным вопросам;

      проведение  конкурсов и заключение государственных  контрактов на выполнение научно-исследовательских  работ в области таможенного  дела.

      К обеспечивающим функциям таможенных органов  относятся все виды деятельности административно-хозяйственного характера:

      кадровая  деятельность;

      финансовая, бухгалтерская деятельность;

      психолого-воспитательная деятельность и социальное обеспечение;

      материально-техническое  обеспечение;

      развитие  таможенной инфраструктуры, капитальное  строительство и др.

      Перечень  функций таможенных органов конкретизируется и детализируется в Положении о федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области таможенного дела, и в общих положениях о других таможенных органах.

      Таможенные  органы осуществляют свои функции как  самостоятельно, так и во взаимодействии с иными государственными органами. Это касается, прежде всего, финансовых и налоговых органов, пограничной службы, транспортных органов и других органов, непосредственно связанных функционально с таможенными органами.

 

      1.2.Таможенное дело

 
 

     Таможенное  дело в Российской Федерации составляют таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия  перемещения через таможенную границу  РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

     Цели, которые ставятся в ходе реализации таможенной политики государства и  конкретных мер всего таможенного  дела, состоят в том, чтобы обеспечить наиболее эффективный товарообмен на таможенной территории, стимулировать развитие национальной экономики, участвовать в защите российского рынка, решать иные задачи экономической политики Российской Федерации.

     Главные отличительные особенности такого феномена, как таможенное дело, то это, во-первых, его сложный, комплексный характер и, во-вторых, неоднородность составляющих его элементов. Особенности эти обусловлены природой и целевым предназначением таможенного дела, служащего решению многоплановых и весьма разнородных задач. В этом заключается своеобразие и уникальность таможенного дела. Между тем, приведенное из ТК РФ определение не охватывает ряд очень важных составных частей, которые на самом деле включаются в таможенное дело. Остается также не совсем ясным вопрос о месте и содержании таможенной политики в структуре таможенного дела. И почему вообще таможенная политика включается в понятие "таможенное дело"?

     Что касается составных частей таможенного дела, то к ним, помимо перечисленных, должны быть отнесены таможенная статистика и ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД), борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, а также с нарушениями таможенных правил, производство по делам о нарушениях таможенных правил, рассмотрение дел о нарушениях таможенных правил3. При таком подходе обеспечивается расширительное понимание содержания таможенного дела, тем более что включаемые в его структуру вышеназванные дополнительные элементы предусмотрены самим ТК и достаточно развернуто и подробно регламентированы в нем.

     С учетом вышеизложенного, структура  таможенного дела может быть представлена следующими блоками:

     1 - таможенная политика;

     2 - перемещение через таможенную  границу товаров и транспортных  средств (принципы);

     3 - таможенные режимы;

     4 - таможенно-тарифное регулирование;

     5 - таможенные платежи (федеральные  таможенные доходы);

     6 - таможенное оформление;

     7 - таможенный контроль;

     8 - таможенная статистика и товарная  номенклатура внешнеэкономической  деятельности (ТН ВЭД);

     9 - контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела;

     10 - нарушения таможенных правил  и ответственность за них;

     11 - производство по делам о нарушениях таможенных правил;

     12 - рассмотрение дел о нарушениях  таможенных правил. Выделение названных  блоков в относительно самостоятельные части таможенного дела, конечно, несколько условно и может быть более дифференцированным. Например, в отдельный блок можно выделить дознание и оперативно-розыскную деятельность таможенных органов. В целом же оно отражает адекватную картину современной структуры российского таможенного дела.

     Значение, роль и статус каждой из вышеперечисленных  составных частей таможенного дела неодинаковы. Однако различные по характеру  и целям, по месту в системе  таможенного дела, в совокупности они составляют органическое единство, поскольку служат единым таможенным (и более широким - внутри- и внешнеэкономическим) задачам Российской Федерации.

     Нельзя  не видеть серьезной разницы между  таможенной политикой, составляющей "душу" таможенного дела, и, скажем, таможенным оформлением или таможенным контролем - очень важными элементами таможенного дела, но все, же подчиненными этой политике, обслуживающими ее. Надо различать также нормы материального таможенного права и нормы процессуального таможенного права, которыми регулируется статус тех или иных блоков таможенного дела. Например, вопросы контрабанды, уклонения от уплаты таможенных платежей и иных преступлений в сфере таможенного дела регулируются нормами материального уголовного права и выделены в отдельные статьи ТК.

     Сущность  любой деятельности раскрывается через  выявление ее целей.

     Таможенное  дело преследует две группы целей:

     Во-первых, экономические. В их числе - чисто фискальные, т.е. пополнение доходной части бюджета страны, и регулятивные. Свое регулирующее воздействие на экономику таможенный механизм оказывает посредством таможенных тарифов (методами косвенного руководства), а также запретов, ограничений, лицензирования, квотирования экспорта и импорта (методами прямого административного руководства).

     Такое регулирование призвано:

     а) стимулировать развитие национальной экономики;

     б) защищать российский рынок;

     в) привлечь иностранные инвестиции;

     г) обеспечить выполнение обязательств перед  другими государствами, международными союзами, а также способствовать достижению иных целей, определяемых Федеральным Собранием, Президентом и Правительством РФ.

     Во-вторых, защитные, т.е. обеспечение национальной безопасности страны, в том числе экономической, санитарно-эпидемиологической, общественного порядка, здоровья населения, культурных ценностей. Названным целям служат все основные компоненты таможенного дела: таможенная служба, таможенная деятельность, таможенное право, таможенная политика и идеология с использованием юридических норм, таможенных процедур, а также борьбы с контрабандой и иными правонарушениями.

     Таможенное  дело, защита и охрана таможенной территории и таможенных границ - фактор, постоянно действующий в государственной деятельности, который требует и соответствующего устойчивого законодательства. Таможенное законодательство всегда содержало большое количество правил, регулирующих порядок перемещения через таможенную границу товаров и других предметов. Регулирование таможенного дела всегда было в компетенции общегосударственных, общесоюзных органов, равно как и теперь оно относится к ведению федеральных органов Российской Федерации.

     По  своей отраслевой принадлежности нормы  таможенного законодательства являются почти целиком нормами административно-правовыми, что обусловлено самим характером таможенной деятельности, сердцевину которой составляет административный контроль. Лишь отдельные нормы относятся к другим отраслям права - гражданскому праву (о возмещении вреда), к уголовному праву (об уголовной ответственности за нарушение таможенных правил). Поэтому между таможенным правом как институтом административного права и совокупностью норм, регулирующих деятельность рассматриваемого ведомства, нельзя ставить знак равенства. В новом Таможенном кодексе Законодатель не раскрывает административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела, посвятив им 16 главу КоАП.

Информация о работе Сущность таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности