Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 10:39, шпаргалка

Описание

Ответы на вопросы для подготовки к экзамену

Работа состоит из  1 файл

Ответы по философии ИДЕАЛ.doc

— 408.50 Кб (Скачать документ)

В базис входит следующее: отношения собственности орудий труда, экономические отношения различных производств (различные отрасли), отношения внутриклассовые, отношения распределения.

Всего было выделено 5  способов производства и, соответственно, 5 формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Способ производства  включает в себя две стороны: производительные силы, выражающие отношения людей к природе, и производственные отношения, выражающие отношения людей друг к другу.

 

22. Понятие  экономического базиса и надстройки  общества

 

Базис и надстройка, понятия  исторического материализма, обозначающие общественные отношения исторически  определённого общества как целостную систему, в которой материальные отношения представляют его реальный базис, основание общества, а политические и идеологические отношения — надстройку, вырастающую на данном базисе и им обусловленную.

    1. Базис совпадает по своему содержанию с понятием «производственные отношения». В базис входит следующее: отношения собственности орудий труда, экономические отношения различных производств (различные отрасли), отношения внутриклассовые, отношения распределения. Базис является основанием для «надстройки».
    2. Надстройка - совокупность идей и идеологических отношений, а также закрепляющих их учреждений и организаций, свойственных данному обществу.

Состав надстройки:

    1. Во-первых, сюда относится идеология — совокупность идей, отражающих данные общественные отнош-я и выражающих интересы классов, больших социальных групп. Сюда же относятся мысли, чувства, настроения и иллюзии, возникающие у людей под влиянием непосредственных условий их жизни.
    2. Во-вторых, в надстройку входят складывающиеся в соответствии с определенными идеями идеологические отнош-я, например политические, правовые, нравственные, религиозные.
    3. В-третьих, к надстройке относятся сознательно создаваемые учреждения и организации: гос-во и юридические учреждения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации, культурно-просветительные учреждения, цензура и т. д.

 

 

 

23. Политическая  сфера жизни общества

 

Под политической системой общества понимают совокупность различных  политических институтов, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Политика как специфическая  форма деятельности возникла вместе с появлением общественных классов и государства, когда необходимо было регулировать классовые, кастовые, сословные, межличностные и иные отношения в обществе, связанные с укреплением и устройством государственной власти. Главное в политике - завоевание и сохранение государственной власти. Она в конечном итоге детерминируется экономическими отношениями.

Выделяют четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами:

1) институциональную;

2) коммуникативную;

3) нормативную;

4) культурно-идеологическую.

Государство занимает центральное место в  политической жизни. Оно управляет экономикой, либо регулирует хозяйственную деятельность, руководит общественными делами, регулирует классовые, национальные и иные социальные и межличностные отношения, разрешает социальные и другие конфликты, возникающие в обществе. Не случайно многие философы отводили ему решающую роль в историческом процессе, представляли его как Царство Божье на земле, как институт вечной истины и социальной справедливости.

В современном обществе активную роль в политической жизни начали играть политические партии, выполняющие идеологическую и организационную функции. Они принимают непосредственное участие в формировании законодательных, исполнительных органов и вырабатывают общий политический курс страны.

Функции политической системы: 
1) определение целей, задач, путей развития общества; 
2) организация деятельности общества по достижению поставленных целей; 
3)  распространение материальных и духовных ресурсов; 
4) согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса; 
5)  разработка и внедрение в общество различных норм поведения; 
6) обеспечение стабильности и безопасности общества; 
7)  политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни; 
8)  контроль выполнения политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.

Категория «политическая жизнь», обозначает всю совокупность процессов, происходящих в обществе и государстве.

Основу политической жизни составляет:

- вопрос о политической власти,

- механизмах ее завоевания и использования.

          Политические   отношения представляют собой отношения между людьми по поводу политической власти, управления и регуляции политических интересов. Политические отношения являются механизмом стабильности государственного строя.

 

 

24. Учение о  государстве. История и современность

 

Госуда́рство — особая организация общества, объединённого общими социальными, культурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.

Теории происхождения  государства:

  • Теологическая теория
  • Патриархальная теория
  • Теория общественного договора
  • Теория насилия
  • Материалистическая (марксистская) теория
  • Психологическая теория
  • Расовая теория Гюнтера
  • Органическая теория
  • Ирригационная теория
  • Комплексная теория происхождения государства Х. Й. М. Классена

И в прошлом, и в  настоящем ученые пытались объяснить  причины возникновения такого важнейшего института человеческого общества, как государство.

Из всех существующих сегодня теорий происхождения государства  самой старой является теологическая, или религиозная теория. Наиболее авторитетным ее представителем считается средневековый мыслитель Фома Аквинский. Суть теологической теории сводится к тому, что государство, как и все земное, имеет божественное происхождение.

Родоначальником патриархальной теории возникновения государства является греческий философ Аристотель. Суть патриархальной теории состоит в том, что, по мнению ее авторов, государство является продуктом естественного развития семьи, в процессе которого семья разрастается в род, род — в племя, а племя эволюционирует в государство.

Патриархальная теория отражала одну из особенностей развития общества в эпоху родового строя — концентрацию власти в руках старейшин и вождей.

Авторами договорной теории происхождения гос-ва принято считать голландского философа Г. Гроция, английских мыслителей Т. Гоббса и Д. Локка, французских ученых Ж.-Ж. Руссо и П. Гольбаха. В России ее основные положения разделял А. Н. Радищев. Согласно их взглядам, государство возникло в результате общественного договора, в соответствии с которым люди, находившиеся до этого в естественном, первобытном состоянии, отказались от части своих прав и свобод в обмен на гарантии личной безопасности. Таким образом, договорная теория рассматривала государство исключительно как искусственный продукт сознательной деятельности людей, не принимая во внимание объективные процессы, приводящие к его образованию.

Теория насилия утверждает, что гос-во - это результат завоевания. Немецкий марксист К. Каутский и австрийский ученый Л. Гумплович утверждали, что гос-во возникает в рез-те завоевания одного племени (или народа) другим, навязывается обществу извне. Государство трактуется ими как организация властвования завоевателей в целях поддержки и упрочения своего господства над покоренными.

Представителями психологической теории происхождения гос-ва являются французский ученый Г. Тард и русский юрист Л. И. Петражицкий. Оба мыслителя полагали, что основные причины возникновения гос-ва коренятся в особенностях психики человека, его эмоциях и склонностях. У одних людей есть психологическая потребность повелевать слабыми, у других — подчиняться более сильным. Осознание людьми справедливости определенных моделей поведения в обществе и есть причина возникновения гос-ва.

Суть ирригационной теории происхождения гос-ва, которую сформулировал немецкий ученый К. Витфогель, состоит в том, что гос-во возникает вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ по созданию оросительных каналов и ирригационных сооружений (Междуречье, Египет, Китай). Осуществить же такие работы, мобилизовать огромные массы людей может только гос-во.

Основоположником расовой теории можно считать французского ученого Ж. А. де Гобино. Большой вклад в ее разработку внес и немецкий философ Ф. Ницше. Расовая теория строится на тезисе о том, что причиной возникновения гос-ва явл-ся разделение общ-ва на высшие и низшие расы. Первые, к кот-ым прежде всего относятся арийцы, призваны господствовать в обществе, вторые — «недочеловеки» (славяне, евреи, цыгане и др.) — слепо повиноваться первым. Гос-во необходимо для того, чтобы одни расы господствовали над другими.

Создателем органической теории происхождения гос-ва является английский ученый Г. Спенсер. Ее появление во многом было обусловлено успехами естествознания в XIX в. Согласно построениям Спенсера, общ-во и гос-во похожи на человеческий организм, и поэтому их сущность можно понять и объяснить по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии.

Создателями классовой теории происхождения гос-ва, долгое время господствовавшей в отечественной исторической и юридической науках, являлись К. Маркс и Ф. Энгельс. Основная ее идея заключалась в том, что возникновение гос-ва есть результат раскола общества на классы с непримиримыми интересами. Производительные силы на определенном этапе своего развития позволили достичь такого роста производительности труда, при котором стало возможным производство прибавочного продукта. Прибавочный продукт давал возможность старейшинам, военачальникам сосредоточивать в своих руках определенные материальные ценности, что влекло за собой появление имущественного неравенства. Так возникает частная собственность, а общество расслаивается на имущих и неимущих. Происходило деление общества на классы, занимавшие противоположные позиции в обществе. Между этими классами началась ожесточенная борьба, в ходе которой господствующий класс стремился сохранить и упрочить свое положение, а эксплуатируемый — изменить свое. Старый родоплеменной строй не мог разрешить эти противоречия. Необходима была иная организация власти, которая смогла бы:

1) сохранить и поддержать  господство одного класса над другим;

2) обеспечить существование  и функционирование общества  как целостного организма.

Такой организацией и  стало обособленное от общества и  обладавшее мощной силой государство.

В современной юридической  науке существует и иная концепция происхождения гос-ва — экономическая. Ее сторонники полагают, что гос-во сформировалось в процессе перехода общества от присваивающей экономики к производящей.

Все перечисленные выше теории происхождения государства  имеют один общий недостаток —  ограниченность. Каждая из рассмотренных концепции представляет собой субъективный взгляд ее авторов на объективный процесс развития общества, выделяя в качестве причины возникновения государства какой-то один фактор. Современные же подходы к этой проблеме основываются на том, что весьма трудно, если вообще возможно, выделить фактор, определяющий процесс возникновения гос-ва во всех регионах и у всех народов. В современной науке существует определенное согласие в характеристике предпосылок образования государства, среди которых выделяют экономические, экологические, демографические, психологические и внешние факторы.

25. Признаки  и функции государства

 

Госуда́рство — особая организация общества, объединённого общими социальными, культурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.

Государство занимает центральное место в  политической жизни. Оно управляет экономикой, либо регулирует хозяйственную деятельность, руководит общественными делами, регулирует классовые, национальные и иные социальные и межличностные отношения, разрешает социальные и другие конфликты, возникающие в обществе. Не случайно многие философы отводили ему решающую роль в историческом процессе, представляли его как Царство Божье на земле, как институт вечной истины и социальной справедливости.

Государство как новое  социальное образование имеет присущие ему признаки: 1) территория; 2) публичная власть; 3) налоги и госдолги.

Функции гос-ва – основные направления его деятельности, обусловленные социально-классовой сущностью и содержанием государства и направленные на достижение стоящих перед ним целей и задач.

Основной классификацией является деление функций государства  на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:

  • Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
  • Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
  • Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
  • Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
  • Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоев общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
  • Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
  • Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства.
  • Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"