Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 10:39, шпаргалка

Описание

Ответы на вопросы для подготовки к экзамену

Работа состоит из  1 файл

Ответы по философии ИДЕАЛ.doc

— 408.50 Кб (Скачать документ)

Это, наряду с трудом, явилось вторым важным моментом в  образовании человека.

  • В этой связи Ф. Энгельс писал: «Сначала труд, а затем и вместе с ним и членораздельная речь, явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг».

 

12. Бытие общества — предмет социальной философии.

 

Социальная  философия - важнейшая область философского знания, нацеленного на осмысление состояний и процессов жизнедеятельности людей в обществе. Будучи составной и неотъемлемой частью философии, она, естественно, несет в себе все общие черты, присущие этому знанию, но одновременно имеет и ряд особенностей, отличающих ее объект и предмет исследования.

Социальная  философия как философская дисциплина также изучает целое и всеобщее. Социальная философия отличается от других разделов философии и различных  областей обществознания тем, что она  исследует всеобщие отношения социального бытия, рассматривая исторически однородную уникальность общественной жизни в качестве одной из подсистем мира, занимающей в нем специфическое место.

Социальная  философия анализирует не только отношения и связи общества с  иными сферами окружающей и охватывающей людей реальности, осмысливая общие проблемы бытия природы и человека, но изучает и специфические закономерности проявления общественной жизнедеятельности людей, которые характерны именно для нее как особой формы бытия мира в целом. Это означает, что социальная философия представляет интегральный взгляд на мир бытия людей в целом, недоступный ни одной, кроме нее, форме знания об обществе.

Предметом социальной философии является не знание всеобщего  и целого о бытии мира, возможностях и способах его осмысления, а знание всеобщего о целостности общественного (коллективного, совместного) бытия, об условиях и факторах его развития. Все это определяет и основную проблему социальной философии - вопрос о том, что есть общество, или, что то же самое, какова его природа (основания) и закономерности существования и развития.

Бытие — главная философская категория, фиксирующая основу существования в философском осмыслении мира.

 

 

 

13. Общественное  бытие и общественное сознание  и их соотношение.

 

 

Общественное бытие - это материальные условия жизни общества и материальные отношения людей друг к другу и к природе. Атрибутом (неотъемлемым свойством) материальных отношений является их объективность: они возникают в процессе становления и развития общества и существуют независимо от общественного сознания.

Общественное  сознание - это сложная система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие.

Общественное бытие и общественное сознание - две стороны, материальная и духовная, жизни об-ва, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Под О. б. марксизм понимает материальное отношение людей к природе в процессе производства материальных благ и те отношения (в классовом об-ве-классовые), в кот-ые люди вступают в процессе этого производства. О. с.- это взгляды, представления, идеи, политические, юридические, эстетические, этические и др. теории, философия, мораль, религия и др. формы сознания. Вопрос о взаимоотношении О. б. и о. с. является конкретизацией осн. вопроса философии в применении к об-ву. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни об-ва. В действительности же сознание есть не что иное, как отражение в духовной жизни людей их О. б. Первую формулировку этого положения, подводящего под науку об об-ве твердое научное основание, дали Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии»: «...люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение (т. е. производственные отношения.- Ред.), изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание» (т. 3, с. 25). Марксизм не только объяснил этот решающий для понимания жизни людей факт. Он показал также, что взаимоотношения О. б. и о. с. не просты, а сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни. Если на первых ступенях истории О. с. формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей, то в дальнейшем, с расчленением об-ва на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, О. б. воздействует определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и государственный строй, правовые и политические отношения и т. п., также оказывающие огромное влияние на О. с.

 

14. Закономерности развития  в природе и обществе: общее  и различное

 

Объективные законы развития общ-ва, историч развития выступают  как законы деят-ти людей и их обществ отношений, т.к. различные виды деят-ти и обществ отношений составляют основное содержание историч процесса и определяют его направленность. Их объективная суть определяется, тем, что они  направлены на удовлетворение объективных потребностей людей,  используя для этого те способы и средства,  кот  располагает общ-во. Ситуация постоянно  повторяется: изменяя мир  ради удовлетворения своих потребностей, люди создают новые ситуации, в кот появляются нов потребности, а так же нов средства и способы их удовлетворения. Т.е. процесс носит необходимый, существенный и повторяющийся, то есть закономерный характер. Различное: з-ны природы не зависят от чела, з-ны общ-ва устанся челом. Общее: з-ны природы и общ-ва чел исп-ет себе во благо.

 

 

15. Материалистическое, идеалистическое  и натуралистическое понимание  истории

 

Материалистическое  понимание истории

Материалистическое понимание  истории - по Ф.Энгельсу - концепция, согласно которой определяющим моментом в  историческом процессе является производство и воспроизводство экономических условий и материальных отношений, детерминирующих все идеологические, общественные отношения.  
Принцип первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания является коренным принципом материалистического понимания истории.

Для решения основного  вопроса философии применительно  к обществу исторический материализм  принципиально переработал категории "общественное бытие" и "общественное сознание".

Общественное бытие - это материальные условия жизни  общества и материальные отношения людей друг к другу и к природе. Атрибутом (неотъемлемым свойством) материальных отношений является их объективность: они возникают в процессе становления и развития общества и существуют независимо от общественного сознания.

Понятие общественного  сознания выработано К. Марксом и  Ф. Энгельсом в процессе материалистического  объяснения истории и определяется в диалектической взаимосвязи с  понятием общественного бытия. Проанализировав  всю предшествующую историю, К. Маркс  и Ф. Энгельс пришли к выводу, что общественное сознание есть отражение общественного бытия. "... Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание".

Во второй половине XIX - начале XX века наряду с историческим материализмом (а в известной  степени и в противовес ему) возникает ряд новых социально-философских парадигм, нематериалистических, т.е. идеалистических.

До середины XIX в. в  философии господствовали идеалистические концепции двух видов:

  1. субъективистские
  2. и объективистские.

С позиции исторического  субъективизма развитие общества объясняется действиями великих людей: королей, императоров, крупных политических, религиозных или военных деятелей. Их замыслы и расчеты, их ошибки и поражения приводят к тому или иному историческому событию. Совокупность таких событий определяет ход истории. К историческому субъективизму можно отнести волюнтаризм

С позиции исторического объективизма решающую роль в истории играют надличностные силы: божественная воля, абсолютная идея, мировой дух. К историческому объективизму можно отнести фатализм.

Натуралистическое понимании истории

 В качестве  общенаучной предпосылки выступили выдающиеся успехи биологии, превратившие ее к середине XIX века в лидера естествознания (открытие клетки, закона естественного отбора и борьбы за существование, достижения физиологии).

Наиболее распространенные школы биологического направления:

    1. Социальный дарвинизм, выдвигающий принципы естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественного развития.
    2. Расизм (расово-антропологическая школа), заявляющий о решающем воздействии расовых различий на историю и культуру отдельных народов и общества в целом.
    3. Фрейдизм (по фамилии основоположника этого течения, австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда) - течение, апеллирующее в объяснении поведения отдельного человека, больших социальных групп и общества в целом к бессознательной психической деятельности, к инстинктам (и прежде всего к половому инстинкту и инстинкту самосохранения).
    4. Мальтузианство и неомальтузианство.

К.Маркс и Ф.Энгельс  постоянно подчеркивали огромное значение природных условий для темпов и характера развития общества. Однако при этом они всегда указывали, что  сами по себе эти условия оказывают  влияние на общественную жизнь не прямо, а косвенно, через существующий способ производства, через “средства и способы труда”.

“...Натуралистическое  понимание истории, – отмечал в этой связи Ф.Энгельс, – как оно встречается, например, в той или другой мере у Дрейпера и других естествоиспытателей, стоящих на той точке зрения, что только природа действует на человека и что только природные условия определяют повсюду его историческое развитие, – страдает односторонностью и забывает, что и человек воздействует обратно на природу, изменяет ее, создает себе новые условия существования. От “природы” Германии, какой она была в эпоху переселения в нее германцев, осталось чертовски мало. Поверхность земли, климат, растительность, животный мир, даже сами люди бесконечно изменились, и все это благодаря человеческой деятельности, между тем как изменения, происшедшие за это время в природе Германии без человеческого содействия, ничтожно малы” .

 

16. Формационный и цивилизационный подход к жизни общества

 

К сер. XIX вв. К. Маркс и Ф. Энгельс разрабатывают материалистическое понимание истории, центральное место в котором занимает учение об общественно-экономических формациях. Понятие «формация» характ-ет конкретно-исторический тип общества, складывающийся на господствующем способе произв-ва с присущим ему базисом и возвышающейся над ним идеологической надстройкой. Каждая формация представляет собой особую ступень в историческом развитии общества.

В основе ОЭФ лежит  определенный способ производства. Всего было выделено 5  способов производства и, соответственно, 5 формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Способ производства  включает в себя две стороны: производительные силы, выражающие отношения людей к природе, и производственные отношения, выражающие отношения людей друг к другу.

Производительные силы.

  1. Люди, обладающие трудовыми навыками.
  2. Средства производства (и средства труда)
  1. предмет труда

Отношение людей к  природе, то есть степень ее познания характеризуется, прежде всего, тем, с помощью каких орудий люди трудятся. Именно орудиями труда определяется материально-техническая база общества. Так, ремесленные орудия характеризуют феодальную формацию, машины — капиталистическую, а комплексно-механизированное, полностью автоматизированное производство составляет материально-техническую базу коммунизма (!). Экономические эпохи различаются по тому, какими орудиями трудятся люди.

  1. Средства труда

Исторически конкретное единство производственных отношений и производительных сил  характеризует специфический для каждой общественно-экономической формации способ произв-ва. В усл-ях классового общ-ва сущностью и ядром производственных отнош-й становятся экономические отнош-я между классами. Особое знач-е марксизм придаёт классам и классовой борьбе как движущей силе истории, начиная с рабовладельческого общ-ва. Классовая борьба  -объективный закон исторического процесса. Выражением этого объективного закона явл-ся различные формы политич, религиозной, идеологической борьбы на том или ином этапе истории.

   Цивилизационный подход к общественному развитию

Сущность цивилизационного подхода заключается в том, что история человечества подразделяется на несколько совершенно самостоятельных образований - локальных цивилизаций, каждая из которых имеет собственную самостоятельную историю, отличается неповторимостью исторических явлений, уникальностью культурно-исторических событий. Критерием для классификации цивилизаций является культура (материальная и духовная).

Особо выделяются цивилизационные  концепции Данилевского, Шпенглера, Тойнби.

Каждая цивилизация  проходит 4 стадии:

  1. рост цивилизации;  
  2. генезис цивилизации;
  3. надлом;
  4. дезинтеграция ( разложение, заканчивающееся гибелью).

Н.Я.Данилевский

Цивилизационный подход наметился еще в XIX в. в трудах русского социолога и естествоиспытателя Н.Я. Данилевского (1822-1885). Он исходил из идеи локальных, обособленных «культурно-исторических типов», или «самобытных цивилизаций», которые проходят в своем развитии стадии возмужания, дряхления и неизбежной гибели.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"