Правоохранительная деятельность таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:56, дипломная работа

Описание

Переход экономики страны на условия рыночных отношений, ликвидация последствий монополии государства во внешнеэкономической деятельности, выделение таможенных органов в самостоятельную государственную структуру и ряд других факторов привели к тому, что таможенные органы приобрели часть функций и полномочий других министерств и ведомств: экономических, статистических, природоохранных и других. Однако основными функциями таможенных органов остаются: пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей (фискальная функция) и борьба с преступлениями и иными правонарушениями в сфере таможенного дела (правоохранительная функция).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ КАК СУБЪКТ ПРАВОХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Правоохранительная деятельность и система органов ее осуществляющих в Республике Беларусь
1.2 Правоохранительная сущность таможенных органов
1.3 Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны
2 ФОРМЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
2.1 Административно-правовая форма деятельности
2.2 Уголовно-правовая форма деятельности
2.3 Оперативно-розыскная форма деятельности
3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО БЛОКА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2006-2009 ГГ.
4 РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО УЧЕТУ КОНТРАБАНДНЫХ ТОВАРОВ
4.1 Инфологическое проектирование базы данных
4.2 Реализация базы данных в MC ACCESS
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ - ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.doc

— 928.50 Кб (Скачать документ)

Также правоохранительный статус таможенных органов прямо закреплен в  Таможенном кодексе Республики Беларусь (далее ТК). Согласно ст. 312 ТК таможенные органы являются правоохранительными органами и составляют единую систему [12].

Правоохранительная деятельность таможенных органов является разновидностью государственной деятельности, проявлением внутренних и внешних функций государства в сфере таможенных правоотношений.

Цель этой деятельности заключается в обеспечении соблюдения, ис­пользования, исполнения, применения норм государственного, админист­ративного, уголовного, таможенного, гражданского и других отраслей права в сфере деятельности таможенных органов [4].

Правоохранительная деятельность таможенных органов осуществля­ется в порядке реализации практически всех функций, возложенных на них, так как все они связаны с установлением норм права или их реализа­цией. Законодательно закрепленные в ТК эти функции сами являются нормами права, которые должны со­блюдаться, использоваться, исполняться и применяться таможенными ор­ганами как средство охраны других правовых норм.

Вся деятельность таможенных органов осуществляется в рамках за­конов и в интересах их реализации, имеет аспекты правотворческой, пра­воприменительной, правоисполнителъной, правоохранительной деятельно­сти государства [4].

Отличительной особенностью таможенных органов как органов правоохранительных является то, что не все функции, отнесенные к компетенции таможенных органов, носят явно выраженный правоохранительный характер.

В деятельности таможенных органов всегда выделялись две основные группы функций: экономические и правоохранительные.

Первая группа – группа экономических функций, связана с осуществлением фискальной и регулятивной деятельности таможенных органов.

Фискальная функция таможенных органов направлена на пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей.

Регулятивная функция призвана посредством введения правовых норм  устанавливать таможенные тарифы, запреты, ограничения на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, лицензировать и квотировать различные виды деятельности, тем самым защищать отечественный рынок, стимулировать развитие национальной экономики, обеспечивать привлечение иностранных инвестиций.

Вторая группа – группа правоохранительных функций, направлена на: обеспечение безопасности страны (пресечение контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела); защиту интересов потребителей ввозимых товаров; выявление, предупреждение и пресечение административных таможенных правонарушений.

Во всем мире эффективность любой таможенной службы оценивается по двум критериям: как таможенные органы справляются с реализацией фискальных функций и как эффективно они реализуют свои правоохранительные функции.

В разных странах, в зависимости от их экономического развития, приоритеты в таможенной политике отводятся либо фискальным, либо правоохранительным функциям.

Таможенные органы Республики Беларусь, являясь органом государственного управления специальной компетенции, то есть исполнительно-распорядительными органами, имеют право во исполнение решений высших государственных органов издавать акты управления по вопросам таможенного дела, обязательные для исполнения другими ведомствами, юридическими и физическими лицами, причастными к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу республики.

В этом проявляется первая составляющая правоохранительной деятельности таможенных органов, выраженная  в форме непосредственного участия в административно-правовом регулировании таможенных отношений.

С другой стороны, таможенные органы призваны стоять на защите прав, свобод, личных интересов граждан, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств путем охраны урегулированных нормами таможенного, уголовного, административного, международного, гражданского и других отраслей права отношений. Они возникают в процессе взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и должностных лиц таможенных органов по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу республики или помещения их под тот или иной таможенный режим.

Основные функции таможенных органов Республики Беларусь изложены в ст. 313 ТК. Чтобы уяснить сущность правоохранительной деятельности таможенных органов целесообразно первоначально проанализировать их правоохранительные функции, а затем, с целью выявления взаимосвязи различных звеньев системы таможенных органов определить: какие функции и в каком объеме выполняются на уровне Государственного таможенного комитета, а какие на уровне таможен. Следует отметить, что отдельные функции таможенных органов можно рассматривать как самостоятельные только с учетом  тесной взаимосвязи всех функций между собой. Например, осуществление мер таможенного контроля является средством предупреждения и выявления преступлений и административных таможенных правонарушений.

К правоохранительным функциям Государственного таможенного комитета Республики Беларусь (далее ГТК) относятся (в соответствии с Положением о Государственном таможенном комитете, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2008 г., № 228) [15]:

             разработка правового, экономического и организационного механизмов таможенной политики Республики Беларусь;

             осуществление в пределах своей компетенции оперативно-розыскной деятельности;

             организация борьбы с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела, обеспечение содействия соответствующим органам в борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью и в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Республики Беларусь в деятельность международной гражданской авиации;

             обеспечение выполнения таможенными органами в соответствии с законодательством функций органов дознания, органов, осуществляющих производство по делам об административных таможенных правонарушениях и уполномоченных рассматривать такие дела, а также органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

             обеспечение самостоятельно и во взаимодействии с иными правоохранительными органами проведения специальных мероприятий в зонах таможенного контроля, организация системы защиты объектов таможенной инфраструктуры, осуществление иных мер по защите таможенной границы Республики Беларусь;

             организация работы по выявлению, предупреждению, пресечению и профилактике правонарушений, совершаемых должностными лицами таможенных органов, обеспечение решения этих задач во взаимодействии с иными правоохранительными органами [15].

Как следует из самих  формулировок, правоохранительные функции ГТК носят в основном организационный, направляющий и контролирующий  характер (разработка, организация, обеспечение). Это еще раз показывает, что в своей деятельности, ГТК, являясь функциональным центром системы таможенных органов, организует и направляет их деятельность на реализацию функций и задач, возложенных на таможенные органы республики в целом (Приложение А).

Непосредственное решение задач в области таможенного дела осуществляют таможни, представляющие собой организационную основу фундамента системы таможенных органов.

Функционально таможни осуществляют (в соответствии с приказом ГТК от 25 августа 1999 года № 378-ОД «Об утверждении типового положения о таможне Республики Беларусь) [16]:

             борьбу с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела. В соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляют дознание по делам о контрабанде и иных преступлениях в сфере таможенного дела;

             борьбу с административными таможенными правонарушениями. Ведут производство по делам об административных правонарушениях, посягающих на установленный порядок таможенного регулирования.

             в пределах компетенции таможенных органов и установленных полномочий осуществляют оперативно-розыскную деятельность;

             участвуют в разработке системы мер по профилактике преступлений и иных правонарушений в сфере таможенного дела;

             взаимодействуют с другими правоохранительными и контролирующими органами Республики Беларусь, находящимися в зоне их деятельности по вопросам выявления, предупреждения, пресечения и расследования преступлений и иных правонарушений в сфере таможенного дела;

             участвуют в разработке и реализации системы мер, направленных на пресечение незаконного оборота через таможенную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных веществ, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния Республики Беларусь и зарубежных стран (культурных ценностей), объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров; вносит предложения в Комитет о совершенствовании такой системы;

             осуществляют проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Республики Беларусь, таможенных агентов либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Республики Беларусь [16].

Правоохранительный характер деятельности таможенных органов не ограничивается только представленным выше перечнем функций, он затрагивает все разделы ТК и находит отражение в таможенном оформлении, таможенном и валютном контроле, в ведении таможенной статистики, в тарифных и нетарифных мерах регулирования.

В случаях выявления нарушений порядка таможенного оформления, уклонения от уплаты таможенных платежей, мер тарифного и нетарифного регулирования таможенные органы вправе привлекать виновных в этом лиц к ответственности.

В своей деятельности субъекты таможенных правоотношений должны опираться на следующие положения:

             правоохранительная деятельность таможенных органов и их должностных лиц в каждом случае может начинаться только при наличии установленных законом поводов. Вмешиваться в жизнь граждан или в деятельность юридических лиц без законного основания таможенные органы  не вправе. Ст. 7 Конституции Республики Беларусь определяет: «Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства» [17];

             законные и обоснованные решения таможенных органов подлежат обязательному выполнению всеми физическими и юридическими лицами, в отношении которых вынесено решение. Невыполнение решений таможенных органов влечет дополнительные санкции;

             все  решения таможенных органов, связанные с применением юридических мер воздействия могут быть обжалованы только в установленном соответствующим законом порядке.

Воспрепятствование осуществлению права на обжалование решения таможенных органов, в какой бы форме не выражалось, является правонарушением и за него должна следовать ответственность.

Правоохранительная деятельность таможенных органов осуществляется в различных формах: административно-правовой, уголовно-правовой, оперативно-розыскной, которые взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга и являются средствами достижения целей и решения задач, стоящих перед таможенными органами [18].

Таможенные органы оказывают содействие компетентным органам в борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью и в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Республики Беларусь в деятельность международной гражданской авиации. Также таможенные органы содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите отечественных потребителей ввозимых товаров [4].

Исходя из вышесказанного, правоохранительную деятельность таможенных органов можно определить как такую деятельность, которую они, являясь частью единой системы правоохранительных органов республики, на основе закона и в соответствующих формах осуществляют с целью охраны общественных отношений в сфере таможенного дела.

 

1.3        Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны

Проблема экономической безопасности Республики Беларусь вот уже 19 лет остается одной из важнейших как в плане существования и развития страны в виде суверенного государства, так и в аспекте научных исследований.

От того, насколько эффективна деятельность институтов власти в обеспечении экономической безопасности государства, зависит защищенность страны от внешних и внутренних экономических угроз, а также реализация жизненно-важных интересов, создающих внутренние и внешние условия существования экономики страны, что, в свою очередь, гарантирует возможность стабильного и всестороннего прогресса общества и его граждан.

В обеспечении экономической безопасности Республики Беларусь особая роль отводится таможенным органам.

В современных условиях внешнеэкономическая деятельность (далее ВЭД) является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. Вместе с тем, несмотря на тенденцию к интеграции, мировая экономика остаётся конгломератом хозяйств с различными уровнями развития и несовпадающими, а подчас и прямо противоположными, интересами. В этих условиях особое значение приобретает таможенная политика как составная часть внешней политики, служащая в современных условиях целям обеспечения и реализации внешнеэкономических задач и интересов страны [19].

Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов