Правоохранительная деятельность таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:56, дипломная работа

Описание

Переход экономики страны на условия рыночных отношений, ликвидация последствий монополии государства во внешнеэкономической деятельности, выделение таможенных органов в самостоятельную государственную структуру и ряд других факторов привели к тому, что таможенные органы приобрели часть функций и полномочий других министерств и ведомств: экономических, статистических, природоохранных и других. Однако основными функциями таможенных органов остаются: пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей (фискальная функция) и борьба с преступлениями и иными правонарушениями в сфере таможенного дела (правоохранительная функция).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ КАК СУБЪКТ ПРАВОХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Правоохранительная деятельность и система органов ее осуществляющих в Республике Беларусь
1.2 Правоохранительная сущность таможенных органов
1.3 Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны
2 ФОРМЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
2.1 Административно-правовая форма деятельности
2.2 Уголовно-правовая форма деятельности
2.3 Оперативно-розыскная форма деятельности
3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО БЛОКА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2006-2009 ГГ.
4 РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО УЧЕТУ КОНТРАБАНДНЫХ ТОВАРОВ
4.1 Инфологическое проектирование базы данных
4.2 Реализация базы данных в MC ACCESS
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ - ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.doc

— 928.50 Кб (Скачать документ)
n:justify">При производстве по делу об АТП и его рассмотрении подлежат доказыванию (устанавливаются):

             событие правонарушения (время, место, способ и другие обстоятельства совершения правонарушения);

             виновность физического или должностного лица;

             характер и размер вреда, причиненного правонарушением;

             обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности лица, привлекаемого к административной ответственности;

             причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения (ст. 6.2 ПИКоАП).

Все обстоятельства дела должны быть установлены в точном соответствии с тем, как они имели место в действительности.

Эти данные применительно к АТП устанавливаются следующими средствами:

             протоколом об административном правонарушении;

             вещественными доказательствами и документами, представляющими собой материальные носители информации;

             протоколами проведения процессуальных действий, предусмотренных КоАП и ТК Республики Беларусь (например, протоколами изъятия вещей и документов; личного досмотра и досмотра вещей; опроса лиц, привлекаемых к административной ответственности, потерпевших, свидетелей; заключением эксперта, актами ревизий и документальных проверок);

             иными документами (например, актом таможенного досмотра, таможенной декларацией и т.д.).

Обстоятельства, подлежащие доказыванию, конкретизируются с учетом особенностей каждого дела в зависимости от состава расследуемого правонарушения.

Доказательства следует делить на: обвинительные и оправдательные, первоначальные и производные, прямые и косвенные, личные и вещественные.

Статьей 8.1 ПИКоАП Республики Беларусь для обеспечения производства по делам об АТП, в целях пресечения АТП, установления личности нарушителя; составления протокола об АТП при невозможности составления его на месте; обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления по делу предусмотрены следующие меры:

             административное задержание нарушителя;

             личный обыск задержанного;

             досмотр вещей;

             изъятие вещей и документов [23].

Административное задержание состоит в кратковременном ограничении свободы действий и передвижения правонарушителя, который содержится в помещении государственного органа.

Об административном задержании составляется протокол, форма которого установлена Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола, в нем делается запись об этом (Приложение Г).

Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более трех часов (ст. 8.4 ПИКоАП Республики Беларусь). Срок административного задержания правонарушителя исчисляется с момента его доставления в служебное помещение таможенного органа Республики Беларусь.

Административному задержанию не подлежат совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этому дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку.

Личный обыск проводится при наличии достаточных оснований полагать, что правонарушитель скрывает при себе, с целью незаконного перемещения через таможенную границу Республики Беларусь предметы, относящиеся к контрабанде или объектам АТП (оружие, взрывчатые и отравляющие вещества, наркотики, иностранная валюта и т.д.).

На проведение личного обыска, как меры обеспечения по делам об административных правонарушениях, дополнительного разрешения начальника таможенного органа не требуется, так как он проводится после выявления в ходе таможенного контроля в действиях лица АТП. Отличием от данного мероприятия является проведение личного таможенного досмотра как исключительной операции таможенного контроля (ст. 294 ТК).

Товары, транспортные средства, валютные и культурные ценности и другие вещи, а также документы, являющиеся орудием или непосредственным объектом административного правонарушения, обнаруженные при задержании, личном обыске или досмотре вещей, изымаются должностными лицами таможенных органов в порядке ст. 8.9 ПИКоАП Республики Беларусь. Они могут изыматься также в качестве вещественных доказательств по делу об АТП.

В производстве изъятия участвует лицо, у которого изымаются товары, транспортные средства, документы и иные предметы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения [23].

Не подлежат изъятию товары, транспортные средства, документы и иные предметы, не имеющие отношения к делу об АТП, за исключением предметов, запрещенных к обращению.

Об изъятии вещей и документов составляется протокол по форме, установленной ГТК, либо делается соответствующая запись в протоколах об административном правонарушении, о личном досмотре, досмотре вещей или об административном задержании. Копия протокола вручается под роспись лицу, во владении либо собственности которого находились указанные вещи (Приложение Д).

Изъятые вещи и документы хранятся впредь до рассмотрения дела об АТП в местах, определяемых органами (должностными лицами), которым предоставлено право производить изъятие вещей и документов, а после рассмотрения дела, в зависимости от результатов его рассмотрения, они в установленном порядке конфискуются, или возвращаются владельцу, либо уничтожаются, а при возмездном изъятии вещей реализуются.

Таким образом, в ходе административно-правовой формы правоохранительной деятельности перед сотрудниками таможенных органов ставятся задачи не только выявления правонарушений, но и процессуального оформления в соответствии с законодательством, а также предупреждения новых правонарушений.

 

2.2        Уголовно-правовая форма деятельности

Уголовно-правовая форма правоохранительной деятельности таможенных органов заключается в проведении дознания по делам, отнесенным к компетенции таможенных органов. Дознание представляет собой один из видов государственной деятельности, урегулированной нормами уголовно-процессуального права, и является формой предварительного расследования [26].

Таможенные органы Республики Беларусь в соответствии с п. 6 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее УПК) отнесены к числу государственных органов, уполномоченных законом осуществлять дознание. Они проводят дознание по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению [27].

Согласно Уголовному кодексу Республики Беларусь (далее УК) таможенные органы осуществляют дознание по следующим уголовным делам: о контрабанде (ст. 228 УК), о незаконном экспорте объектов экспортного контроля (ст. 229 УК), о невозвращении на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей (ст. 230 УК) и об уклонении от уплаты таможенных платежей (ст. 231 УК) [28].

Так, в соответствии со ст. 37-39 УПК на таможенные органы как на органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 20 января 2003 г. № 1 утверждено Положение «О дознании в таможенных органах Республики Беларусь». Положение определяет структуру органов дознания в системе таможенных органов, функции этих органов, обязанности начальников органов дознания и порядок наделения должностных лиц таможенных органов правами на производство дознания [29].

Таким образом, таможенные органы при проведении дознания руководствуются Конституцией Республики Беларусь, ТК, УПК, УК, международными договорами Республики Беларусь, Положением «О дознании в таможенных органах Республики Беларусь» и иными актами законодательства.

Основными функциями органов дознания в системе таможенных органов Республики Беларусь являются:

             организация и производство оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мер в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения преступлений;

             прием, регистрация и рассмотрение заявлений и сообщений о любом совершенном и готовящемся преступлении;

             проведение проверочных мероприятий по заявлениям и сообщениям о преступлениях в целях получения дополнительных данных, необходимых для обоснованного решения вопроса о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела;

             принятие решений о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче заявления, сообщения по подследственности;

             производство предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 228 УК, по которым не установлено подлежащее привлечению в качестве обвиняемого лицо, до его установления;

             производство предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 231 УК, либо ускоренное производство по указанным уголовным делам в случаях, когда факт преступления очевиден, известно лицо, подозреваемое в совершении преступления, и оно не отрицает своей причастности к совершению преступления;

             выполнение неотложных следственных и иных процессуальных действий по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 228, 229, 230, ч. 2 ст. 231 УК, для установления и закрепления доказательств.

Начальниками органов дознания в системе таможенных органов Республики Беларусь являются Председатель ГТК и начальники таможен. Первый заместитель Председателя ГТК, заместители Председателя ГТК, заместители начальников таможен обладают правами и несут обязанности начальников органов дознания.

Начальники органов дознания обязаны:

             организовывать работу по дознанию и нести персональную ответственность за ее состояние, принимать решения и производить действия, отнесенные к компетенции органов дознания, соблюдать законность, качество и сроки производства по материалам и уголовным делам с целью выполнения процессуальных задач;

             организовывать принятие необходимых оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мер в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения преступлений, выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, обеспечения возмещения причиненного материального ущерба;

             организовывать прием, регистрацию и учет заявлений (сообщений) и другой информации о преступлениях, а также учет возбужденных уголовных дел и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел;

             поручать проверку материалов и производство дознания по вышеуказанным преступлениям конкретному исполнителю;

             утверждать постановления и протоколы задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

             проверять находящиеся в производстве уголовные дела в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела;

             обеспечивать проведение неотложных следственных и иных процессуальных действий;

             давать указания о производстве дознания, привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, направлении дела и материалов, производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий;

             организовывать силами других подразделений таможенных органов оказание необходимой помощи в расследовании дел должностным лицам таможенных органов, уполномоченным на производство дознания;

             координировать работу с другими органами дознания и следствия, оперативными подразделениями органов государственной безопасности, внутренних дел, финансовых расследований, пограничных войск;

             обеспечивать выполнение должностными лицами таможенных органов, уполномоченными на производство дознания, указаний прокурора, поручений следователя, суда в порядке, установленном УПК;

             обеспечивать аналитическую и методическую работу, учебу должностных лиц таможенных органов, уполномоченных на производство дознания [29].

Дознание по делам о преступлениях в сфере таможенного дела производят должностные лица отделов таможенных расследований и отделов по борьбе с контрабандой и административными таможенными правонарушениями таможенных органов, имеющие высшее юридическое образование, уполномоченные на то руководителем соответствующего таможенного органа, на основании должностной инструкции, утвержденной в установленном порядке.

Дознаватель в своей служебной деятельности по расследованию дел о преступлениях в сфере таможенного дела подчиняется только начальнику органа дознания. Он обязан принимать все меры по рассмотрению заявлений и сообщений о преступлении и всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела. Указания прокурора, начальника органа дознания, поручения следователя и суда обязательны для дознавателя. Указания начальника органа дознания по уголовным делам могут быть обжалованы прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнение. Дознаватель вправе самостоятельно проводить следственные и другие процессуальные действия, принимать решения, за исключением случаев, когда законодательством предусмотрены утверждение их начальником органа дознания, или санкция прокурора, или письменное согласование решения органа уголовного преследования о задержании лица. Дознаватель вправе обратиться к начальнику органа дознания с мотивированным ходатайством о даче им поручения соответствующим работникам органа дознания о производстве оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Постановления дознавателя, вынесенные в соответствии с законодательством по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны к исполнению всеми организациями, должностными лицами и гражданами.

Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов