Техника и исторические этапы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:48, контрольная работа

Описание

Данная тема является особенно актуальной в наше время, так как, несмотря на то, что техника так же стара, как само человечество, ее философский образ стал объектом специального и глубокого анализа лишь сравнительно недавно. На сегодняшний день имеется довольно-таки большой спектр мнений и точек зрения по поводу существа техники и ее конкретного места в системе человеческой культуры. И, тем не менее, нет никаких сомнений в том, что она стала важнейшим элементом современной цивилизации, которая поэтому нередко характеризуется не иначе как техническая или техногенная.

Содержание

Введение 3
1. Понятие «техника» 4
2. Этапы развития 8
Заключение 21
Список использованных источников 22

Работа состоит из  1 файл

Техника и исторические этапы ее развития.doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)


Оглавление

 

 

Введение

 

Данная тема является особенно актуальной в наше время, так как, несмотря на то, что техника так же стара, как само человечество, ее философский образ стал объектом специального и глубокого анализа лишь сравнительно недавно. На сегодняшний день имеется довольно-таки большой спектр мнений и точек зрения по поводу существа техники и ее конкретного места в системе человеческой культуры. И, тем не менее, нет никаких сомнений в том, что она стала важнейшим элементом современной цивилизации, которая поэтому нередко характеризуется не иначе как техническая или техногенная. В своем историческом развитии техника прошла долгий путь, главными вехами которого можно считать последовательное формирование и смена следующих ее основных форм: техники случая, ремесленной техники, машинной техники и информационной техники. В рамках последней из этих форм техническое развитие своими разрушительными последствиями ставит современное человечество перед гамлетовским выбором: быть или не быть. В связи с этим хочется выразить веру и надежду, что человечество найдет в себе силы (мужества, мудрости, воли и т.д.) взять под свой контроль и подчинить себе свое собственное творение (технику и ее развитие) и решить указанную сложную дилемму в пользу грядущих поколений и сохранения жизни на Земле.

Целью настоящей работы было изучение основного понятия техники и исторические этапы ее развития. Это определило постановку следующих задач:

−  определение понятия техники;

− изучение исторических этапов ее развития.

 

  1. Понятие «техника»

 

Термин "техника" восходит, как  известно, к древнегреческому слову "techne", которое, в свою очередь, происходит, по-видимому, от индоевропейского слова "tekp", означающего деревообработку или плотницкое дело. Предполагается, что именно от этого последнего слова было произведено известное уже Гомеру слово "tekton", которое первоначально использовалось для обозначения мастерства или искусства строителя и плотника, но затем стало употребляться в значении ремесла или искусства вообще. Помимо этих двух своих значений слово "techne" изначально имело, по мнению М.Хайдеггера, и третье значение, которое выражало собой знание. Поэтому слово "techne" с самого начала было тесно связано, как полагает этот философ, с греческим словом "episteme" ("знание")1.

Таким образом, можно сказать, что  термин "техника" с самого начала своего появления объединил в своем содержании два основных аспекта: а) орудия труда, все те инструменты или артефакты (искусственные создания человека), с помощью которых человек преобразовывает действительность, приводя ее в соответствие со своими постоянно растущими потребностями; б) совокупность навыков, умений, приемов, методов, операций и т.д., необходимых для приведения в действие орудий и успешного осуществления той или иной деятельности, направленной на достижение определенных целей и решения конкретных задач. Для обозначения второго из указанных аспектов нередко пользуются термином "технология". Правда, в англоязычной литературе этот последний термин употребляется для обозначения и выражения обоих упомянутых аспектов и поэтому является полным эквивалентом употребляемого в нашей литературе термина "техника".

Тот факт, что слово "techne" впервые  было употреблено в древнегреческой  литературе, не свидетельствует о  том, что сама техника возникла в  Древней Греции. Наоборот, техника, в смысле изготовления и применения орудий, фактически появляется вместе с появлением человеческого общества. Более того, в указанном смысле она, несомненно, явилась важным фактором формирования самого человека, становления и развития человеческого общества. Ведь если попытаться выразить обобщенное отличие человека от животного, то следует сказать, что оно состоит в том, что человек живет в искусственной, созданной им же самим, отчасти при помощи техники, среды. Однако создавая эту, так называемую, "вторую природу", т.е. свою культуру, человек, тем самым, творит самого себя. Это значит, что он представляет собой поистине творческое или, точнее сказать, самотворческое существо. На данную отличительную характеристику человека в свое время обратил внимание немецкий философ Шульцештейн. Так, по свидетельству Э.Каппа, он еще на заседании философского общества в Берлине в начале 1860 года подчеркивал, "что наука и искусство у человека заступают место инстинкта животных, и сам он делается творцом самого себя, даже развития и облагораживания своего тела", на что Лассаль заметил: "Это абсолютное самотворчество и есть самое глубокое в человеке"2.

Именно из данной сущностной характеристики человека некоторые авторы предпочитают исходить при определении собственного содержания понятия "техника". Так, например, П.К.Энгельмейер трактовал технику как "умение целесообразно действовать на материю" или "искусство вызывать желательные явления", т.е. как объективизирующую деятельность, "которая воплощает некоторую идею, осуществляет некоторый замысел". Обобщая данные трактовки, он в итоге определяет технику как "реальное творчество"3. Следует сказать, что подобное определение техники является слишком расширительным и достаточно абстрактным, поскольку и наука, и искусство, и экономика, и идеология - словом, вся человеческая культура в целом представляет собой "реальное творчество".

К расширительному трактованию  техники может привести так называемый "инструментальный" подход к пониманию  ее сущности. Так, например, К.Ясперс, рассматривая технику в духе Ф.Бона как средство, видел ее смысл и назначение не просто "в освобождении от власти природы", но и в достижении и непрерывном увеличении господства человека над ней. Следовательно, техника как умение или "способность делать и обладать" оказывается, согласно его точке зрения, господством "над природой посредством самой природы"4. Однако данная трактовка техники является настолько широкой, что, по сути дела, охватывает собой всю "вторую природу". И в самом деле, вся человеческая культура представляет собой не что иное, как господство над природой, осуществленное человеком посредством самой природы.

Отвергая "инструментальный подход" к пониманию техники, О.Шпенглер считал необходимым рассматривать  ее не иначе как "тактику жизни". Следовательно, он так широко трактовал феномен техники, что практически распространял его на все животное царство. Техника, как говорил он, "простирается за пределы человека, назад к жизни животных, а именно всех животных". В силу этого она оказывается связанной не с созданием инструментов, а только со способом обращения с ними.5

Не исключено, что именно под  влиянием О.Шпенглера М.Хайдеггер  также отказывается от простого инструментального  понимания сущности техники, которая  однозначно не есть, поэтому, нечто  техническое, машинообразное. Правда, в отличие от него, он предпочел трактовать эту сущность как "вид раскрытия потаенного", как один из способов обнаружения тайны бытия, словом, как "вид истинствования"6. Предлагая столь абстрактное определение сущности техники, он, однако, не счел нужным внести ясность в вопрос о том, какими особенностями обладает данный способ раскрытия потаенного, чем он отличается от науки и других способов обнаружения бытия или видов "истинствования".

К расширительной интерпретации понятия  техники можно также отнести и его определения, предлагаемые Э.Блохом и Х.Закссе. Согласно первому из них техническое творчество как и все человеческое творчество в целом, следует рассматривать как осуществление "еще-не-ставшего" ("нового") и поэтому оно имеет своим основанием "латентность" материи, ее открытость в смысле "неисчерпаемости" ее источников.7 По мнению же второго, техника есть не что иное как обходной путь движения к цели. При этом Х.Закссе полагает, что такой путь далеко не является чем-то присущим одному только человеку и характеризующим образ его действия, а представляет собой некую универсальную закономерность, заложенную в основе "фундаментальной физической модели этого мира…". 8

Помимо расширительного трактования  техники в литературе встречается  и противоположная крайность - слишком узкая интерпретация этого понятия. Образцами подобной интерпретации могут служить следующие определения понятия "техника":

- "техника - это производство  избыточного"9;

- "техника есть деятельность, направленная на пользу"10;

- техника суть прикладная наука (или прикладное естествознание)11;

- техника представляет собой  "способ добывать что-либо, достигать,  осуществлять"12;

- техника - это "система искусственных  органов общества"13.

Недостаток всех приведенных трактовок  техники (как расширительных, так и узких) заключается в том, что они недостаточно точно выражают содержание данного понятия. Поэтому можно сказать, что все эти трактовки являются абстрактными и отличаются, таким образом, односторонностью.

Между предельно широкой и  предельно узкой трактовками техники существует целый ряд "промежуточных" определений этого понятия, среди которых наиболее приемлемым следует признавать именно понимание техники как создание (в том числе, изобретение и проектирование) и использование орудий в самом широком значении слова. Такое понимание техники включает в ее содержание, на наш взгляд, следующие моменты: а) все технические средства; б) явное и неявное техническое знание, т.е. совокупность всех знаний, навыков, умений, способов (методов) и т.д., необходимых для создания, применения и развития указанных средств. Нет сомнений в том, что важнейшей и определяющей составляющей данного компонента техники на современном этапе ее развития выступают именно теоретические и прикладные технические науки; в) изобретательскую техническую деятельность; г) деятельность по проектированию и изготовлению технических средств и, наконец, д) деятельность по использованию этих средств.

 

  1. Этапы развития

 

Техника как один из существенных аспектов культуры, а, следовательно, и как одна из важнейших разновидностей творческой человеческой деятельности прошла в своем развитии долгий исторический путь, включающий в себя ряд этапов, среди которых можно, на наш взгляд, выделить четыре основных, а именно: этап зарождения техники, ремесленную технику, машинную технику и современную (информационную) технику. Остановимся вкратце на основной характеристике каждого из этих этапов.

На первом из указанных исторических этапов техника носила еще сугубо случайный характер, т.е. была, говоря словами Х.Ортеги-и-Гассета, "техникой случая". И в самом деле, исторически первые средства или орудия случайно находились, а не сознательно изобретались. Следовательно, на самом раннем этапе своего существования первобытный человек еще не знал изготовления орудий в собственном смысле слова. Он тогда ограничивался лишь тем, что использовал случайные, преднаходимые естественные предметы в качестве средств для достижения своих целей. Так, например, пустая скорлупа служила ему, как отметил Л.Гейгер, первым заменяющим ладони сосудом, употребленным для питья. Подобно этому случайно находимые камень или кость убитого животного использовались им в качестве первых грубых "ножа", "топора" или "молота".

Отсюда можно заключить, что  творческий потенциал первобытного дикаря проявился и реализовался скорее в применении его естественных органов (а соответственно, и естественных, еще не обтесанных предметов в качестве их прямого продолжения), нежели в создании и применении искусственных. И только по истечении огромного отрезка исторического времени, исчисляемого тысячелетиями, употребление случайно находимых естественных предметов в качестве орудий, становилось настолько постоянным, привычным, укоренившимся и автоматизированным актом, что древнейшие люди по аналогии и путем подражания "научились приготовлять орудия для целесообразного пользования ими". При этом необходимо учесть здесь два важных, отмеченных еще Л.Нуаре, обстоятельства: "1) Примитивный инструмент служил для дополнения, воспособления и усиления физиологической деятельности, в которой он как бы бессознательно вовлекался. 2) Органическое преобразование, видоизменение, увеличение ловкости и силы производительного инструмента, т.е. человеческой руки, стало возможно лишь путем беспрестанного упражнения и медленного развития"14.

Далее, говоря о случайном характере  техники на этапе ее зарождения, следует иметь в виду и то, что  изобретение новых средств (естественно, после того, как древнейшие люди научились изготавливать орудия) происходило не преднамеренно, а  чисто случайно. Древнейший человек, работая методом "проб и ошибок", случайно наталкивался на нужное решение и поэтому можно сказать, что новое средство, скорее, само "находило" человека, чем он - его.

Необходимо отметить и то обстоятельство, что на первом историческом этапе формирования и развития техники арсенал технических средств был весьма скромным, а набор операций (умений и навыков) по их изготовлению и применению был весьма простым и элементарным. В виду этого умением не только использовать, но и изготавливать эти простые и примитивные орудия фактически обладали все взрослые члены первобытного человеческого коллектива. "Простота и скудность первобытной техники приводят к тому, - отмечает Х.Ортега-и-Гассет, - что связанные с ней действия могут выполняться всеми членами общины, т.е. все разводят огонь, мастерят луки, стрелы и т.д. Техника не выделяется из всевозможных занятий… Единственное разделение, происходящее на довольно ранней стадии, состоит в том, что мужчины предаются одним техническим занятиям, а женщины - другим…"15. Следовательно, можно сказать, что исторически первое разделение "технического" труда (а, впрочем, и труда вообще) имело скорее естественное, чем социальное происхождение, т.е. своим непосредственным основанием оно имело именно естественные различия между мужчиной и женщиной.

Информация о работе Техника и исторические этапы ее развития