Имидж журналиста как фактор конкурентоспособности СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 19:18, курсовая работа

Описание

Эффективность телевизионного общения с массовой аудиторией определяется личностным имиджем телеведущих. На заре вещания, когда телевидение только начинало готовить своих собственных профессиональных творческих работников, возник вопрос о том, кто имеет право обращаться к аудитории от своего имени, ведь зрители сознательно или бессознательно отождествляют и персонифицируют воспринимаемую с телеэкрана информацию с тем человеком, который её передает.

Содержание

Введение
1. Теоретические и методологические аспекты конкурентоспособности средств массовой информации (СМИ)
1.1. Маркетинг как методологический базис конкурентоспособности СМИ
1.2. Конкурентоспособность СМИ и условия ее обеспечения
2. Имидж журналиста как фактор конкурентоспособности СМИ
2.1. Параметры построения имиджа журналиста
2.2. Технология формирования имиджа журналиста
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Имиджелогия курсовая (1) Шагдарова.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

     Если  это освоенные заимствования  или интернационализмы, они выглядят вполне безобидно и никакой дополнительной нагрузки не несут. Если же неосвоенные  заимствования - их избыточность без  должных пояснений делает произносимую тележурналистом речь непонятной, неинтересной, «забитой» для восприятия и даже занудной. По-моему мнению, этим порой грешила речь тележурналиста Евгения Киселева, который любил давать политическую и банковскую терминологию без должных объяснений. Кстати, как мне кажется, прозападный характер киселевского имиджа также обеспечивался заимствованиями. В данном случае, это любовь к варваризмам и экзотизмам. Излюбленные словечки Евгения Киселева: хэппи-энд, шоу, тет-а-тет и др.

     Рассмотрим  в качестве примера коммуникативный  имидж ведущего Глеба Павловского на уровне заимствований. Можно предположить, что использование демонстрирует информативность передаваемых сообщений, носит позитивный характер. Оно оригинально по способу передачи. Заимствованная лексика в речи Глеба Павловского также проявляет силу его коммуникативной позиции, а кроме того − оригинальность в способах представления информации и открытость самовыражения. Единственный недостаток здесь состоит в том, что заимствования создают дистантные (холодные) отношения между телезрителями и тележурналистом. Возможно, что холодность отношений с аудиторией определяется и характером заимствований, поскольку, повторюсь, зачастую Павловский использует иноязычную лексику, неизвестную общему кругу зрителей и, мало того, не всегда соизволяет ее пояснить.

     Синтаксический  подуровень. Попытаемся выявить тенденцию, демонстрирующую как формируется  имидж тележурналиста на уровне синтаксиса. Итак, в сфере нашего внимания оказываются  предложения и их конструкции. По моему предположению, структура  предложений и цель высказывания также являются проявлением коммуникативного имиджа тележурналиста.

     Простые предложения. Использование тележурналистом  односоставных или двусоставных простых предложений должно зависеть от контекста речи. Так, односоставные  конструкции следует выбирать для: 1) придания высказыванию назидательности; 2) акцентировании внимания на действии; 3) создания атмосферы сопричастности автора к действию; 4) эмоциональности. Двусоставные предложения необходимы для: 1) придания высказыванию афористичности; 2) для указания на производящего действие; 3) объективности. Итак, для того, чтобы журналист выглядел в глазах зрительской аудитории эмоциональным и знающим предмет разговора, ему необходимо использовать в речи больше простых предложений с односоставной конструкцией. Для придания образу объективности и значимости следует больше пользоваться двусоставными предложениями.

     Употребление  распространенных и нераспространенных предложений также влияет на имидж  телеведущего. Так, журналист, предпочитающий использовать нераспространенные простые предложения, характеризуется зрителями как «резкий, прямой, эмоциональный». Журналист, использующий в речи распространенные предложения, оценивается аудиторией как «общительный, знающий» и даже «добрый».

     Таким образом, тележурналисты-ведущие информационных программ предпочитают пользоваться двусоставными распространенными предложениями. Эти предложения придают речи такие особенности и качества, как информативность, позитивность, стандартность. Телеведущие аналитических программ склонны к употреблению и односоставных и двусоставных нераспространенных предложений. Это придает текстам необходимую экспрессивности и оригинальность.

     Итак, тележурналисты - любители простых  предложений проявляют такие  параметры своего коммуникативного имиджа, как сила\слабость позиции, контактность отношений.

     Сложные предложения. Использование журналистами в своей практике сложных предложений  зависит не только от контекста, но и от умения компактно выражать свою мысль. Нередко «навороченные» конструкции трудны для восприятия так называемого «среднего» зрителя. Они рассчитаны на более «образованную» аудиторию. Пример тому - аналитическая программа «Воскресный вечер» с Владимиром Соловьевым (НТВ). По результатам проведенных опросов, «содержание информационного потока требует дополнительного аналитического осмысления со стороны аудитории». Как мне кажется, это относится именно к привязанности ведущего «Вечера» к сложным предложениям (в равной степени, как к сложносочиненным, так и к сложноподчиненным конструкциям).

     Другой  любитель сложных предложений - Николай  Сванидзе, которого так же, как и  Соловьева, именуют «интеллигентом», правда «демократическим». По моему  мнению, именно частота пользования  предложений со сложными конструкциями  привела к тому, что Сванидзе считается представителем «занудной» журналистики.

     Итак, тележурналисты - «любители» сложных  предложений и синтаксических конструкций  проявляют такие параметры своего коммуникативного имиджа, как (по интенции обращения) сила/слабость позиции, однозначная дистантность в отношениях, динамичность/статичность. Остальные параметры зависят от лексического наполнения этих синтаксических конструкций.

     Рассмотрим  далее предложения по цели высказывания. Доминирующее употребление повествовательных  предложений характеризует тележурналиста как человека «уверенного в том, что он говорит», «уверенного в себе», «самодостаточного». Это определяет следующие параметры коммуникативного имиджа по интенции обращения и выражения: сильная позиция, дистантность отношений, статичность эволюции, открытость самовыражения.

     Использование вопросительных конструкций говорит  о том, что телеперсонаж пытается создать иллюзию беседы. Но изобилие вопросов приводит к тому, что в  глазах зрителя журналист видится  «неуверенным в себе», «незнающим», «непрофессиональным». Здесь стоит упомянуть о риторических вопросах, которыми любят оперировать почти все теле ведущие аналитических передач. В малом количестве и умело использованный этот прием интересен для зрителя, интригует его. На деле на сегодняшнем российском экране наблюдается жестокая эксплуатация риторических вопросов, что становится не только неинтересным, но и даже надоедливым приемом. Леонтьев, Соловьев, Флярковский, Сванидзе. Список «эксплутаторов» можно было бы еще достаточно долго продолжать. Параметры коммуникативного имиджа на уровне вопросительных конструкций выглядят так (опять-таки по интенциям обращения и выражения): сила или слабость позиции, контактные отношения с аудиторией, динамичность, открытость самовыражения.

     И последний вид целевых предложений - побудительные. Эти предложения придают речи несомненную контактность и динамичность в отношениях со зрителем. Восклицательные предложения. В духе советских агитаторов восклицает Николай Сванидзе, восхищаясь духовными и другими качествами кремлевских руководителей. Подобная политика и привела к тому, что в народе Сванидзе зовется «кремлевским подпевалой» и его рейтинг не высок. Здесь на уровне восклицаний налицо такие коммуникативные параметры как слабость позиции, дистантность, статичность и даже закрытость, причем это вывод телезрителей, которые именно так определяют «любителей восклицаний».

     Итак, для того, что сформировать удачный  имидж в глазах телезрителей, тележурналисту - аналитику необходимо умеренно использовать в своей речи вопросительные и восклицательные предложения, делая упор на повествование. Для тележурналиста - информационщика вполне возможно чистое повествование (т.е. употребление только повествовательных предложений).

     Подведем  итоги. Что же такое имидж тележурналиста и каковы его особенности? Это хорошо (или плохо) спрогнозированный и выработанный тележурналистом (или его командой) образ, используемый как метод управления зрительским восприятием (впечатлением). Имидж телеперсонажа можно представить в виде набора интенционных характеристик коммуникативного имиджа, которые можно измерить. Проанализировав эти данные, можно понять, в каком направлении стоит его менять, выработать технологию реализации имиджа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

       Информационный продукт тоже является товаром и поэтому маркетинговая деятельость СМИ также направлена на выявление потребностей и нужд телезрителей. Особенность маркетинга СМИ в его диалектичности, то есть телекомпании должны постоянно учитывать интересы двух важнейших для нее групп: рекламодателей и зрителей, которые противоречат друг другу.

       Конкуренция – важнейшая характеристика  современного информационного рынка.  СМИ конкурируют за время и  деньги аудитории. Чтобы претендовать  на их необходимо учесть каждое  из условий конкурентоспособности СМИ:

    • учредитель
    • рекламная политика
    • формат
    • дизайн
    • тематика
    • периодичность
    • условия распространения
    • оборудование
    • журналистский состав

       Итак, говоря о современных печатных СМИ, мы констатируем факт: они не могут сегодня развиваться, не используя законы экономики, основным из которых является закон о конкурентоспособности. И очень важным фактором продвижения СМИ на рынке является имидж тех журналистов, которые вступают в коммуникацию со зрителем, ведь успех у зрителей той или иной программы во многом определяется симпатией к телеведущему.

     Имидж необходим прежде всего человеку, который собирается участвовать  в коммуникативных актах. Причем не в бытовом общении, а в коммуникации, необходимой для управления некими процессами в общественной жизни. Что и является работой журналиста. Поэтому имидж можно трактовать как «коммуникативную единицу, идеально соответствующую требованиям коммуникативного пространства».

            Так как 55% того впечатления, которое мы производим на других людей, определяется тем, что они видят, немаловажное значение в построении имиджа тележурналиста играет его внешний вид. Но если взять во внимание специфику его деятельности, можно сказать что главным фактором является его речь

     Поэтому здесь необходимо выделить несколько важных аспектов, подлежащих обязательному рассмотрению и существенных для формирования лингвистического имиджа журналиста:

     1) значение активно используемых слов

     2) окраска слов

     3) происхождение слов.

     Таким образом имидж журналиста - это  спрогнозированный и выработанный тележурналистом (или его командой) образ, используемый как метод управления зрительским восприятием (впечатлением). Имидж телеперсонажа можно представить в виде набора интенционных характеристик коммуникативного имиджа, которые можно измерить. Проанализировав эти данные, можно понять, в каком направлении стоит его менять, выработать технологию реализации имиджа.

     Подводя итоги можно сказать, что имидж  – важный фактор конкурентоспособности  средств массовой информации. Ведь созданный посредством имиджей журналистов такой нематериальный актив как репутация СМИ имеет огромное значение для его продвижения на информационном рынке. 
 

Список  использованной литературы:

  1. Секерин В.Д. «Маркетинг». Учебно-практическое пособие.
  2. Евменов А.Д., Смирнов А.Ю. «Экономика и маркетинг телекомпаний». Учебное пособие.
  3. «Проблемы телевидения». – М.: «Искусство».
  4. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В., Автухова Е.Э. «Современный маркетинг».
  5. Я. В. Багдадян Условия обеспечения конкурентоспособности печатных СМИ
  6. Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации. М., 1999.
  7. PR-технологии в информационном обществе. Материалы всероссийской научно – практической конференции. М.: Издательство Политехнического университета.
  8. Зверинцев А.Б. Формирование имиджа. Коммуникационный менеджмент. СПб., 1997
  9. Шепель В. М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М., 2002.
  10. Бадмаев Б. Ц., Малышев А. А. Психология обучения речевому мастерству. – М.: Гуманит. ВЛАДОС, 1999
  11. Гуревич П. С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. - М.: Искусство,1991
  12. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я. Молчанова Ю.В.. Психология телевизионной коммуникации. М., 2000.
  13. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа. – М.: Аспект Пресс,2002
  14. Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. Киев 1998.
  15. Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М.: Культура и спорт,1997

Информация о работе Имидж журналиста как фактор конкурентоспособности СМИ