Правоохранительная деятельность таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:56, дипломная работа

Описание

Переход экономики страны на условия рыночных отношений, ликвидация последствий монополии государства во внешнеэкономической деятельности, выделение таможенных органов в самостоятельную государственную структуру и ряд других факторов привели к тому, что таможенные органы приобрели часть функций и полномочий других министерств и ведомств: экономических, статистических, природоохранных и других. Однако основными функциями таможенных органов остаются: пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей (фискальная функция) и борьба с преступлениями и иными правонарушениями в сфере таможенного дела (правоохранительная функция).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ КАК СУБЪКТ ПРАВОХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Правоохранительная деятельность и система органов ее осуществляющих в Республике Беларусь
1.2 Правоохранительная сущность таможенных органов
1.3 Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны
2 ФОРМЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
2.1 Административно-правовая форма деятельности
2.2 Уголовно-правовая форма деятельности
2.3 Оперативно-розыскная форма деятельности
3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО БЛОКА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2006-2009 ГГ.
4 РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО УЧЕТУ КОНТРАБАНДНЫХ ТОВАРОВ
4.1 Инфологическое проектирование базы данных
4.2 Реализация базы данных в MC ACCESS
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ - ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.doc

— 928.50 Кб (Скачать документ)


11

 

содержание

 

ВВЕДЕНИЕ             

1              ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ КАК СУБЪКТ ПРАВОХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ             

1.1              Правоохранительная деятельность и система органов ее осуществляющих в Республике Беларусь             

1.2              Правоохранительная сущность таможенных органов             

1.3              Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны             

2              ФОРМЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ             

2.1              Административно-правовая форма деятельности             

2.2              Уголовно-правовая форма деятельности             

2.3              Оперативно-розыскная форма деятельности             

3              СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО БЛОКА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2006-2009 ГГ.             

4              РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО УЧЕТУ КОНТРАБАНДНЫХ ТОВАРОВ             

4.1              Инфологическое проектирование базы данных             

4.2              Реализация базы данных в MC ACCESS

ЗАКЛЮЧЕНИЕ             

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ             

ПРИЛОЖЕНИЯ             

ПРИЛОЖЕНИЕ А             

ПРИЛОЖЕНИЕ Б             

ПРИЛОЖЕНИЕ В             

ПРИЛОЖЕНИЕ Г             

ПРИЛОЖЕНИЕ Д             


ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях ни одна страна, какой бы крупной она ни была, не может изолированно существовать в рамках мирового экономического пространства. Исторический опыт показывает, что народы, активно использовавшие международные связи, неизменно выигрывали в развитии экономики и культуры в сравнении с теми, кто такой активности не проявлял. Это положение тем более очевидно в наше время, когда решающими ресурсами являются уже не столько природные богатства, сколько интеллектуальный и научно-технический потенциал общества.

Способствовать интегрированию белорусской экономики в мировое хозяйство призвана таможенная политика Республики Беларусь. Как составная часть экономической политики таможенная политика служит в современных условиях целям обеспечения и реализации внешнеэкономических задач и интересов страны, является одним из активных средств в осуществлении ее внешнеэкономической деятельности.

Сейчас внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Таможенные органы являются базовым звеном в государственном регулировании такой деятельности.

Геополитическое положение Беларуси, расположение государства в центре Европы обусловили тот факт, что через ее территорию всегда проходили транспортные магистрали, по которым перемещались основные потоки грузов и пассажиров в направлении с Востока на Запад и с Севера на Юг Евразии. После приобретения Беларусью в 1991 г. суверенитета возросла необходимость в защите экономических интересов государства, на страже которых и призваны стоять таможенные органы.

Переход экономики страны на условия рыночных отношений, ликвидация последствий монополии государства во внешнеэкономической деятельности, выделение таможенных органов в самостоятельную государственную структуру и ряд других факторов привели к тому, что таможенные органы приобрели часть функций и полномочий других министерств и ведомств: экономических, статистических, природоохранных и других. Однако основными функциями таможенных органов остаются: пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей (фискальная функция) и борьба с преступлениями и иными правонарушениями в сфере таможенного дела (правоохранительная функция).

Правоохранительная деятельность, в общем, это целенаправленная деятельность, результатом которой является защита права (норм права) от противоправных посягательств.

Контрабанда и другие экономические преступления, и коммерческие правонарушения, порожденные стремлением заинтересованных лиц обойти установленный порядок перемещения товаров через границу, уходят корнями в далекое прошлое, а арсенал ухищрений и изощренных тайных методов и приемов их применения неисчерпаем и постоянно пополняется. Поэтому, экономическая безопасность страны во многом зависит от результатов правоохранительной деятельности таможенных органов.

Вместе с тем, правоохранительная деятельность таможенных органов еще мало исследована в теоретическом плане, имеется немало практических проблем по осуществлению этой деятельности.

Важность данной деятельности также определяется и тем, что мировой финансовый кризис, обусловивший резкое снижение деловой активности и объемов внешней торговли, в то же время спровоцировал всплеск нелегального трансграничного перемещения товаров.

В связи с актуальностью вышеизложенных тезисов можно сформулировать цель дипломной работы: исследовать правоохранительную деятельность таможенных органов на современном этапе.

При этом ставятся следующие задачи:

             представить общую характеристику правоохранительной деятельности и систему органов ее осуществляющих в Республике Беларусь;

             рассмотреть место и роль таможенных органов в системе правоохранительных органов и их значение в обеспечении экономической безопасности;

             раскрыть формы правоохранительной деятельности таможенных органов;

             изучить практическую деятельность таможенных органов Беларуси и результаты их работы в данной сфере;

             провести сравнительный анализ результатов деятельности правоохранительного блока таможенных органов Республики Беларусь в 2006-2009 гг.; 

             разработать информационную систему по учету контрабандных товаров.

 

 

 

 

1          ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ КАК СУБЪКТ ПРАВОХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1        Правоохранительная деятельность и система органов ее осуществляющих в Республике Беларусь

Для лучшего понимания правоохранительной сущности таможенных органов для начала необходимо рассмотреть, что следует понимать под правоохранительной деятельностью.

Правоохранительная деятельность в широком смысле – это разновидность государственной деятельности, проявление внутренних и внешних функций государства в сфере регулирования правоотношений, представляющая собой деятельность государственных органов по защите норм права от нарушений [1].

Некоторые авторы представляют правоохранительную деятельность в виде системы - совокупности государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защищенность человека от противоправных действий, состоящей из двух частей: нормативной подсистемы и правоохранительных органов. Первая, с учетом обязательности, всеобщего характера и гарантий поддержки со стороны государства регулирует внешнее поведение людей в их поступках. Вторая, охраняет права, свободы и интересы граждан [2].

В узком смысле слова, правоохранительная деятельность – это деятельность специализированных государственных органов (правоохранительных органов) по правовой охране общественных отношений в различных сферах государственного управления [1].

Согласно данным определениям, можно выделить признаки правоохрани­тельной деятельности:

1. Эта деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним при­нято относить меры государственного принуждения и взыскания, регла­ментируемые законами.

2. Применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздей­ствия должны строго соответствовать предписаниям закона или иного пра­вового акта. Только они могут служить основанием применения конкрет­ной меры воздействия и четко определять ее содержание.

3. Она реализуется в установленном законом порядке, с соблюдени­ем определенных процедур. Для принятия решения о применении или о неприменении юридических мер воздействия предусматриваются установленные законом конкретные правила (процессуальный порядок), подлежащие обязательному исполнению. Нарушение процессуального порядка может повлечь признание решения незаконным или недействительным.

4. Реализация правоохранительной деятельности возлагается на спе­циально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соот­ветствующим образом подготовленными служащими - по большей части юристами, а также специалистами, обладающими познаниями в других об­ластях. В их распоряжение предоставляются необходимые материальные и технические средства. Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном по­рядке, в том числе путем установления особых процедурных (процессу­альных) правил для решения наиболее ответственных вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости принимаемых названными органами реше­ний о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений [3].

Таким образом, правоохранительная деятельность – государственная деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны права путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Система правоохранительных органов – определенное множество правоохранительных органов, образующих единство и целостность, решающие правоохранительные задачи совместно и в индивидуальности.

Цель исследования любой системы (включая и систему правоохранительных органов Республики Беларусь) – определение принципиального единства образующих ее элементов.

Термин «правоохранительные органы» достаточно широко используется  как в нормативно-правовых актах, так и в юридической литературе, однако, до настоящего времени нет законодательно закрепленного определения этого понятия.

Наиболее часто под правоохранительными органами понимают государственные органы, которые созданы в государстве только или главным образом для выполнения задач обеспечения правопорядка и законности, для защиты прав, свобод и интересов граждан (юридических и физических лиц), для борьбы с преступностью и другими правонарушениями [4].

Исходя из определения, основными функциями правоохранительных органов являются: конституционный контроль, прокурорский надзор, обеспечение государственной безопасности, охрана общественного порядка, выявление и расследование преступлений, правовая работа в народном хозяйстве, оказание юридической помощи, защита по уголовным делам и ряд других [5].

Рассматривая классификацию правоохранительных органов с точки зрения их места в системе политического и государственного устройства Республики Беларусь, выделяют:

1.             государственные (специальные) правоохранительные органы;

2.             негосударственные (общественные, частные) организации и объединения правоохранительной направленности.

Первыми являются специально уполномоченные государственные органы, образуемые в установленном порядке, наделенные властными полномочиями и решающие в пределах своей компетенции задачи правоохранительной деятельности государства. Это задачи по защите прав и свобод граждан, охране законности и правопорядка в стране, борьбе с преступностью и ее предупреждение, охране общественного порядка [6]. Проанализировав законодательство Республики Беларусь, можно утверждать, что систему таких органов составляют:

             органы внутренних дел [7];

             органы государственной безопасности [8];

             органы пограничной службы [9];

             органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (Департамент финансовых расследований) [10];

             органы прокуратуры [11];

             таможенные органы [12].

Негосударственные (общественные, частные) организации и объединения правоохранительной направленности – это адвокатура, добровольные народные дружины, товарищеские суды, различные общественные комиссии, создаваемые при органах местного управления и самоуправления (комиссии по делам несовершеннолетних, наблюдательные комиссии и др.) [13].

Таким образом, правоохранительная деятельность – это деятельность специализированных государственных органов (правоохранительных органов) по правовой охране общественных отношений в различных сферах государственного управления. Под правоохранительными органами понимают государственные органы, которые созданы в государстве только или главным образом для выполнения задач обеспечения правопорядка и законности, для защиты прав, свобод и интересов граждан (юридических и физических лиц), для борьбы с преступностью и другими правонарушениями [4].

 

1.2        Правоохранительная сущность таможенных органов

Наряду с перечисленными к числу правоохранительных относятся и таможенные органы Республики Беларусь.

Согласно  ст. 7 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы государств-участников таможенного союза являются органами дознания, осуществляют оперативно – розыскную деятельность, ведут административный процесс в соответствии с законодательством государств-участников таможенного союза [14].

Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов