Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 10:39, шпаргалка

Описание

Ответы на вопросы для подготовки к экзамену

Работа состоит из  1 файл

Ответы по философии ИДЕАЛ.doc

— 408.50 Кб (Скачать документ)

К внешним функциям государства относятся:

  • Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.
  • Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
  • Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

 

 

26. Понятие духовной  жизни общества. Структура общественного  сознания

 

Духовная жизнь общества - это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально-политической жизнью специфику данного общества во всей его целостности. Духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражения объективного мира, как средство ориентации в этом мире, а также взаимодействия с ним.

Общественное сознание, возникнув  как результат опосредования  удовлетворения жизненных потребностей человека социальными условиями  бытия, приобретает значение относительно самостоятельной сферы жизнедеятельности людей. Выражаясь в целеполагании, оно превращается в предпосылку возможности реализации человеком своей жизнедеятельности. Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и право.

Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него общественного мнения.

Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.

Искусство — это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия — это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

Право — это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда и непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.

Поскольку духовная жизнь  общества порождается все-таки жизнью материальной, то и ее структура  во многом схожа с последней: духовные потребности, духовная деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные блага (ценности).

 

 

27. Эстетические ценности  и их роль в человеческой  жизни

 

Философские проблемы природы  ценностей изучает аксиология. Ценности выявляются в процессе преобразования человеком мира и самого себя; в ценностях выражается отношение человека к действительности с точки зрения должного, важного, или вредного для общества и человека.

Представление о ценностях  складываются у людей в процессе социальной деятельности. Социальная деятельность человека реализуется в различных сферах жизни общества, поэтому выделяются ценности экономические, политические, моральные, эстетические и другие.

Эстетика – наука  об эстетических ценностях, об исторической обусловленности эстетического богатства мира, его восприятии, оценке, освоении, о творчестве по законам красоты.

Эстетическая  ценность – особое значение объекта, возникающее в процессе контакта с ним человека в ситуации эстетического восприятия и переживания.

Эстетическая ценность носит объективный характер, но лишь в той мере, в какой эстетическая оценка объекта совпадает с общепринятыми  эстетическими нормами.

Эстетич чувства относятся  к высшим формам душевных переживаний. Они предполагают осознанную или неосозн. способность руководствоваться понятиями прекрасного при восприятии явлений окруж действительности, произведений искусства. Эстетич чувства возникают в единстве с нравств. и познавательными чувствами и обогащаются в связи с ними.

Развитое эстетич чувство делает личность чел-ка индивидуально неповторимой. Эстетич сознание образует существенную составную часть духовного богатства людей.

Э. С. – это осознание  общественного бытия в форме  конкретно-чувственных и художественных образов.

 

28. Искусство как форма  общественного сознания

 

Искусство – одна из форм общественного сознания, важнейшая  составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве  ее проявлений, так или иначе связанных с человеком. Искусство возникает на самых ранних стадиях развития общества и постепенно становится мощным орудием осознания мира, великим средством духовного формирования человека.

Имея в виду искусство  как форму общественного сознания, Г. Гегель характеризовал его как "мышление в образах", как мир воображения, параллельный действительному. Через художественные образы этот мир обогащает человека духовно, ибо это "мышление в образах" ориентировано на открытие красоты мира.

Искусство как форма  общественного сознания является особым способом социально направленного формирования индивидуального сознания. Оно позволяет человеку проявить свои способности, реализовать свои возможности, развиваться эмоционально и интеллектуально, приобщаясь к общечеловеческому опыту, устремлениям и идеалам.

Искусство как форма  общественного сознания выступает  регулятором человеческого поведения.

Слово "искусство" употребляют в двух смыслах –

  • в узком (специфическая форма практически-духовного освоения мира),
  • в широком - как высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (полководческое искусство, мастерство хирурга, сапожника и т.д.).

Искусство как самостоятельная  форма общественного сознания и  как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, сугубо утилитарного момента.

Искусство реализует  ряд общественных функций:

  1. познавательная функция. Произведения искусства являются ценным источником информации о сложных общественных процессах, порой о таких, сущность и динамику которых наука схватывает гораздо труднее и с запозданием (например, повороты и переломы в общественном сознании).
  2. воспитательная, то есть его способность оказывать неизгладимое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его самосовершенствование, или, напротив, падение.
  3. эстетическая функция;
  4. гедонистическая функция (удовольствие).

Искусство отражает действительность через форму и содержание.

 

 

29. Специфика религии как формы общественного сознания

Религия - форма общественного сознания; совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование бога (богов) или сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ).

Религия представляет собой  сложное образование. В ее структуре, формирование которой завершилось  в период появления классового общества, выделяют три основных элемента: 
- религиозное сознание;  
- религиозный культ; 
- религиозные организации. 
Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня: религиозную психологию и религиозную идеологию. Содержанием религиозной идеологии и религиозной психологии является, прежде всего, вера в сверхъестественное. 
Религиозная психология — это совокупность религиозных представлений чувств, настроений, привычек, традиций, присущих верующим, которые формируются под воздействием носителей религиозного сознания, всего окружения, связанного с религией.

Религиозная идеология  — это система религиозных идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа.

Основные функции религии:

  • Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.
  • Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
  • Коммуникативная — общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
  • Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
  • Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
  • Политическая — лидеры различных общностей и гос-в используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
  • Культурная — религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
  • Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

 

 

 

 

31. Религиозные ценности  и свобода совести

 

Религиозные ценности стали важной составляющей как образа жизни, так и образа мышления многих людей. Существенно возросли роль, авторитет и влияние религиозных организаций.

К важнейшим религиозным  ценностям следует отнести свободу.

Следует различать свободу  совести и свободу вероисповедания. Свобода совести — более широкое понятие, чем свобода вероисповедания.

Свобода совести — естественное право человека иметь любые убеждения. Свобода вероисповедания представляет собой один из центральных элементов справедливого и свободного общества и является одним из краеугольных камней демократии.

Свобода вероисповедания  включает ряд элементов:

1) право исповедовать  любую религию; 

2) право совершения  религиозных обрядов; 

3) право менять религию; 

4) право пропаганды  религии; 

5) право на благотворительную деятельность;

6) право на религиозное  образование; 

7) культурно-просветительская  религиозная деятельность;

8) равенство перед  законом всех граждан, независимо  от их отношения к религии  и др.

Эта свобода также  играет жизненно важную роль в создании и обеспечении функционирования стабильной политической системы. Естественно, властные группы заинтересованы в контроле и ограничении свободы мировоззренческого выбора, чтобы без проблем использовать индивидуальное, групповое и коллективное сознание "простого" народа.

Юридическим же измерением свободы мировоззренческого выбора является право "каждого человека" на "свободу мысли, совести и  религии", как их определяет ряд  основных международных правовых документов (Всеобщая декларация прав человека от 12.10.1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.) и новейших конституций (в их числе Конституция РФ), следующих их примеру.

 

 

32. Нравственные ценности и этический релятивизм

Нравственность - в широком смысле - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.
Нравственность - в узком смысле - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
Нравственность представляет собой ценностную структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.
Этический релятивизм - отрицание обязательных нравственных норм и объективного социального критерия нравственности, представлениям придаётся относительный, изменчивый и условный характер.

Релятивисты видят лишь то, что нравственные принципы, понятия добра и зла различны у разных народов, социальных групп и отдельных людей, определенным образом связаны с интересами, убеждениями и склонностями людей, ограничены в своем значении условиями места и времени.

В конечном итоге релятивизм приводит к субъективизму в толковании нравственных понятий и суждений, к отрицанию в них объективного содержания. Релятивистским является суждение «мораль у каждого своя».

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"