Техника и исторические этапы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:48, контрольная работа

Описание

Данная тема является особенно актуальной в наше время, так как, несмотря на то, что техника так же стара, как само человечество, ее философский образ стал объектом специального и глубокого анализа лишь сравнительно недавно. На сегодняшний день имеется довольно-таки большой спектр мнений и точек зрения по поводу существа техники и ее конкретного места в системе человеческой культуры. И, тем не менее, нет никаких сомнений в том, что она стала важнейшим элементом современной цивилизации, которая поэтому нередко характеризуется не иначе как техническая или техногенная.

Содержание

Введение 3
1. Понятие «техника» 4
2. Этапы развития 8
Заключение 21
Список использованных источников 22

Работа состоит из  1 файл

Техника и исторические этапы ее развития.doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)

Все это говорит о том, что  на исходном этапе существования  техники человек еще не осознавал  себя в качестве субъекта своей собственной  деятельности, а, следовательно, и в  качестве творца техники. И, в самом  деле, дикарь, как известно, не выделяет себя из окружающей его действительности, он не противопоставляет себя природе, а, наоборот, его сознание как бы еще "слито" с миром. Он, как говорил Х.Ортега-и-Гассет, "еще не ощущает себя как homo faber", поэтому техника противостоит ему как природа.

Следует особо подчеркнуть и  тот факт, что на первом историческом этапе существования техники, где  в процессе изобретения нового орудия безраздельно господствовал случай, темпы ее развития были крайне низкими. Именно поэтому этап зарождения и становления техники был самым длительным и продолжался, по-видимому, сотнями тысячелетий. Он охватывал собой весь доисторический период существования человечества и завершился только с появления древних цивилизаций в Месопотамии, Египте, Индии и Китае, где впервые начинает складываться новый этап в историческом развитии техники - этап так называемой ремесленной техники.

На втором историческом этапе развития техники технические изделия  становятся сравнительно многочисленными  и намного разнообразнее, а технология их изготовления - достаточно сложной. Именно поэтому уже не всякий человек может, как это было раньше, сам изготавливать необходимые для своей работы орудия. Более того, само использование некоторых особенно сложных орудий требует теперь соответствующей, более или менее серьезной, подготовки. Еще более серьезной подготовки и длительной выучки требует теперь занятие собственно ремеслом, т.е. изготовлением самих орудий и производством утвари и услуг.

Следовательно, можно определенно  сказать, что развитие техники шло по пути дифференциации и узкой специализации технической деятельности, которые привели к образованию отдельной социальной прослойки, специально занимающейся этой деятельностью - прослойки ремесленников. Ремесленник, как справедливо заметил Х.Ортега-и-Гассет, соединяет в себе и техника, и рабочего. Он не только проектирует, т.е. идеально создает проект своей деятельности, но и сам осуществляет его, превращая его в реальность.

В связи с этим стоит одна из важнейших особенностей ремесла, отличающая его от других, более развитых форм технической деятельности, и заключающаяся в том, что при нем орудие труда еще выступает простым дополнением или придатком к человеку, который поэтому продолжает оставаться главным действующим лицом или "движущей силой" (К.Маркс) всего процесса. Данное отношение "человек - орудие" коренным образом изменится только впоследствии, при так называемой машинной технике.

Другое существенное отличие ремесла как формы  технической деятельности состоит  в том, что оно основывается не на науке, не на теоретическом расчете, а на традиционных знаниях, на передаваемых от поколения к поколению (от отца к сыну и т.д.) практических навыках и умениях. Это значит, что ремеслом можно было овладевать только эмпирическим путем, и именно поэтому оно и оставалось во власти традиции. Данное обстоятельство наложило сильные ограничения на всю изобретательскую деятельность. И, в самом деле, изобретение или техническое открытие на протяжении всего второго исторического этапа существования и развития техники оставалось редким событием и носило, как правило, тот же случайный непреднамеренный характер. Оно, как и прежде, осуществлялось главным образом методом "проб и ошибок", что, несомненно, явилось одной из причин низких темпов технического прогресса на этапе ремесленной техники. И хотя эти темпы существенно увеличились по сравнению с темпами развития "техники случая", но, тем не менее, они оставались настолько медленными, что второй исторический этап в развитии техники продолжался тысячелетия и в историческом плане завершился лишь с наступлением эпохи Возрождения, а еще точнее - с началом эпохи Нового времени в Европе. Следовательно, только с наступлением Нового времени ремесленная техника исторически исчерпывает свои возможности и уступает место новому этапу в развитии техники - машинной технике.

В основе машинной техники лежит инженерная деятельность, которая, как более развитая форма  технической деятельности, ориентируется  на науку, на теоретическое и прикладное естествознание. Вот, собственно, почему она как историческая альтернатива ремесленной технике, в принципе, не могла сложиться раньше, чем начало формироваться и свободно развиваться естествознание. Тем более, что инженерная деятельность, как впрочем, и естествознание, были вызваны к жизни, в конечном итоге, именно потребностями в развитии производительных сил, которые общество стало особо остро испытывать в Новое время вместе с завершением эпохи первоначального накопления капитала и началом эпохи буржуазных революций в странах Западной Европы.

Вместе с тем  не следует, однако, забывать и того, что инженерная деятельность не могла  появиться из "вакуума" и что  она, как любое другое явление, должна была иметь свою предысторию. Поэтому "ростки" этой деятельности, ее исторические образы или, точнее, прообразы, можно найти не только в эпохе Возрождения, но и в античности. Правда, эти прообразы оставались тогда лишь чем-то эпизодическим, нетипичным, случайно существующим на фоне безраздельного господства ремесленной деятельности. Именно так следует, как нам представляется, оценивать, например, техническую мысль и вообще техническую деятельность Архимеда (ок. 287-212 до н.э.). Как повествуют исторические источники, он прославился, в частности, своими хитроумными техническими решениями и изобретениями при обороне осажденных римлянами родных Сиракуз. Именно благодаря использованию этих решений и изобретений и их практическому воплощению в оборонительных сооружениях и метательных машинах город смог оказать достойное сопротивление неприятелю. А поскольку "Архимед идеальнейшим образом сочетает технические дарования с практическими"16 и большинство своих технических проектов производит на основе точных математических и механических расчетов, постольку его деятельность в этом плане, несомненно, можно охарактеризовать как инженерную. Однако сам Архимед не считал себя техником или инженером в современном понимании этих слов. Он, наоборот, презрительно смотрел на то, что мы называли бы сегодня инженерным делом, как, впрочем, и на всякое другое практическое занятие, считая его грубым и недостойным свободных мужей. "Сам Архимед, - свидетельствует Плутарх, - считал сооружения машин занятием, не заслуживающим ни трудов, ни внимания; большинство их появилось на свет как бы попутно, в виде забав геометров…". Поэтому о вещах, приносивших ему славу, Архимед "не пожелал написать ничего…, считая сооружение машин и вообще всякое искусство, сопричастное повседневным нуждам, низменным и грубым…"17. Причина столь нелестного отношения к практической деятельности и ее негативной оценки заключается в том, что она, якобы, не имеет никакого отношения к мудрости и поиску истины, которые превыше всего ставились античными мыслителями. "… Из наук считается мудростью та, - подчеркивал Аристотель, - которая избирается ради нее самой и в целях познания, а не та, которая привлекает из-за ее последствий…"18. Дело в том, что только целью первой, а стало быть, теоретического знания, является истина, тогда как целью второй, т.е. деятельности практической, оказывается лишь дело.

Традиция столь резкого противопоставления теоретической деятельности, деятельности практической оказалась настолько сильной и живучей, что отход от нее в научно-познавательном творчестве всерьез наметился только в эпохе Возрождения, хотя в концептуальном плане она впредь сохраняет свою силу в идеалистической философии. Нет, конечно, сомнений в том, что с формированием протестантизма в качестве одного из основных течений в христианстве отношение к физическому труду в Европе начинает постепенно меняться. Однако, несмотря на это, указанная традиция продолжала все же действовать в виде сохранившего свое значение вплоть до ХVII столетия противопоставления так называемых семи "механических искусств" ("artes mechanical) семи "свободным искусствам" ("artes lebirales"). Дело в том, что к "механическим искусствам" относили земледелие (agriculturia), охоту (venatio), мореходство (navigatio), ткацкое дело (textura), оружейное дело (armatoria), врачевание (medicina), театральное искусство (spectaculum), т.е. главным образом различные виды практической, технической деятельности, тогда как к "свободным искусствам" причисляли только так называемые "тривиум" (грамматику, диалектику и риторику, среди которых ведущее место принадлежит диалектике как искусству мышления, т.е. логике) и "квадривиум" (геометрию, арифметику, астрономию и музыку, среди которых определяющее место отводилось математике), которые, по сути дела, отождествлялись с науками, теоретическими знаниями и теоретической деятельностью вообще.

Первую серьезную  попытку преодоления традиции, резко противопоставляющей теоретическую деятельность деятельности практической в эпохе Возрождения, мы находим в творчестве одного из самых выдающихся умов Возрождения - Леонардо да Винчи (1452-1519), который в своей научной деятельности полностью реабилитировал опытное познание, практику вообще. "Мои предметы, - говорил он, - родились из простого и чистого опыта, который есть истинный учитель…"19. Дело в том, что именно опыт является источником достоверного знания, лишь он "не ошибается, а ошибаются только суждения наши". Вот, собственно, почему те науки, "которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности", объявляются Леонардом да Винчи пустыми и полными ошибок20. Однако все это не означает, что он был сторонником одностороннего, абстрактного, иначе говоря, плоского эмпиризма. Как раз наоборот, признавая исключительную важность практической деятельности, он, все же, полагал, что практика без надлежащего основания (знания) слепа и похожа на кормчего, ступившего "на корабль без компаса и руля"21. Следовательно, только в единстве с теорией (наукой) практика становится действенной и плодотворной или, как фигурально выражается Леонардо да Винчи, "наука - капитан, а практика - солдаты".

Именно гармоническое сочетание  Леонардом да Винчи в своем  творчестве обоих аспектов деятельности - теоретического и практического - позволило ему стать не просто замечательным ученым, но и блестящим изобретателем. В своей многогранной творческой деятельности он не только предвосхитил целый ряд важнейших научных идей, получивших свое воплощение в дальнейшем развитии научного познания, но и разработал многочисленные технические проекты в гидротехнике, военном искусстве, судоходстве и других сферах. Однако много результатов своих научно-технических исследований и расчетов Леонардо да Винчи не решился опубликовать, оставляя их не просто в рукописном виде, но и написанными к тому же в обратном (зеркальном) порядке. Он намеренно пошел на такую меру, по-видимому, опасаясь, как бы злой человеческий гений не воспользовался его различными изобретениями и практически применял их во вред человеку и роду людскому, тем более что люди, по его мнению, изначально обладают злой природой.22

Следовательно, многим научно-техническим  достижениям Леонардо да Винчи суждено  было оставаться неизвестными его современникам  и ряду последующих поколений, пока они не получили широкую огласку  после их опубликования. Не исключено, что именно данное обстоятельство служило одной из причин того, почему начало нового естествознания (и науки вообще) стало ассоциироваться только с именем Галилео Галилея, который, по сути дела, продолжил путь, проложенный в научном познании Леонардом да Винчи.

Для научно-исследовательского метода Г.Галилея (1564-1642), как и для его  творчества в целом, также характерно органическое сочетание (синтез) теории и практики. В методологическом плане  он развивает дальше эмпирический метод, разработанный, в частности, основоположником итальянской натурфилософии - Бернардино Телезио (1508-1588) в противовес аксиоматическому методу аристотелевской натурфилософии (физики). Под данный метод Г.Галилей стремился подвести математическое основание. Не отвергая, а, наоборот, признавая всю важность аксиоматической составляющей научного метода, он, тем не менее, считал, что аксиомы должны, в конечном счете, опираться на чувственный опыт и привести путем математических преобразований к разработке гипотез, которые, в свою очередь, должны также проверяться тем же чувственным опытом. Следовательно, путь научного познания не просто начинается опытом, но и завершается им же. При этом сам опыт понимался Г.Галилеем сугубо механически, поскольку он его, в конечном итоге, сводил к механическому движению и математическим соотношениям. "Никогда не стану от внешних тел требовать что-либо иное, - говорил Г.Галилей, - чем величина, фигуры, количество и более или менее быстрые движения"23.

И, тем не менее, именно благодаря  своему экспериментальному методу Г.Галилией смог не только заложить основы экспериментального естествознания, но и фактически положить начало инженерного дела. Он своими экспериментами и тонкими теоретическими расчетами не только однозначно показал полную несостоятельность остававшихся до тех пор незыблемыми положений аристотелевской динамики, но точно описал траекторию движения тел по наклонной плоскости, разработал теорию математического маятника, построил теорию свободного падения тел, установил законы инерции, сформировав классический принцип относительности, вывел соответствующую ему группу преобразования и т.д. С другой стороны, развивая дальше традицию применения строгих теоретических расчетов для решения практических технических задач, он делает существенный шаг по пути формирования нового типа знания - научно-технического знания.

С философской точки зрения опытное  знание, как и вся практическая деятельность человека в целом, были реабилитированы современником  Г.Галилея, одним из основоположников философии Нового времени, английским философом Френсисом Бэконом (1561-1626). Ф.Бэкон считал природу объектом познания, ее исследование - задачей познания, а господство человека над ней - целью познания. В качестве истинного метода познания, а, следовательно, и кратчайшего пути, ведущего к истине, он в своем основном философском труде "Новый органон" (1620) провозглашает индукцию и в связи с этим детально разрабатывает экспериментально-индуктивную методологию научного познания. Дело в том, что человек, согласно его точки зрения, не может непосредственно контактировать и взаимодействовать с природой иначе, как через свои органы чувств и при помощи своей чувственной деятельности, в результате которой он формирует и накапливает свой чувственный опыт. Вот, собственно, почему этот опыт и объявляется Ф.Бэконом конечным источником всякого знания, а потому наука должна быть, прежде всего, опытной наукой. Но это отнюдь не значит, что наука должна полностью отказаться от дедуктивного метода. Как раз наоборот, наука, представляющая собой рациональную переработку данных чувственного опыта, непременно должна апеллировать к силлогизму и оперировать им. Однако не следует забывать при этом, что силлогизмом можно безопасно пользоваться только после того, как первые исходные аксиомы были непосредственно выведены из опыта посредством истинной индукции.

В свете сказанного становится понятным, почему Ф.Бэкон выступал за союз созерцания и деятельности и настоятельно требовал, чтобы "теория (contemplatio) и практика соединялись более прочными узами, чем до сих пор". Он был твердо уверен в том, что только такой союз и такое соединение могут содействовать реальной реализации цели науки, заключающейся "в обогащении человеческой жизни действительными открытиями" и таким образом обратить теорию в активное средство для установления власти человека над природой. Следовательно, без познания законов природы, а, стало быть, и без подчинения этим законам человек не в состоянии побеждать ее и властвовать над ней. "Знание и могущество человека совпадают, - отмечает Ф.Бэкон, - ибо незнание причин затрудняет действие. Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии представляется правилом". В деле господства над природой решающее место он отводил изобретениям, т.е. техническим открытиям и их практическому применению. Так, например, он считал, что те три великие открытия, которые не были известны древним, а именно: искусство печатания, применение пороха и мореходная игла "изменили облик и состояние всего мира, во-первых, в деле просвещения, во-вторых, в делах военных, в-третьих, в мореплавании. Отсюда последовали бесчисленные изменения вещей, так что никакая власть, никакое учение, никакая звезда не смогли произвести больше действие и как бы влияние на человеческие дела, чем эти механические изобретения"24. Поэтому неудивительно, что общество в "Новой Атлантиде", целью которого "является познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природою, покуда все не станет для него возможным", управление которым принадлежит "Дому Соломона", т.е. сообществу мудрецов, рассматривается Ф.Бэконом не иначе, как высокоразвитая в техническом отношении структура. В связи с этим необходимо заметить, что, начиная именно с "Новой Атлантиды" Ф.Бэкона, высокий уровень развития техники становится неотъемлемым признаком почти всех предлагаемых впоследствии социально-утопических проектов.

Информация о работе Техника и исторические этапы ее развития