Исторические этапы становления журналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 06:22, диссертация

Описание

В предлагаемом пособии авторами предпринята попытка систематизировать исторические и теоретико-методологические знания о процессе зарождения и развития профессиональной сферы Паблик Рилейшнз, раскрыть особенности и тенденции ее развития, определить наиболее актуальные проблемы функционирования и обозначить возможности и перспективы ее дальнейшего совершенствования. становления

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………..………………………………………………………………… 4
Глава 1. Основные факторы и первоистоки зарождения сферы
Паблик Рилейшнз ………………………. .……………………………………………… 7
Глава 2. Происхождение профессиональных моделей и основные направления деятельности Паблик Рилейшнз на различных этапах развития человеческой цивилизации …………………………………………………...…………………………… 16
Глава 3. Становление и развитие профессиональной сферы Паблик Рилейшнз
в США ………………………………………………... ………………………………. 24
Глава 4. Основные функции и профессиональные особенности сферы деятельности ПР-специалистов ……………………………...…………………… 42
Глава 5. Основные модели и актуальные проблемы глобализации Паблик Рилейшнз как сферы профессиональной деятельности в современном мире... 54
Глава 6. Основные тенденции и проблемы становления российского рынка
ПР - услуг …………………………………………………..…………………………… 67
Глава 7. Международные и российские профессиональные объединения и кодексы профессионального поведения специалистов сферы
Паблик Рилейшнз …………………………………………………………………..… 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………. 92
ЛИТЕРАТУРА ……………..……………………………………………………………… 97

Работа состоит из  1 файл

Учебное пособие. Воробьев Ю.Л. и др. Исторические этапы становления сферы ПР.doc

— 763.00 Кб (Скачать документ)

Что же такое  Паблик Рилейшнз? На сегодняшний день существует около 1000 определений. Обобщив некоторые из них, мы считаем возможным предложить трактовку, данную Шарковым Ф.И.: «Связи с общественностью - наука и искусство, коммуникативная деятельность, направленные на формирование и поддержание гармоничных и доброжелательных отношений между субъектом (личность, организация, учреждение, партия, регион) и общественностью на основе информации».

Важно отметить, что сегодня  в ПР-практике мы наблюдаем, что акцент с односторонней коммуникации, главной целью которой является донесение информации до получателя, перемещается на двухстороннюю симметричную коммуникацию, основная задача которой — достижение взаимопонимания между участниками коммуникационного процесса.

Центральным объектом и предметом особо пристального внимания в части исследования исторических корней и тенденций становления  профессиональной сферы Паблик Рилейшнз, как  со стороны  зарубежных, так и российских исследователей – экспертов, как и прежде,  остается американский опыт (национальная школа) зарождения и развития профессиональных ПР – коммуникаций. В этой связи, еще раз выделим  основные этапы становления национальной системы Паблик Рилейшнз в опоре на опыт США:

  • 70-80-е года XVIII века, период разработки приемов и методов, которые вошли в практику современных ПР: от использования символики и лозунгов до организации специальных мероприятий;
  • окончание Гражданской войны - начало XX века, период американского предпринимательства, развитие т.н. пресс-посредничества;
  • 1900-1917, эпоха подготовки почвы для ПР, когда появились бюро паблисити, период - «общественность следует информировать»;
  • 1917-1919, период первой мировой войны, использование возможностей организованной пропаганды, проводящейся с целью возбуждения народного патриотизма;
  • 1919-1929,  период «стремления к взаимопониманию», эпоха экономического бума, когда принципы и практика организации ПР успешно использовались для продвижения на рынок продукции.

В это время происходит становление Паблик Рилейшнз как научной дисциплины. В 1922 г. выходит книга Э. Бернейза «Кристаллизуя общественное мнение», посвященная ПР, а в 1923 г. в Нью-Йоркском университете открывается первая кафедра ПР.

На 30-е г.г. приходится интенсивная профессионализация и институционализация ПР: в 1936 году создается Национальная ассоциация аккредитованных директоров паблисити, в 1938 – Американская ассоциация  промышленных руководителей, в 1939 - Американский совет по Паблик Рилейшнз.

Послевоенный период в США (1945-1965) характеризуется переходом  ПР в стадию относительной стабильности: образуются новые ассоциации (в том  числе PRSA), а также происходит интернационализация практики ПР и ее стандартов, получивших отражение в создании в 1955 г. Международной ассоциации по связям с общественностью (IPRA).

С 1965 г. наступает эпоха  глобального информационного общества, период «стремления к взаимному приспособлению», когда возрастает значение и роль Паблик Рилейшнз в улаживании противоречивых интересов различных групп.

По сравнению с США,  развитие национальных систем ПР в  других странах  активизировалось несколько позже. Причем, по мнению многих исследователей, главным стимулом быстрого развития ПР в Великобритании, Германии, Франции и других странах были войны, в частности, Вторая мировая. Хотя развивающаяся в Европе ПР-деятельность находилась под сильным влиянием американских методик, после войны здесь начали постепенно формироваться собственные научные школы «Паблик Рилейшнз».

Безусловно, рынок ПР-услуг  развивается не только в Европе и США, но и в  других странах. В каждой стране ПР-рынок имеет свои особенности и ориентируются на те сферы, в которых их услуги являются наиболее востребованными.

Становится  очевидным, что на фоне происходящих в мире  интеграционных процессов  и глобализации, происходит трансформация  Паблик Рилейшнз, которая характеризуются  превращением локального ПР-бизнеса  в глобальный, эволюцией от «связей с общественностью» к управлению репутацией и переходом от традиционных ПР к маркетинговым ПР. Все это выразилось в появлении клиента нового типа, который требует от ПР-консультанта осуществления стратегического консультирования, претендует на получение консультации по вопросам глобального процесса, требует от ПР-консультанта узких специализированных знаний в области бизнеса и ожидает от ПР-агентства предоставления разнообразных услуг, качественного обслуживания, высокой культуры взаимоотношений и т.д.

Однако мы наблюдаем, что интегрированные коммуникативные стратегии ПР сегодня встречают немало трудностей на пути глобализации. Это объясняется тем, что главная цель глобальных коммуникаций — предоставлять согласованные услуги, не зависящие от границ между государствами, по единым стандартам качества. При этом тактические решения могут меняться от рынка к рынку, а стратегии и послания должны оставаться неизменными, будучи при этом достаточно универсальными, чтобы преодолеть географические границы и справиться с культурными различиями. Отсюда и главная трудность - сохранение единообразия глобальных коммуникаций.

Содержание профессиональной деятельности ПР-специалиста является одной из актуальных проблем теории и практики связей с общественностью. Без четких представлений о профессиональных особенностях и функциях данной сферы нельзя определить основные направления и конкретные ориентиры в профессиональной подготовке соответствующих специалистов. Рассмотрев некоторые наиболее значимые точки зрения на эту проблему, мы пришли к выводу, что:

—  в основе ПР лежит соглашение, согласие, сотрудничество между организацией и общественностью, от которой зависит успех ее деятельности;

— ПР - это  идеология и технология управления, влияние на состояние общественного мнения, сознание человека, определенных групп, общества в целом;

—  ПР - это  специальный вид деятельности, планируемые  и продолжительные усилия по сбору, анализу и передаче информации, организации общения;

— деятельность ПР-структур включает разработку рекомендаций для организации и осуществление программ действий, способствующих взаимопониманию с ее общественностью;

— деятельность ПР-структур направлена не только вовне, но и внутрь, для достижения корпоративного взаимопонимания.

Паблик Рилейшнз в России, как и во многих странах мира, заняли ведущее место в управлении социальными процессами. Появление данной области профессиональной деятельности было  вызвано объективными условиями развития общественных отношений, институтов гражданского общества, а также социально-экономических, рыночных механизмов. Несмотря на отсутствие такой основательной традиции, как на Западе, недостаточно развитые рыночные отношения и некоторую ограниченность демократических институтов на этапе становления данной сферы, сегодня Паблик Рилейшнз как комплекс социальных наук и практических методик оказался гармонично встроенным и на государственном, и на предпринимательском уровнях.

Показателями активного развития рынка ПР-услуг в России являются образование профессиональных организаций (РАСО, АКОС, РАССО); выход профессиональных ПР-изданий; учреждение различных премий в области связей с общественностью; проведение национальных и региональных конкурсов, выставок; принятие Кодекса профессиональных и этических принципов; интенсивное развитие региональных профессиональных сообществ; развитие взаимодействия с международными профессиональными ассоциациями (CERP, IPRA, ICO) и т. д.

Однако на российском ПР-рынке существует и  немало проблем, среди которых одной  из наиболее актуальных является проблема сертификации и лицензирования ПР-структур и специалистов. Идея лицензирования вызывает негативную оценку в большей части ПР-сообщества. ПР-специалисты считают, что говорить о лицензировании преждевременно, так как структура российского рынка не отвечает определенным требованиям, а также  высказывают сомнения в компетентности чиновников государственных ведомств, и предполагают возможное коррумпирование процесса выдачи лицензий.

Что же касается сертификации профессиональной деятельности, РАСО разработала такую процедуру. Она является добровольной и основана на базе заявительно-регистрационной схемы. Однако отношение к данной процедуре среди ПР-специалистов неоднозначное. К положительным моментам относится достижение большей открытости и структурированности рынка ПР и консалтинга, приобретение репутации в профессиональной и клиентской среде, противодействие оказанию некачественных услуг.  Основной же проблемой  называют определение критериев оценки деятельности компаний и ПР-практиков, считая их «излишне демократичными», так как они позволяют получить сертификат, даже не имея определенного опыта. Большинство ПР-специалистов сходятся во мнении, что главным критерием профессионализма является все-таки репутация  и этические принципы работы претендента на сертификат.

Для того, чтобы  понять истинное место и назначение Паблик Рилейшнз в современном обществе, необходимо знать первоистоки данной профессии. С точки зрения теории наибольшую ценность представляет анализ эволюции ПР на различных этапах развития общества, что позволяет выделить определенные закономерности практической деятельности и теории ПР, понять причины изменений  в подходах. В практической деятельности изучение истории ПР может иметь весьма положительное значение. Помимо расширения профессионального кругозора, повышения эрудиции специалисты ПР получают в свое распоряжение обширный фактический материал для анализа и проведения аналогий. Становится понятным, что изучение истории Паблик Рилейшнз не сводится к отвлеченному изучению прошлого этой сферы, а достаточно четко соотносится с ее настоящим. Исследование и анализ зарубежного (в частности североамериканского) исторического опыта в сфере ПР позволяет лучше понять и оценить их развитие в России, где данная сфера деятельности проходит те же этапы эволюции, но в гораздо более сжатые сроки. Мы должны принять к сведению методы и технологии, которые использовались в прошлом, естественно, с поправкой на современный уровень развития общества, современные общечеловеческие и культурные ценности. Подобный подход может значительно раздвинуть границы творческих возможностей специалистов в области ПР.

Кроме того, изучение особенностей становления сферы  Паблик Рилейшнз в различных странах  и регионах позволит сделать определенные выводы для практической работы в  сфере межкультурной коммуникации, что является сегодня довольно актуальным.

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Кодекс профессиональной сертификации в области связей с общественностью от 14 сентября 2000 г. // http: // www.raso.ru
  2. PRCA Professional  Charter 1998 // http: // www.prca.org.uk
  3. PRSA Member Code of Ethics 2000 // http: // www.prsa.org
  4. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров: Учебник / И.В. Алешина. – М.: ИКФ «Экмос», 2003. – 480с.
  5. Блэк С. Введение в Паблик Рилейшнз: Пер. с англ. / С. Блэк. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – 336с.      
  6. Буари Филлип А. Паблик Рилейшнз, или стратегия доверия: Пер. с фр. / Буари Филлип А. - М.: Имидж-Контакт: Инфра-М, 2001. - 178с. – (Современные консалтинговые технологии).
  7. Варакута С.А. Связи с общественностью: Учеб. пособие / С.А. Варакута, Ю.Н. Егоров. - М.: Инфра-М, 2001. - 246с.
  8. Василенко А.Б. Пиар крупных российских корпораций / А.Б. Василенко. – 2-е изд. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. – 304с.
  9. Векслер А. История Public Relations: попытка хронологии / А. Векслер // Советник. - 1998. - № 9. - С. 17.
  10. Герберг Н. Глобальная перспектива / Н. Герберг // Советник. – 2007. - № 6. – С. 50-58.
  11. Джефкинс Ф. Паблик Рилейшнз: Учеб. пособие: Пер. с англ. / Ф. Джефкинс, Д. Ядин. – М.: Юнити-Дана, 2003. – 468с.
  12. Дороти Доти. Паблисити и Паблик Рилейшнз: Пер. с англ. / Дороти Доти. - М.: Филинъ, 1996. - 265с.
  13. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью / С.М. Емельянов. – СПб.: Питер, 2007. – 240с.
  14. Иванян Э. Белый дом: президенты и политика / Э. Иванян. - М.: Политиздат, 1975. - 383с.   
  15. Карпова О.М. PR: проблемы терминографического описания: Монография / О.М. Карпова, Е.В. Щербаков. - Иваново: Изд-во Иван. гос. ун-та, 2005. – 184с.
  16. Катлип М.С. Паблик Рилейшнз. Теория и практика: Пер. с англ. / М.С. Катлип, А.Х. Сентер, М.Г. Брум. - 8-е изд. - М.: Вильямс, 2003. - 624с.
  17. Китчен Ф. Паблик Рилейшнз: принципы и практика: Учеб. пособие: Пер. с англ. / Под ред. Б.Л. Еремина. - М.: Юнити-Дана, 2004. - 454с. – (Зарубежный учебник).
  18. Комаровский В.С. Связи с общественностью в политике и государственном управлении / В.С. Комаровский. - М.: Изд-во РАГС, 2001. – 328с.
  19. Кондратьев Э.В. Связи с общественностью: Учеб. пособие / Э.В. Кондратьев, Р.Н. Абрамов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Академический проект, 2007. – 432с.
  20. Королько В.Г. Основы Паблик Рилейшнз / В.Г. Королько. - М.: Рефл-бук, 2003. - 528с.
  21. Коханов Е.Ф. Генезис структур и моделей ПР / Е.Ф. Коханов // Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. - № 6. – С. 30-40.
  22. Краткий словарь по социологии / Авт.-сост. П. Д. Павленок. - М.: Инфра-   М, 2000. - 382с.
  23. Кузьменкова М.А. Новая роль Паблик Рилейшнз: воздействие интеграционных коммуникативных процессов / М.А. Кузьменкова // Вестник Московского Университета. – 2003. - № 4. – С. 28-40. – (Серия 10, Журналистика).
  24. Лебедева Т.Ю. Паблик рилейшнз: корпоративная и политическая режиссура: модели, система ценностей, каналы СМК / Т.Ю. Лебедева. -  М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1999. – 445с.
  25. Мачнев Е. Чем смотрит, слушает, говорит и дышит PR-индустрия    Великобритании / Е. Мачнев // Советник. - 2005. - № 6. - С. 57-58.
  26. Моисеева В.В. Развитие российского рынка по связям с общественностью / В.В. Моисеева // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 1997. - № 5. – С. 12-13.
  27. Ньюсом К. Все о PR. Теория и практика Паблик Рилейшнз / К. Ньюсом, Д. Терк, Д. Крукеберг. – М.: Инфра-М: Имидж-Контакт, 2003. – 424с.
  28. Панарин И.Н. Информационные войны, PR и мировая политика: Учеб. пособие / И.Н. Панарин. – М.: Горячая линия-Телеком, 2006. – 352с.
  29. Пашенцев Е.Н. Паблик Рилейшнз: от бизнеса до политики / Е.Н. Пашенцев. – М.: Финпресс, 2002. – 368с.
  30. Почепцов Г.Г. Паблик Рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением / Г.Г. Почепцов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Центр, 2003. - 320с.
  31. PR: международная практика: Пер. с англ. / Под ред. С. Блэка. - М.: Довгань, 1997. - 180с.
  32. PR сегодня: новые подходы, исследования, международная практика: Пер. с англ. – М.: Имидж-контакт: Инфра-М, 2002. – 493с. – (Современные консалтинговые технологии).
  33. Русаков А. Профессиональные ПР-сообщества России: пути развития и взаимодействия / А. Русаков // Massmedia XX1  век. - 2007. - № 1-2. – С. 68-70.
  34. Связи с общественностью как социальная инженерия: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Ачкасовой, Л.В. Володиной. - СПб.: Речь, 2005. – 336с.
  35. Синяева И.М. Паблик Рилейшнз в коммерческой  деятельности: Учебник / И.М. Синяева. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2003. – 414с.
  36. Современный словарь иностранных слов / Под ред. Е.А. Гришиной. - М.: Русский язык, 1992. - 742с.
  37. Типугин И. PR  и пропаганда: в чем разница? / И. Типугин // PR в России. – 2007. - № 3. – С. 25-29.
  38. Управление общественными отношениями: Учебник / Под общ. ред. В.С. Комаровского. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 400с.
  39. Федотова Л.Н. Паблик  Рилейшнз и общественное мнение: Учеб. пособие / Л.Н. Федотова. – СПб.: Питер, 2003. - 352с.
  40. Черноног Н.А. Типология информационной деятельности Паблик Рилейшнз в структуре современного информационного рынка / Н.А. Черноног // Вестник Московского Университета. – 2003. - № 4. – С. 41-48. – (Серия 10, Журналистика).

41. Чумиков   А.Н. Связи   с   общественностью:  теория  и практика: Учеб. пособие  / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. - М.: Дело, 2003. - 496с.

42. Шарков Ф.И. Паблик Рилейшнз: Учеб. пособие / Ф.И. Шарков. – М.: Дашков и К, 2006. – 316с.

  1. Шишкина М.А. Паблик Рилейшнз в системе социального управления / М.А. Шишкина. - СПб.: Паллада-медиа: Русич, 2002. – 444с.
  2. Яковлев И. П. Паблик Рилейшнз в организациях / И.П. Яковлев. - СПб.: Петрополис, 1997. – 326с.
  3. Весанто Е. Сертификация PR началась. // http: // www.sovetnik.ru – 27.07.2001
  4. Михайлов С. Российский ПР в международном контексте. // http: // www.soob.ru - 21.12.2000
  5. Моисеенко А. ПР-индустрия: тенденция роста. // http: // www.sostav.ru  – 12.02.2002
  6. Москвин Е. Сегодня связи с общественностью – удел профессионалов. // http: // www.raso.ru/ - 25.10.2006
  7. Муртазина Г. Пиар-хронограф, или новая парадигма старых … ПР. // http: // www.sp0rt.ru - 12.01.2001
  8. Сертификация ПР-услуг: за и против. // http: // www.soob.ru  - 02.12.2000
  9. Тучков С.М. Становление политического PR: предпосылки, проблемы и перспективы. // http: // www.pr.philos.msu.ru – 24.03.2004
  10. Шиляева М. PRофессиональная сертификация по-русски. // http: // www.sovetnik.ru – 24.07.2001
  11. About the IPR. // http: // www.cipr.co.uk - 19.11.2005

ПРИЛОЖЕНИЕ2.3. Проблема этичности  воздействия на общественность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Муртазина Г. Пиар-хронограф, или новая парадигма старых … ПР. //  http: // www.sp0rt - 12.01.2001

2 Современный словарь иностранных слов / Под ред. Е.А. Гришиной. - М.: Русский язык, 1992. - с. 494.

3 Почепцов Г.Г. Паблик Рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением / Г.Г. Почепцов. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Центр, 2003. - с. 306.

4 Краткий словарь по социологии / Авт.-сост. П. Д. Павленок. - М.:Инфра-М, 2000. - с. 159.

5 PR: международная практика: Пер. с англ. / Под ред. С. Блэка. - М.:Довгань, 1997. - с. 92.

2 Пропаганда - распространение каких-либо идей, учений, взглядов, мнений; идейное воздействие на широкие массы. (Современный словарь иностранных слов / Под ред. Е.А. Гришиной. - М.: Русский язык, 1992. - с. 494.)

7 Варакута С.А. Связи с общественностью: Учеб. пособие / С.А Варакута, Ю.Н Егоров Ю.Н - М.: Инфра-М, 2001. - с. 22.

8 Кондратьев Э.В. Связи с общественностью: Учеб. пособие / Э.В. Кондратьев, Р.Н. Абрамов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Академический проект, 2007. – с. 42.

9Тучков С.М. Становление политического PR: предпосылки, проблемы и перспективы. // http: // www.pr.philos.msu.ru – 24.03.2004

10 Блэк С. Введение в Паблик Рилейшнз: Пер. с англ. / С. Блэк. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – с. 12.

11 Шарков Ф.И. Паблик Рилейшнз: Учеб. пособие / Ф.И. Шарков. – М.: Дашков и К, 2006. – с. 13.

Информация о работе Исторические этапы становления журналистики