Правоохранительная деятельность таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:45, контрольная работа

Описание

Повышение роли и значения права, его господство, политический и идеологический плюрализм, обеспечение прав человека - нерасторжимые слагаемые демократии. Не может быть демократии в отсутствие уважения к правам человека. Очевидно и обратное: утверждение демократии создает условия для обеспечения прав человека.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и сущность правоохранительной деятельности таможенных органов РФ
1.1 Таможенные органы как субъекты правоохранительной деятельности
1.2 Правовые основы правоохранительной деятельности таможенных органов
Глава 2. Направления правоохранительной деятельности таможенных органов РФ
2.1 Таможенные органы как органы дознания
2.2 Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов
2.3 Деятельность таможенных органов как органов административного принуждения и наказания в области таможенного дела
Глава 3. Правоохранительная деятельность таможенных органов РФ на современном этапе: проблемы и пути их решения
3.1 Проблемные вопросы и направления развития правоохранительной деятельности таможенных органов
Заключение
Список используемой литературы и источников

Работа состоит из  1 файл

Таможенные пошлины.doc

— 307.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Нижегородский государственный  университет им. Н.И.Лобачевского

Дзержинский филиал

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине: «Таможенное право»

 

Тема: «Правоохранительная деятельность таможенных органов»

 

 

Исполнитель

студент группы 3-11 ТД/13(2)

Специальность

«Таможенное дело»

Ole JAN

Научный руководитель

Н. И. Князева

 

 

 

Дзержинск 2010г.

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Понятие  и сущность правоохранительной деятельности таможенных органов РФ

1.1 Таможенные  органы как субъекты правоохранительной  деятельности

1.2 Правовые  основы правоохранительной деятельности  таможенных органов

Глава 2. Направления  правоохранительной деятельности таможенных органов РФ

2.1 Таможенные органы как органы дознания

2.2 Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов

2.3 Деятельность  таможенных органов как органов  административного принуждения и наказания в области таможенного дела

Глава 3. Правоохранительная деятельность таможенных органов РФ на современном этапе: проблемы и пути их решения

3.1 Проблемные вопросы и направления развития правоохранительной деятельности таможенных органов

Заключение

Список используемой литературы и источников

 

Введение

 

Повышение роли и значения права, его господство, политический и идеологический плюрализм, обеспечение прав человека - нерасторжимые слагаемые демократии. Не может быть демократии в отсутствие уважения к правам человека. Очевидно и обратное: утверждение демократии создает условия для обеспечения прав человека.

Одновременно с гармонизацией  национального законодательства с  международными стандартами прав и  свобод человека и гражданина в стране происходит процесс совершенствования  институтов их осуществления и защиты.

Конечно, современное социально-экономическое положение страны затрудняет полномасштабное формирование демократических институтов. Вместе с тем защита и обеспечение прав человека представляет собой один из ключевых факторов эффективного решения сложных задач переходного периода, создания гарантий демократического развития. В этой ситуации особое значение приобретает правоохранительная деятельность государства.

Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной  деятельности.

Цель (задача) правоохранительной деятельности - охрана самого права.

 

1. Понятие и содержание правоохранительной деятельности

 

Правоохранительная  деятельность является одним из видов государственной деятельности. Как форма активного и осознанного отношения к окружающему миру, всякая деятельность, в том числе и правоохранительная, включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности.

Цель (задача) правоохранительной деятельности - охрана самого права.

Право рождено потребностями  жизни общества на этапе его раннеклассового становления как нормативный способ регулирования производящей экономики. Люди поняли, что им лучше отказаться от какой-то части естественных прав и свобод, учредив государство и став его гражданами, тем самым признав, что существует общий для всех интерес, для достижения которого необходимо сознательное самоограничение личности. Государству было доверено ограничение прав отдельных лиц, ставящих свои интересы выше общественных, вплоть до применения к ним мер принуждения (теория общественного договора). Уже с самых ранних стадий его возникновения обнаруживается не только социальное предназначение права в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, но и его роль как нормативно-классового инструмента регулирования общественных отношений экономически господствующего класса или всего общества. Право определяет и упорядочивает существующие общественные отношения и порядки, соответствующие интересам граждан, общества и государства.

Вместе с тем с момента  своего появления право становится одним из важнейших средств охраны общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных и иных общественных отношений, их неприкосновенности. Сообразно этому право нацелено на вытеснение, искоренение нежелательных, чуждых обществу отношений1.

Важнейшее предназначение правоохранительной деятельности - обеспечение в демократическом обществе режима законности - неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм, прежде всего тех, которые содержатся в законах (отсюда ее название - "законность"), всех правовых предписаний гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами. Результат действия режима законности, выражающий степень осуществления ее требований, - незыблемый правопорядок. По определению, правопорядок - общественный порядок, существующий в сфере правового регулирования, закрепленный нормами права. Он включает: законопорядок в сфере публичного права, подчиняющий осуществление государственной власти, деятельность государственных органов и должностных лиц требованию "все, что не разрешено правом, запрещено" и порядок частноправовых отношений, объективно складывающийся в результате самостоятельной активности свободных, автономных субъектов, руководствующихся принципом "все, что не запрещено правом, разрешено"2.

Действия специальных  учреждений по предупреждению правонарушений, их расследованию, привлечению к  ответственности виновных - правоохранительная деятельность по охране права как  величайшего достижения человеческой культуры является материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это действие не самого права, а внешнего по отношению к нему фактора.

Право выражает государственную волю в системе  общеобязательных правил поведения, оно - близкий, "родственный" институт государству, важнейший фактор реализации его власти. Государство располагает специальными органами и способно делать свои веления обязательными для всего населения. Через правотворчество, свои законодательные органы государство оснащает необходимыми полномочиями и надлежащими средствами воздействия правоохранительные учреждения, органы юрисдикции, правосудия.

Правоохранительная  деятельность как средство достижения указанной выше цели - это деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности, рассмотрению дел в судах, других юрисдикционных органах, исполнению решений юрисдикционных органов, проведению в жизнь карательных и право-восстановительных мер.

Когда говорят  о правоохранительной деятельности как процессе, имеют в виду ее планирование, координацию, осуществление принятых решений и контроль за их выполнением (управленческий аспект).

Таким образом, правоохранительная деятельность - это властно-организующая деятельность компетентных органов и лиц, направленная на охрану прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка в обществе3.

Человек, его  права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и  защита прав и свобод человека и  гражданина - обязанность государства (ст.2 Конституции РФ).

В широком смысле - это деятельность всех государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти), обеспечивающих соблюдение прав и свобод человека и гражданина, их реализацию, законность и правопорядок. Действуя в режиме законности, обеспечивая реализацию прав гражданами, отстаивая законные государственные интересы, они тем самым косвенно участвуют в правоохранительной деятельности, т.е. способствуют охране права от нарушений. Это важная, но далеко не единственная сторона деятельности большинства государственных органов. У них на первом плане другие задачи - хозяйственные, культурные, социальные, для решения которых они и создаются. Некоторые правоохранительные функции они выполняют наряду с осуществлением своих основных задач.

В правовом государстве признается и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (например, жизнь или здоровье, собственность путем реализации своего права на необходимую оборону от преступного посягательства на эти важнейшие ценности, естественные блага личности), активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на них полномочий, содействовать им в этом. Если же иметь в виду, что Россия провозгласила себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, то становится очевидной значимость правоохранительной деятельности в его создании.

 

 

1.2 Правовые  основы правоохранительной деятельности таможенных органов

 

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Это законодательно закреплено в ч. 6 ст. 403 Таможенного  кодекса Российской Федерации, где  в качестве одной из функций таможенных органов определена борьба с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации.

Функция борьбы с правонарушениями в области  таможенного дела возложена на ФТС  России и принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением о Федеральной  таможенной службе, в котором сказано, что ФТС РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации в том числе специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями4.

Правовую основу деятельности таможенных органов как  органов административного принуждения  и наказания в области таможенного  дела составляют Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации.

Правовую основу деятельности таможенных органов как  органов дознания составляют Уголовно-процессуальный и Уголовный кодекс Российской Федерации.

Правовую основу деятельности таможенных органов как  органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, составляют ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовно-процессуальный и Уголовный кодекс Российской Федерации (как определяющие пределы компетенции таможенных органов как органов, осуществляющих ОРД).

Кроме того, все  три вида правоохранительной деятельности таможенных органов детально регламентированы иными нормативными правовыми актами федерального, межведомственного и внутриведомственного характера.

 

 

Глава 2. Направления  правоохранительной деятельности таможенных органов РФ

 

2.1 Таможенные органы как органы дознания

 

Борьба таможенных органов с преступлениями в сфере  таможенного дела — одна из важнейших  задач, стоящих перед ними. Дознание представляет собой одну из форм предварительного расследования преступлений (наряду с предварительным следствием).

Предварительное расследование представляет собой  деятельность органов дознания и  следователя по собиранию, проверке, закреплению и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для дела.

Закон различает  два вида дознания:

1) дознание по  делам, по которым предварительное  следствие обязательно;

2) дознание по  делам, по которым предварительное  следствие не обязательно.

В первом случае дознание включает возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий для установления и закрепления следов преступления (осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей). Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора. Не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан передать его следователю по подследственности.

Во втором случае дело расследуется полностью, органом  дознания предпринимаются все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.

Срок дознания, по общему правилу, не может превышать  одного месяца со дня возбуждения, включая в этот срок составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела. Этот срок может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор, но не более чем на один месяц, а в исключительных случаях и на больший срок.

В соответствии с действующим законодательством таможенные органы России производят дознание по делам, отнесенным к их компетенции, в частности:

контрабанде (ст. 188 УК РФ);

незаконному экспорту технологий, научной информации и  услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);

невозвращению на территорию Российской Федерации  предметов художественного, исторического  и археологического достояния народов  Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);

Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов