Правоохранительная деятельность таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:56, дипломная работа

Описание

Переход экономики страны на условия рыночных отношений, ликвидация последствий монополии государства во внешнеэкономической деятельности, выделение таможенных органов в самостоятельную государственную структуру и ряд других факторов привели к тому, что таможенные органы приобрели часть функций и полномочий других министерств и ведомств: экономических, статистических, природоохранных и других. Однако основными функциями таможенных органов остаются: пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей (фискальная функция) и борьба с преступлениями и иными правонарушениями в сфере таможенного дела (правоохранительная функция).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ КАК СУБЪКТ ПРАВОХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Правоохранительная деятельность и система органов ее осуществляющих в Республике Беларусь
1.2 Правоохранительная сущность таможенных органов
1.3 Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны
2 ФОРМЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
2.1 Административно-правовая форма деятельности
2.2 Уголовно-правовая форма деятельности
2.3 Оперативно-розыскная форма деятельности
3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО БЛОКА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2006-2009 ГГ.
4 РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО УЧЕТУ КОНТРАБАНДНЫХ ТОВАРОВ
4.1 Инфологическое проектирование базы данных
4.2 Реализация базы данных в MC ACCESS
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ - ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.doc

— 928.50 Кб (Скачать документ)

Перечисленные объекты могут быть отнесены к предметам преступления при условии, что они включены в перечни объектов экспортного контроля, утвержденные в установленном законом порядке.

Объективную сторону данного преступления образует незаконный экспорт указанных объектов экспортного контроля, т.е. вывоз объектов экспортного контроля для постоянного размещения их за пределами таможенной территории Республики Беларусь, осуществляемый в нарушение установленного законодательством порядка.

В Республике Беларусь установлен и осуществляется разрешительный порядок вывоза за ее пределы объектов экспортного контроля. Такой вывоз может осуществляться только при условии получения лицензии. Незаконность экспорта предполагает нарушение предусмотренного нормативными актами порядка его осуществления.

Экспорт товаров, технологий, а также материальных носителей соответствующей информации означает их перемещение через таможенную границу Республики Беларусь. Экспорт услуг предполагает оказание за пределами территории Республики Беларусь различного вида помощи в осуществлении исследований и разработок, а также выполнение определенных работ (наладка оборудования или технологического процесса, консультирование, обучение персонала и т.п.).

Оконченным данное преступление считается с момента фактического перемещения соответствующих предметов экспортного контроля через таможенную границу либо с начала оказания услуг или выполнения работ за пределами Республики Беларусь. При этом не имеет значения, были ли услуги или работы выполнены в полном объеме и оказались ли успешными, а также были ли указанные объекты в последующем использованы для создания оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения или военной техники.

Субъективная сторона анализируемого преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Лицо сознает незаконность осуществления экспорта объектов экспортного контроля, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники, и желает совершить такие действия.

Субъект преступления – общий, ответственность предусмотрена для лиц, достигших шестнадцатилетнего возраста ко времени совершения деяния [30].

Невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей (ст. 230 УК) как преступление заключается в умышленном невозвращении в установленный срок на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Непосредственным объектом данного преступления является право народа Республики Беларусь на обладание историко-культурными ценностями. Такое обладание не отменяет права собственности юридических и физических лиц на эти ценности, однако сами ценности признаются достоянием белорусского народа.

Таможенным законодательством культурные ценности отнесены к категории вещей, запрещенных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь. Этот запрет не распространяется на случаи временного вывоза культурных ценностей за пределы Республики Беларусь в целях развития международного культурного обмена на основании письменного разрешения, выданного в соответствии с законодательством Республики Беларусь [30].

Порядок временного вывоза историко-культурных ценностей определяется Положением «О порядке временного вывоза за границу Республики Беларусь движимых материальных историко-культурных ценностей и эталонов фиксированных нематериальных историко-культурных ценно­стей», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Бе­ларусь от 18.07.2006 г. № 906 “О некоторых вопросах вывоза за границу Республики Беларусь культурных ценностей”.

Временный вывоз за пределы Республики Беларусь материальных движимых ценностей в целях развития международного культурного обмена проводится с письменного разрешения Комитета по охране историко-культурного наследия при Министерстве культуры Республики Беларусь при выполнении правил и условий, специально установленных им для каждого случая, и в соответствии с правилами таможенного законодательства Республики Беларусь [34].

Таким образом, любые составляющие достояние белорусского народа историко-культурные ценности, временно вывезенные за пределы республики, должны быть возвращены обратно. Нарушение этого требования и образует преступление, ответственность за которое установлена статьей 230 УК.

Объективную сторону данного преступления образует бездействие – невыполнение обязанности возвратить на территорию Республики Беларусь временно вывезенные историко-культурные ценности. Ответственность за такое бездействие наступает при наличии двух условий: обязанности возвратить (объективное условие) и возможности выполнить эту обязанность (субъективное условие). Объективное условие предполагается во всех случаях в силу особого правового статуса историко-культурных ценностей. Субъективное условие предполагает отсутствие препятствий для возврата историко-культурных ценностей: запрета властей страны нахождения, военных или иных подобных форс-мажорных обстоятельств, болезни ответственного лица и т.п.

Невозвращение является длящимся преступлением, которое считается юридически оконченным по истечении установленного срока возврата историко-культурных ценностей на территорию Республики Беларусь. Фактический возврат ценностей после юридического окончания преступления не отменяет ответственность, однако учитывается при назначении наказания.

Субъект преступления общий, ответственность предусмотрена для лиц, достигших 16 лет ко времени совершения деяния.

Если невозвращение историко-культурных ценностей совершено должностным лицом с использованием служебных полномочий, то ответственность должна наступать по совокупности преступлений по данной статье и по ст. 424 УК за злоупотребление властью или служебными полномочиями.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что не возвращает историко-культурные ценности на территорию Республики Беларусь по истечении установленных сроков, и желает действовать таким образом. Мотивы и цели преступления учитываются при назначении наказания и не влияют на квалификацию.

При наличии цели безвозмездного обращения невозвращенных историко-культурных ценностей в свою пользу по корыстным мотивам ответственность должна наступать за хищение [30].

Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 231 УК) предусматривает ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, т.е. за уклонение от таможенных платежей в крупных размерах, а также за то же деяние, совершенное по предварительному сговору группой лиц либо лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты таможенных платежей.

Уклонением от уплаты таможенных платежей в крупном размере признается уклонение, при котором сумма неуплаченных таможенных платежей превышает в две тысячи раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления [28].

Уклонение от уплаты таможенных платежей – это совершение действий, направленных: на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение; на необоснованный возврат уплаченных таможенных платежей, а равно неуплата таможенных платежей в установленные сроки при реальной возможности их уплаты; либо обращение в таможенные органы о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей без намерений исполнить взятые на себя обязательства к установленным срокам или заведомое представление ложных гарантий третьих лиц об обеспечении уплаты таможенных платежей [4].

Непосредственным объектом преступления является порядок внесения таможенных платежей [30].

Объективная сторона преступления выражается:

             в совершении действий, направленных на необоснованное освобождение от таможенных платежей или занижение их путем заявления в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости либо стране происхождения товаров и транспортных средств или заявление иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера;

             в совершении действий, направленных на возврат уже уплаченных таможенных платежей, получение выплат и иных возмещений или их невозвращение либо возвращение в неполном объеме без надлежащих оснований путем представления таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения;

             в неуплате таможенных платежей таможенному органу Республики Беларусь в порядке, размерах и в сроки, определяемые законодательством Республики Беларусь или таможенными органами Республики Беларусь в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, если такая неуплата произошла без уважительной причины, т.е. при реальной возможности их уплаты.

В частности, уклонение от уплаты таможенных платежей может выражаться:

             в заявлении таможенным органам ложных сведений, повлекших за собой неуплату таможенных платежей;

             в представлении таможенным органам подложных финансовых документов, подтверждающих факт уплаты либо являющихся обеспечением уплаты таможенных платежей;

             в отзыве плательщиком платежных документов по перечислению банком денежных средств на счета таможенных органов;

             в нарушении сроков уплаты таможенных платежей, установленных ТК, при реальной возможности уплаты.

Для квалификации противоправных деяний по ст. 231 УК не имеет значения, юридическое или физическое лицо было необоснованно освобождено от таможенных платежей либо не уплатило их в установленный срок.

Субъектом данного преступления могут быть как граждане Республики Беларусь, так и иностранцы либо лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста, вменяемые. К ним могут относиться должностные лица и иные работники белорусских и иностранных юридических лиц, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, иные физические лица, которые в силу требований Таможенного кодекса и другого законодательства Республики Беларусь обязаны в установленные сроки уплачивать таможенные платежи соответствующему таможенному органу.

Данное преступление может совершаться только с прямым умыслом, т. е. лицо сознает, что в результате его действий оно либо юридическое лицо, чьи интересы оно представляет по должности, доверенности, договору, уклоняется от уплаты таможенных платежей и желает действовать подобным образом [4].

Таким образом, очевидно, что наибольшую опасность для государства и общества представляют таможенные преступления, по которым таможенные органы проводят предварительное расследование в виде дознания.

Правильно проведенное расследование — необходимое условие обеспечения неотвратимости ответственности за каждое совершенное  преступление. В связи с этим уголовно-правовая форма правоохранительной деятельности таможенных органов имеет важное значение [26].

От уровня и качества работы таможенных органов как органа дознания во многом зависит эффективность деятельности суда, осуществление правосудия в соответствии с законом, иначе говоря, вынесение судом от имени государства законного и обоснованного приговора.

 

2.3        Оперативно-розыскная форма деятельности

Как показывает практика и исторический опыт, механизмы осуществления правонарушений и преступлений в таможенной сфере постоянно совершенствуются. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей становятся более изощренной, хорошо организованной, всесторонне подготовленной и как следствие этого, умело замаскированной. Разобраться в хитросплетениях преступных намерений достаточно сложно и зачастую о преступлении становится известно после его совершения.

В таких условиях задачей государства является принятие жестких адекватных мер, поиск действенных инструментов, позволяющих не только противостоять, но и успешно бороться с преступлениями и правонарушениями, посягающими на экономические интересы республики.

Одним из таких инструментов, дающих возможность проникнуть в замыслы преступника и его сообщников и тем самым помочь предупредить, выявить, пресечь и своевременно раскрыть преступление, а также установить лиц его подготавливающих, совершающих либо совершивших является оперативно-розыскная деятельность [35].

Наиболее остро проблема роста преступлений в сфере таможенного дела возникла в середине 90-х годов ХХ столетия, когда на смену господствовавшей долгие годы монополии внешней торговли пришли рыночные отношения. В тени экономических преобразований стали возникать преступные группы и организации, целью деятельности которых было извлечение максимальной прибыли в обход таможенного законодательства и интересов государства.

Естественно, что создавшаяся ситуация потребовала срочного изменения и совершенствования методов правоохранительной деятельности таможенных органов.

В связи с этим в июле 1999 года была принята новая редакция Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в соответствии с которой таможенные органы Республики Беларусь впервые за время своего существования приобрели новый статус, им были предоставлены полномочия осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов