Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 10:39, шпаргалка

Описание

Ответы на вопросы для подготовки к экзамену

Работа состоит из  1 файл

Ответы по философии ИДЕАЛ.doc

— 408.50 Кб (Скачать документ)

Процесс познания есть бесконечный  процесс восхождения от живого созерцания к абстрактному мышлению. Чувственное и рациональное познание находятся в неразрывном единстве. Оба эти моментах познании являются отражением внешнего мира в сознании человека. Содержанием чувственного и рационального познания является материальный мир. Живое созерцание и абстрактное мышление есть лишь различные формы познания одной и той же объективной реальности.

Без живого созерцания немыслимо  абстрактное мышление. В свою очередь  без абстрактного мышления познание материального мира - невозможно. Органы чувств дают нам достоверные знания о материальных вещах только в неразрывной связи с мышлением и практикой. Наоборот, абстрактное мышление без чувственного познания и практики не может дать истинных знаний.

 

 

  1. Наука и научные революции. Смена типов рациональности.

 

Наука явл-ся одной из форм духовной культуры общества, а её развитие – важнейшим фактором обновления всех основных сфер жизнедеят-ти человека

Непосредственные цели науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действит-сти, т.е. в широком смысле её теоретическое отражение.

Это позволяет науке  выполнять основные познавательные функции:

— описание

— объяснение

— предсказание явлений (на основе выявленных закономерностей)

НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ - качественное изменение науки, вызванное изменением ее предмета, методов эксперимента и теоретического описания.

Первая научная революция 17 в.

  • Связана с именами: Галилея, Кеплера, Ньютона.
  • Галилей (1564—1642): изучал проблему движения, открыл принцип инерции, закон свободного падения тел.
  • Кеплер (1571—1630): установил 3 закона движения планет вокруг Солнца (не объясняя причины движения планет), разработал теорию солнечных и лунных затмений, способы их предсказания, уточнил расстояние между Землей и Солнцем.
  • Ньютон (1643—1727): сформулировал понятия и законы классической механики, математически сформулировал закон всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера о движении планет вокруг Солнца, создал небесную механику (Закон всемирного тяготения был незыблем до кон 19 в.), создал дифференциальное и интегральное исчисление как язык математического описания физической реальности, автор многих новых физических представлений (о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света и т. д.), разработал новую парадигму исследования природы (метод принципов)- мысль и опыт, теория и эксперимент развиваются в единстве, разработал классическую механику как систему знаний о механическом движении тел, механика стала эталоном научной теории, сформулировал основные идеи, понятия, принципы механической картины мира.
  • Механическая картина мира Ньютона:

Вселенная от атомов до человека — совокупность неделимых и неизменных частиц, взаимосвязанных силами тяготения, мгновенное действие сил в пустом пространстве. Любые события предопределены законами классической механики. Мир, все тела построены из твердых, однородных, неизменных и неделимых корпускул — атомов. Основа механистической картины мира: движение атомов и тел в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени. Свойства тел неизменны и независимы от самих тел. Природа — машина, части которой подчиняются жесткой детерминации. Синтез естественнонаучного знания на основе редукции (сведения) процессов и явлений к механическим.

Механическая картина  мира дала естественно научное понимание  многих явлений природы, освободив  их от мифологических и религиозных  схоластических толкований. Ее недостаток — исключение эволюции, пространство и время не связаны. Экспансия механической картины мира на новые области исследования (химия, биология, знания о человеке и обществе). Синонимом понятия науки стало понятие механики. Однако накапливались факты, не согласовывающиеся с механистической картиной мира и к середине 19 в. она утратила статус общенаучной.

Вторая научная революция кон. 18 в. — 1 половина 19 в.

  • Переход от классической науки, ориентированной на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке
  • Появление дисциплинарных наук и их специфических объектов
  • Механистическая картина мира перестает быть общемировоззренческой
  • Возникает идея развития (биология, геология)
  • Постепенный отказ эксплицировать любые научные теории в механистических терминах
  • Начало возникновения парадигмы неклассической науки
  • Максвелл и Больцман признавали принципиальную допустимость множества теоретических интерпретаций в физике, выражали сомнение в незыблемости законов мышления, их историчности
  • Больцман: «как избежать того, чтобы образ теории не казался собственно бытием?»

Третья научная революция кон. 19 в. — середина 20 в.

  • Фарадей — понятия электромагнитного поля
  • Максвелл — электродинамика, статистическая физика
  • Материя — и как вещество и как электромагнитное поле
  • Электромагнитная картина мира, законы мироздания — законы электродинамики
  • Лайель — о медленном непрерывном изменении земной поверхности
  • Ламарк — целостная концепция эволюции живой природы
  • Шлейден, Шванн — теория клетки — о единстве происхождении и развития всего живого
  • Майер, Джоуль, Ленц — закон сохранения и превращения энергии — теплота, свет, электричество, магнетизм и тд переходят одна в другую и являются формами одного явления, эта энергия не возникает из ничего и не исчезает.
  • Дарвин — материальные факторы и причины эволюции — наследственность и изменчивость
  • Беккерель — радиоактивность
  • Рентген — Лучи
  • Томсон — элементарная частица электрон
  • Резерфорд — планетарная модель атома
  • Планк — квант действия и закон излучения
  • Бор — квантовая модель атома Резерфорда-Бора
  • Эйнштейн — общая теория относительности — связь между пространством и временем
  • Бройль -все материальные микрообъекты обладают как корпускулярными, так и волновыми свойствами (квантовая механика)
  • Зависимость знания от применяемых исследователем методов
  • Расширение идеи единства природы — попытка построить единую теорию всех взаимодействий
  • Принцип дополнительности — необходимость применять взаимоисключающие наборы классических понятий (например, частиц и волн), только совокупность взаимоисключающих понятий дает исчерпывающую информацию о явлениях. Это совершенно новый метод мышления, диктующий необходимость освобождения от традиционных методологических ограничений
  • Появление неклассического естествознания и соответствующего типа рациональности
  • Мышление изучает не объект, а то, как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором
  • Научное знание характеризует не действительность как она есть, а сконструированную чувствами и рассудком исследователя реальность
  • Тезис о непрозначности бытия — отсутствие идеальных моделей
  • Допущение истинности нескольких отличных друг от друга теорий одного и того же объекта
  • Относительная истинность теорий и картины природы, условность научного знания.

 

30. Особенности и основные  направления современной НТР.

Нау́чно-техни́ческая револю́ция (НТР) - коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

Черты НТР

  1. Универсальность, всеохватность: задействование всех отраслей и сфер человеческой деятельности
  2. Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований: сокращение времени между открытием и внедрением в производство, постоянное устаревание и обновление
  3. Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов: рост наукоемкости производства
  4. Военно-техническая революция: совершенствование видов вооружения и экипировки

Составные части  НТР

  1. Наука: увеличение наукоемкости, повышение числа научных сотрудников и затрат на научные исследования
  2. Техника/Технология: повышение эффективности производства. Функции: трудосберегающая, ресурсосберегающая, природоохранная
  3. Производство:
    1. электронизация
    2. комплексная автоматизация
    3. перестройка энергетического хозяйства
    4. производство новых материалов
    5. ускоренное развитие биотехнологии
    6. космизация
  4. Управление: информатизация и кибернетический подход

Эпоха НТР наступила  в 40-50-е годы. Именно тогда зародились и получили развитие ее главные направления: автоматизация производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и применение новых конструкционных материалов и др. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства.

Для прогресса современной  науки и техники характерно комплексное  сочетание их, революционных и  эволюционных изменений. Примечательно, что за два - три десятилетия многие начальные направления НТР из радикальных, постепенно превратились в обычные эволюционные формы совершенствования факторов производства и выпускаемых изделий. Новые крупные научные открытия и, изобретения 70-80-х годов породили второй, современный, этап НТР. Для него типичны несколько лидирующих направлений: электронизация, комплексная автоматизация, новые виды энергетики, технология изготовления новых материалов, биотехнология. Их развитие предопределяет облик производства в конце ХХ - начале XXI вв.

Соврем этап обществ развития хар-ся обострением противоречий м/у общ-вом и природой. Использование нов технич средств превратило чел-ую деят-ть в силу, кот превосходит по масштабу действие стихийных сил природы.

 

  1. Наука и техника.

 

Техника (греч. «технэ»  — искусство, мастерство, умение). Понятие «техника» встречается уже у Платона, Аристотеля.

Техника понимается как совокупность технических устройств,  различных видов технической деятельности по созданию этих устройств, совокупность технических знаний.

В истории техники обычно выделяют три основные ступени ее развития: орудия ручного труда (инструменты); машины (на уровне механизации); автоматы (на уровне автоматизации).

Этапы развития технических знаний:

— донаучный: последовательно  формируются три типа технических знаний: практико-методические, технологические и конструктивно-технические, но научные знания в технической практике используются нерегулярно.

— зарождение технических  наук (со второй половины XVIII в. до 70-х  гг. XIX в.): происходит, во-первых, формирование научно-технических знаний на основе использования в инженерной практике знаний естественных наук и, во-вторых, появление первых технических наук.

— классический (до середины XIX века): характеризуется построением  ряда фундаментальных технических теорий.

— современный: характерно осуществление комплексных исследований, интеграция технических наук не только с естественными, но и с общественными науками, и вместе с тем происходит процесс дальнейшей дифференциации и «отпочкования» технических наук от естественных и общественных.

Состояние науки и  техники на каждый момент времени  характеризуется общим уровнем развития науки и техники, то есть всей совокупностью знаний и технических возможностей, накопленных предыдущим развитием. Эту совокупность Вернадский назвал ноосферой, или сферой разума. Он пришел к выводу, что развитие ноосферы есть закономерный, природный процесс, не зависящий от воли и желания отдельных людей.

Преемственность развития науки и техники. Суть его в  том, что любое новое достижение науки и техники обязательно опирается на предыдущие.

Второе важное условие  развития науки и техники - взаимовлияние  между различными областями науки  и техники. Суть его в том, что  толчком к развитию какой-либо области  науки или техники очень часто  становится достижение иной, подчас весьма далекой, области.

 

 

  1. Роль труда в процессе становления человека

 

«Труд – первое основное усл-е всей человеческой жизни, труд создал самого человека» - Ф.Энгельс  впервые создал философскую, естественно - научную концепцию о том, как происходил процесс превращения человекообразных обезьян в человека.

В своем сочинении  «Роль труда в процессе превращения  обезьяны в человека» выделил  следующие этапы в образовании  человека:

  1. Усвоение прямой походки.

Энгельс писал: «Много сотен  тысячелетий существовала высокоразвитая порода человекообразных обезьян. Они были сплошь покрыты волосами, имели бороды и остроконечные уши и жили стадами на деревьях. Под влиянием своего образа жизни они стали отвыкать от помощи передних конечностей при ходьбе по земле и стали усваивать все более и более прямую походку. «Этим, - говорит Энгельс, - был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку».

  1. Освобождение руки, в результате прямой походки.

В начале неразвитая рука, постепенно приспосабливается для различных операций. С помощью руки наши предки начали использовать в качестве орудий, случайно оказавшиеся под рукой, простейшие предметы природы для защиты от хищников или захвата добычи, собирания плодов, ягод.

Эта их деятельность относилась к разряду «первых животнообразных инстинктивных форм труда».

  1. Переход от простого использования естественных предметов к изготовлению орудий труда.
  • «Труд начинается с изготовления орудия», - писал Ф.Энгельс.
  • «Прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был превращен в нож, - отмечал Ф.Энгельс, - должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени, что в сравнении с ним известный нам исторический период является незначительным. Но решающий шаг был сделан».

Что представляют собой  наиболее древние орудия? Это орудия охоты, рыболовства, домашней обработки продуктов, для изготовления одежды.

  1. Употребление все более разнообразной пищи, в том числе мяса.
  • Употребление мясной пищи привело к двум новым достижениям, имеющим решающие значение: к пользованию огнем, к приручению животных.
  • Мясная пища содержала в почти готовом виде наиболее важные вещества, в которых нуждается организм для своего обмена веществ.
  • Но наиболее существенное влияние мясная пища оказала на мозг, получивший благодаря ей в гораздо большем количестве, чем раньше, те вещества, которые необходимы для его питания и развития, что дало ему возможность быстрей и полней совершенствоваться из поколения в поколение.
  1. Коллективная деятельность и образование членораздельной речи.

Развитие труда по необходимости способствовало наиболее тесному сплочению членов общества. Так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности. Стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них явилась потребность что-то сказать друг другу. Появилась членораздельная речь.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"