Понятие и виды правоохранительной деятельности таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 23:49, реферат

Описание

Таможенные органы имеют право во исполнение решений высших федеральных органов издавать акты управления по вопросам таможенного дела, которые обязательны для исполнения иными ведомствами, юридическими и физическими лицами, имеющими отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 16.30 Кб (Скачать документ)

Понятие и виды правоохранительной деятельности таможенных органов

Таможенные органы имеют право во исполнение решений  высших федеральных органов издавать акты управления по вопросам таможенного  дела, которые обязательны для  исполнения иными ведомствами, юридическими и физическими лицами, имеющими отношение  к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенные органы также являются органами осуществляющими  охрану урегулированных нормами  таможенного, административного, уголовного, государственного, международного, финансового, гражданского и иных отраслей права  отношений, которые возникают в  процессе взаимоотношений участников ВЭД и должностных лиц таможенных органов по вопросам перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу.

В сфере таможенного  дела действует множество нормативных  актов, регулирующих отношения, возникающие  между участниками ВЭД и таможенными  органами. Такие отношения регулируются разными отраслями права.

Конституция РФ устанавливает, что все граждане и государствен-ные органы должны выполнять требования правовых норм. Регулируя ВЭД, таможенные органы способствуют развитию торговли между Россией и иными странами. Этим таможенные органы осуществляют свои функции, возложенные на них ТК РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе» и другими законами и подзаконными актами. Таким образом, таможенные органы выполняют функции организации, государствен-ного управления, контроля за соблюдением, использованием, исполнением и применением правовых норм, содержащихся в правовых актах, имеющих отношение к сфере таможенного дела.

Среди участников ВЭД  есть как добросовестно выполняющие  требования правовых норм, так и  сознательно или бессознательно нарушающие их. В связи с этим на таможенные органы, как правоохранительные органы возложены функции охраны права от нарушений и восстановления его действия.

Охрана выражается в защите положительных, желательных  правовых и неправовых действий участников ВЭД и должностных лиц таможенных органов и вытеснении, устранении, предотвращении вредных и опасных для личности, общества, государства отношений, возникающих в таможенной сфере. Названная сторона деятельности таможенных органов отражена в запретах на совершение противоправных действий или бездействия, установленных нормами права, предусмотренных санкциями за нарушение запретов и применении таможенными органами таковых санкций. Исходя из этого охрана правовых норм таможенными органами осуществляется разными способами, среди которых и применение мер государственного принуждения к нарушителям, которое выражается во взыскании с физического или должностного лица нанесенного ущерба, ограничении прав, в принуждении юридического лица исполнить определенные обязанности по отношению к пострадавшей стороне, в качестве которой может выступать государство, таможенный орган, должностное лицо.

Правоохранительная  деятельность таможенных органов является разновидностью государственной деятельности, проявлением внутренних и внешних  функций государства в сфере  таможенных правоотношений.

Целью правоохранительной деятельности таможенных органов является обеспечение соблюдения, использования, исполнения, применения норм государственного, административного, таможенного, гражданского и иных отраслей права в сфере  таможенной деятельности.

Правоохранительная  деятельность таможенных органов осу-ществляется в следующих формах: административно-правовой, административно-процессуальной, уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной и др. Все формы правоохрани-тельной деятельности таможенных органов взаимосвязаны.

К целям правоохранительной деятельности таможенных органов кроме  обеспечения реализации правовых норм относятся также выявление подготовки и осуществления нарушений российского  законодательства, предупреждение наступления  и снижение вредных последствий  нарушений, пресечение действий нарушителей.

Административно-правовая форма правоохранительной деятельности таможенных органов проявляется  в обнаружении признаков и  фактов административных нарушений, а  также нарушений уголовного, таможенного, валютного, налогового и других видов  законодательства.

Административно-процессуальной форма правоохранительной деятельности таможенных органов выражается в  совершении административно-процессуальных действий, направленных на проверку выявленных фактов отклонений от требований, установленных  административно-правовыми нормами, таможенными правилами, на выявление  причастных к нарушениям лиц, квалификацию деяний, установление мер ответственности  за них и принятие мер по предотвращению и минимизации ущерба интересам  государства от противоправных деяний.

Уголовно-процессуальной форма правоохранительной деятельности таможенных органов как органов  дознания проявляется в возбуждении  уголовных дел по фактам или признакам  уголовных преступлений, борьба с  которыми отнесена к компетенции  таможенных органов (контрабанда и  др.), производстве дознания по этим делам, а также участии в следственных действиях по поручению органов  предварительного следствия.

Важной формой правоохранительной деятельности таможенных органов является обеспечение собственной безопасности, сочетающей в себе меры внутреннего  административного контроля, оперативно- розыскные меры и меры физической, военной, технической охраны таможенных объектов, сотрудников и членов их семей.

Формой таможенной деятельности сочетающей в себе элементы правоохранительной с специальной деятельности является оперативно-розыскная деятельность. Она заключается в повышении эффективности таможенного контроля, выявлении признаков и фактов подготовки и совершения преступлений и нарушений таможенных правил, причастных к ним лиц, причин, условий, способствующих их совершению, предотвращению вреда интересам государства, пресечению преступных посягательств на них.

Особое место в  правоохранительной деятельности таможенных органов занимает контролируемая поставка товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Контролируемой  поставкой товаров, перемещаемых через таможенную границу, является оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускаются ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с этой территории либо перемещение по ней ввезенных товаров.

Контролируемая поставка регламентируется главой 22 ТК РФ “Контролируемая  поставка товаров, перемещаемых через  таможенную границу”, Постановление  Правительства РФ от 05.11.2003 № 671 “Об  утверждении положения об изъятии  или о замене перемещаемых через  таможенную границу Российской Федерации  товаров при осуществле-нии контролируемой поставки”.

Полное или частичное  изъятие или замена перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых  допускается по специальному разрешению в соответствии с законодательством  Российской Федерации, осуществляется в каждом случае на основании договоренности органа, осуществляющего контролируемую поставку, с компетентными органами иностранных государств, участвующими в осуществлении контролируемой поставки.

При осуществлении  контролируемой поставки полное или  частичное изъятие или замена перемещаемых через таможенную границу  Российской Федерации товаров, свободная  реализация которых запрещена либо оборот которых допускается по специальному разрешению в соответствии с законодательством  Российской Федерации, производится органом, осуществляющим контролируемую поставку, по согласованию с федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Полное или частичное  изъятие или замена перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых  допускается по специальному разрешению в соответствии с законодательством  Российской Федерации, производится комиссией, создаваемой федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим контролируемую поставку, и состоящей  из представителей таможенных органов, а при необходимости иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность. Изъятие или замена товаров оформляется актом комиссии.

Копии актов направляются в органы, представители которых  принимали участие в работе комиссии.

Экспертно-криминалистическое и оперативно-техническое обеспечение  проведения контролируемой поставки с  полным или частичным изъятием или  заменой перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров, свободная реализация которых запрещена  либо оборот которых допускается  по специальному разрешению, осуществляется на основании межведомственных соглашений между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и иными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Понятие и виды правоохранительной деятельности таможенных органов