Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 10:39, шпаргалка

Описание

Ответы на вопросы для подготовки к экзамену

Работа состоит из  1 файл

Ответы по философии ИДЕАЛ.doc

— 408.50 Кб (Скачать документ)

Крайние формы этического релятивизма, сочетающегося с полным отрицанием каких-либо объективных оснований нравственности, получают широкое распространение в современной западной философии морали: моральные суждения не имеют никакого объективного содержания, а выражают лишь субъективные установки тех, кто их высказывает. Отсюда делается вывод, что моральные суждения нельзя считать ни истинными, ни ложными и что не следует даже ставить вопрос об их обоснованности и правомерности: каждый человек имеет право придерживаться тех принципов, которые ему предпочтительны, и любая точка зрения в морали одинаково оправданна (у каждого своя мораль). Такая форма этического релятивизма близка к нигилизму. Но если люди провозглашают принцип безусловной терпимости в морали, то тем самым (хотят они этого или нет) оправдывают аморализм и беспринципность.

 

 


 

 

 

 

33. Мораль и справедливость, свобода и ответственность

 

Мораль (от латинского moralis – нравственный; mores – нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений.

Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения).

Выделяют следующие функции морали: регулятивную, воспитательную, познавательную, аксиологическую (ценностную), ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции

В структуре морали принято  различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные  нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. 

Справедливость - понятие о должном, соответствующее определённым представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. С. — категория морально-правового, а также социально-политического сознания. Справедливость является важнейшей категорией социально-философской мысли, морального, правового и политического сознания.

Свобода человека — это  неотъемлемое, естественное свойство личности.

Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого.

Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека.

Свобода без ответственности превращается в анархию и беспредел, и приводит в конечном итоге, к еще большей несвободе, к рабству. Ответственность без свободы - просто не нужна, поскольку несвободный человек себе не принадлежит, и соответственно, не имеет возможности решать и отвечать за себя.

 

34. Право и правосознание

 

Право - совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

Правосознание - это та форма общественного сознания, в которой отражаются знания и оценки принятых в обществе в качестве юридических законов нормативов социально-политической деятельности субъектов права: индивида, коллектива, предприятия. 
Правосознание имеет конкретно-исторический характер, оно изменяется в связи с изменениями экономических и политических условий жизни общества, но в то же время следует отметить в нем и существенную преемственность между прошлым и настоящим.

Структура правосознания

  • Правовая идеология (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.
  • Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.
  • Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.
  • Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).
  • Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

Уровни правосознания

  • Индивидуальное — личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.
  • Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов
  • Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание
  • Массовое — правовознание обширных масс людей
  • Общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества)

Функции правосознания

  • Познавательная функция есть определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.
  • Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.
  • Регулятивная функция правосознания осущ-ся посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.
  • Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые.

Между правом и правосознанием существует тесная взаимная связь. Эта  связь проявляется как во влиянии  правосознания на право, так и  наоборот — во влиянии права на правосознание. Прежде всего, это влияние  проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его завершающей стадии — стадии правотворчества. Оно заключается в том, что именно правосознание вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений.

 

 

35. Права и обязанности  личности. Свобода как осознанная  необходимость

 

Права человека – неотъемлемое его свойство. Права́ челове́ка — права, образующие основу правового статуса личности.

 

К. Маркс, формулируя каноны научной философии, вывел логическую формулу, утверждая, что "нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав".

Свобода человека — это  неотъемлемое, естественное свойство личности.

Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого.

Пока мы не знаем законов  природы, мы слепо подчиняемся "необходимости" каких-то явлений и правил. Но как  только мы "осознаем" эти законы, мы чувствуем себя свободными.

С точки зрения обыденного сознания быть свободным - значит беспрепятственно делать то, что я желаю, и так, как  я хочу. Этот очевидный для здравого смысла вывод практически поддерживается и философией. Б. Спиноза называет свободной такую вещь, которая существует по необходимости собственной природы и определяется к действию сама собой. Именно поэтому свобода для него есть познанная необходимость.

Взаимосвязь и взаимодействие между объективными законами и сознательной деятельностью людей выражается в категориях необходимости и свободы. Материалистическое понимание истории отвергает учение об абсолютной свободе. Необходимость есть выражение закономерного, объективного обусловленного хода развития событий. Свобода, по Энгельсу, есть способность людей принимать решения на основе познанной необходимости, со знанием дела и господства человека над природой, над общественными отношениями, над самим собой. Свобода человека всегда ограничивалась историческими возможностями.

В трактовке вопроса  о соотношении свободы и необходимости встречаются две ошибочные точки зрения. Сторонники одной из них отрицают существование свободы, признавая только существование необходимости. Необходимость представляется при этом как неотвратимая сила, как своего рода фатум, рок или судьба (фатализм). Противоположная крайность, когда свобода рассматривается как нечто самостоятельное и независимое по отношению к необходимости. Придерживаться таких взглядов это значит абсолютизировать роль субъективного фактора, становиться на позиции волюнтаризма и субъективизма.

 

 

 

36.  Глобальные проблемы  современности и будущее человечества.

 

 Глобальные проблемы – это проблемы, касающиеся (в той или иной степени) всех стран и народов, решение которых возможно лишь объединенными усилиями всего мирового сообщества.

Рис. 1. ТИПОЛОГИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ

 

Особенности глобальных проблем.

1)        Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира.

2)        Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.

3)        Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.

4)        Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.

 

Можно назвать несколько  причин появления и обострения глобальных проблем. Главные из них — стихийность  развития цивилизации и растущая масштабность деятельности человека, за которой, образно говоря, не поспевает  сам человек. Человеческая деятельность, с одной стороны, стихийна, неконтролируема и уже по этой причине часто является антикультурной. С другой стороны, её развитие определяется в большей мере материальными и техническими решениями, в силу чего она имеет механический и антигуманный характер. Положение в мире сегодня таково, что не культура или цивилизация является способом существования человека, а сам человек выступает способом или средством её существования. Как писал М. Хайдеггер, «с самим собой, т.е. со своей сущностью, человек сегодня как раз нигде уже не встречается».

 

1. Экологическая.  В процессе эволюции человек  всё более усиливал своё «давление»  на природу. Период Великих  Географических открытий ознаменовался  началом хищнической эксплуатации  природных ресурсов Африки, Америки и Австралии, что серьёзно повлияло на состояние биосферы всей планеты. А развитие капитализма и промышленные революции, произошедшие в Европе, породили экологические проблемы и в этом регионе. Глобальных же масштабов воздействие человеческого общества на природу достигло во второй половине XX века. На сегодняшний момент проблема преодоления экологического кризиса и его последствий является, пожалуй, наиболее актуальной и серьёзной. Можно выделить три основных группы экологических проблем:

  • Истощение природных ресурсов. Так, в процессе исторического развития  люди постепенно овладевали всё новыми и новыми видами энергии: физической силой, энергией ветра, падающей или текущей воды, пара, электричества, и, наконец, атомной.
  • Загрязнение окружающей среды. Ежегодно промышленные предприятия, энергетические и транспортные комплексы выбрасывают в атмосферу Земли более 30 млрд. тонн двуокиси углерода и 700 млн. тонн паро- и газообразных соединений, вредных для человеческого организма.
  • Деградация окружающей среды. Очевидно, что проблема деградации окружающей среды, следствием которой является ухудшение условий жизнедеятельности людей, является проблемой общечеловеческой. Решить её человечество может только сообща. В 1982 году ООН приняла специальный  документ – Всемирную хартию охраны природы, а затем создала специальную комиссию по окружающей среде и развитию.

 

2. Демографическая.  Ещё одной проблемой является  проблема роста населения земного  шара (демографическая проблема). По  состоянию на 2000 год население земли превысило 6 млрд. человек и темпы его роста всё возрастают. Демографическая проблема порождена двумя глобальными демографическими процессами: так называемым демографическим взрывом в развивающихся странах и недовоспроизводством населения в развитых странах.

Некоторые учёные-демографы  указывают ещё и на такой аспект демографической проблемы, как изменение  структуры мирового населения, происходящее в результате демографического взрыва второй половины XX века. В этой структуре  растёт число выходцев из развивающихся стран – людей малообразованных. Это приводит к значительному снижению интеллектуального уровня человечества и распространению таких антисоциальных явлений, как бродяжничество, наркомания, преступность и т.п.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"