Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 10:39, шпаргалка

Описание

Ответы на вопросы для подготовки к экзамену

Работа состоит из  1 файл

Ответы по философии ИДЕАЛ.doc

— 408.50 Кб (Скачать документ)

Субъектом познания могут  быть:

  • индивид,
  • группа (коллектив)
  • общество в целом.

Объект - это то,  на что направлена познавательно-предметная и оценочная деятельность человека.

Философия традиционно выделяла в акте человеческого познания два его различных вида: чувственное (перцептивное) и рациональное. Первый связан с деятельностью наших органов чувств (зрения, слуха, осязания и пр.). Второй подразумевает работу разума — абстрактно-понятийное мышление человека.

Основные формы чувственного познания: ощущения, восприятия и представления.

Ощущение — это элементарный психический процесс, состоящий в запечатлении отдельных свойств предметов и явлений материального мира в момент их непосредственного воздействия на наши органы чувств.

Восприятие — целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Наиболее важные особенности восприятия: предметность (отнесенность к объектам внешнего мира), целостность и структурность (воспринимается фактически абстрагированная от отдельных ощущений обобщенная структура — не отдельные ноты, а мелодия, например). 
Представление — сохраненные памятью образы предметов, когда-то воздействовавших на наши органы чувств. В отличие от ощущений и восприятий для представлений не нужно непосредственного контакта органов чувств с предметом. Здесь психическое явление впервые отрывается от своего материального источника и начинает функционировать как относительно самостоятельный феномен. 
Рациональное познание в основном сводится к понятийному абстрактному мышлению (хотя есть и мышление не понятийное). Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношений вещей. Основные формы рационального познания: понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории. 
Понятие — это мысленное образование, в котором обобщаются предметы некоторого класса по определенной совокупности признаков. Обобщение осуществляется за счет абстрагирования, т.е. отвлечения от несущественных, специфических особенностей предметов. При этом понятия не только обобщают вещи, но и расчленяют их, группируют в некоторые классы, тем самым отличая их друг от друга. В отличие от ощущений и восприятий понятия лишены чувственного, наглядного своеобразия. 
Суждение — форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается. 
Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически следующее из первых. 
Гипотеза — выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому-либо факту или группе фактов. Подтвержденная опытом гипотеза трансформируется в теорию. 
Теория — высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.

Кроме чувственных и  рациональных форм познания, в его  структуре можно различить и  несколько уровней: обыденно-практический и научный, эмпирический и теоретический.

Обыденное познание опирается на повседневный жизненный опыт человека. Оно характеризуется относительной узостью, здравым смыслом, «наивным реализмом», соединением рациональных элементов с иррациональными, многозначностью языка. Оно по большей части «рецептурно», т.е. ориентировано на непосредственное практическое применение. Это больше «знание как...» (готовить, мастерить, использовать), чем «знание что...» (собой представляет тот или иной предмет).

Научное познание отличается от обыденно-практического множеством свойств: проникновением в сущность объекта познания, системностью, доказательностью, строгостью и однозначностью языка, фиксацией методов получения знания и т.д.

Эмпирический и теоретический уровни выделяются уже внутри собственно научного знания. Их отличают особенности процедуры обобщения фактов, применяемые методы познания, направленность познавательных усилий на фиксацию фактов или создание общих объяснительных схем, интерпретирующих факты и др.

 

  1. Проблема истины в философии и её критерии

 

Истина - это адекватное отображение объекта познающим субъектом в знании. Это значит, что истина есть свойство знания, а не объекта познания.

Важнейшей характеристикой  истины является ее объективность, т.е. независимость от познающего субъекта. Ведь содержание истины определяется объектом познания, которому она должна соответствовать. Однако признание объективной истины не означает отсутствия в знаниях момента субъективности, человек не просто отражает существующий мир, но при этом проявляет свою волю и эмоции. На познание оказывают влияние потребности, интересы, психологические состояние и социальный опыт субъекта. Следовательно, в истине есть субъективный аспект.

Истина субъективна  лишь по форме ее выражения, но объективна по содержанию. Объективность истины означает, что она, в конечном счете, обусловлена реальной действительностью, практикой и независимостью ее содержания от познающего субъекта.  
Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание об объекте. Но в силу неисчерпаемости объективной реальности такое знание может выступать только в качестве гносеологического идеала, к которому стремится человеческое познание, но который никогда не будет достигнут. Кроме того, абсолютную истину понимают как абсолютное в истине, т.е. как такое содержание знания, которое никогда не может быть опровергнутым в будущем.  
Относительная истина - это неполнота наших знаний, их незавершенность; она выражает изменчивость знания, его углубление и Уточнение по мере развития практики и познания. Изменчивость наших знаний связана с тем, что истина всегда конкретна.

В учении об истине важным является вопрос о ее критериях. Это  вопрос о том, каким образом можно  отделить истину от заблуждения. В истории  философской мысли выдвигались  различные критерии истинного знания.

Корреспондентная теория (соответствия) - утверждение истинно, если оно соответствует внешней действительности. Язык науки делится на 3 слоя: язык наблюдения, язык теории, язык интерпретации (корреспондентный) неподдающиеся непосредственному наблюдению понятия (кварк) переводятся в предложения, описывающие вполне наблюдаемые ситуации.

Когерентная концепция  – (сцепление, связь)  утверждение  истинно, если оно получено по  логическим правилам из утверждений, ранее признанных истинными.

Прагматическая концепция  – истинность теории проверяется  успехом соответствующей деятельности (американский философ Джемс утверждает: «истиной прагматизм признает то – и это единственный его критерий истины, - что лучше всего работает на нас»).

Конвенционализм (соглашение) – истина есть результат соглашения между людьми. Французский математик Пуанкаре говорил: «вопрос, является ли евклидова геометрия истинной, не имеет смысла. Одна геометрия не может быть более истинна, чем другая; она может быть только более удобна»

Практика как критерий истины - в знании истинно то, что прямо или косвенно подтверждено на практике, то есть результативно осуществлено в деятельности человека.

Практика — это общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность человека, направленная на познание и преобразование мира, создание материальных и духовно-культурных ценностей, необходимых для функционирования общества.

Как по содержанию, так  и по способу существования практика носит общественный характер.

Практика характеризуется  следующими чертами:

а) целенаправленностью;

б) предметно-чувственным характером;

в) преобразованием окружающей действительности;

г) является движущей силой процесса познания.                                                           

Во всем разнообразии чувственно-предметной деятельности человека выделяются ее основные виды:

а) материально-производственная;

б) социально-политическая;

в) научный эксперимент.

 

 

  1. Чувственное познание и его формы

 

Познание — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.

Философия традиционно выделяла в акте человеческого познания два его различных вида: чувственное (перцептивное) и рациональное. Первый связан с деятельностью наших органов чувств (зрения, слуха, осязания и пр.). Второй подразумевает работу разума — абстрактно-понятийное мышление человека.

Основные формы  чувственного познания: ощущения, восприятия и представления.

Ощущение — это элементарный психический процесс, состоящий в запечатлении отдельных свойств предметов и явлений материального мира в момент их непосредственного воздействия на наши органы чувств.

Восприятие — целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Наиболее важные особенности восприятия: предметность (отнесенность к объектам внешнего мира), целостность и структурность (воспринимается фактически абстрагированная от отдельных ощущений обобщенная структура — не отдельные ноты, а мелодия, например). 
Представление — сохраненные памятью образы предметов, когда-то воздействовавших на наши органы чувств. В отличие от ощущений и восприятий для представлений не нужно непосредственного контакта органов чувств с предметом. Здесь психическое явление впервые отрывается от своего материального источника и начинает функционировать как относительно самостоятельный феномен.

\

 

 

  1. Рациональное познание и его формы

 

Познание — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.

Философия традиционно  выделяла в акте человеческого познания два его различных вида: чувственное (перцептивное) и рациональное. Первый связан с деятельностью наших органов чувств (зрения, слуха, осязания и пр.). Второй подразумевает работу разума — абстрактно-понятийное мышление человека. 
Рациональное познание в основном сводится к понятийному абстрактному мышлению (хотя есть и мышление не понятийное). Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношений вещей. Основные формы рационального познания: понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории. 
Понятие — это мысленное образование, в котором обобщаются предметы некоторого класса по определенной совокупности признаков. Обобщение осуществляется за счет абстрагирования, т.е. отвлечения от несущественных, специфических особенностей предметов. При этом понятия не только обобщают вещи, но и расчленяют их, группируют в некоторые классы, тем самым отличая их друг от друга. В отличие от ощущений и восприятий понятия лишены чувственного, наглядного своеобразия. 
Суждение — форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается. 
Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически следующее из первых. 
Гипотеза — выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому-либо факту или группе фактов. Подтвержденная опытом гипотеза трансформируется в теорию. 
Теория — высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.

Кроме чувственных и  рациональных форм познания, в его  структуре можно различить и  несколько уровней: обыденно-практический и научный, эмпирический и теоретический.

Обыденное познание опирается на повседневный жизненный опыт человека. Оно характеризуется относительной узостью, здравым смыслом, «наивным реализмом», соединением рациональных элементов с иррациональными, многозначностью языка. Оно по большей части «рецептурно», т.е. ориентировано на непосредственное практическое применение. Это больше «знание как...» (готовить, мастерить, использовать), чем «знание что...» (собой представляет тот или иной предмет).

Научное познание отличается от обыденно-практического множеством свойств: проникновением в сущность объекта познания, системностью, доказательностью, строгостью и однозначностью языка, фиксацией методов получения знания и т.д.

Эмпирический  и теоретический уровни выделяются уже внутри собственно научного знания. Их отличают особенности процедуры обобщения фактов, применяемые методы познания, направленность познавательных усилий на фиксацию фактов или создание общих объяснительных схем, интерпретирующих факты и др.

 

 

  1. Единство чувственного и рационального познания

 

Познание — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.

Философия традиционно  выделяла в акте человеческого познания два его различных вида: чувственное (перцептивное) и рациональное. Первый связан с деятельностью наших  органов чувств (зрения, слуха, осязания и пр.). Второй подразумевает работу разума — абстрактно-понятийное мышление человека. 
Что важнее в познании - чувственное или рациональное начало? В ответе на этот вопрос есть две крайности: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм - это точка зрения, согласно которой единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт, то, что мы получаем с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Нет ничего в уме, чего бы не было прежде в чувствах. Рационализм, наоборот, есть позиция, в соответствии с которой знание (подлинное, истинное, достоверное) может быть получено с помощью одного ума , без всякой опоры на чувства.

Развитие  философии,  науки  и  других  форм  духовной  деятельности   людей показывает,  что  в  действительности  любое  знание  есть   единство   двух противоположных  моментов,  сторон  –  чувственного  и  рационального.

Познание есть поступательный процесс. Оно развивается по восходящей линия от простого к сложному, от низшего к высшему. В процессе познания человек идет от явления  к сущности, от познания поверхностных явлений к пониманию глубинных процессов и внутренне присущих им законов. Однако познание сущности и законов возможно только на ступени, абстрактного, логического мышления.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"