СМК организации, как фактор ее конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:52, курсовая работа

Описание

Качество - важнейшая характеристика, обеспечивающая конкурентоспособность продукции и организации в целом. Если ранее главным показателем в конкуренции товаров была цена, а затем уже качество, то теперь качество становится главным фактором завоевания международных рынков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 СМК организации, как фактор ее конкурентоспособности…………...4
2 Проблема качества продукции на современном этапе развития
производства………………………………………………………………12
Заключение ……………………………………………………………….19
Список используемых источников и литературы………………………20

Работа состоит из  1 файл

Качество продукции и услуг на предприятии.docx

— 38.07 Кб (Скачать документ)

     министерство  образования и  науки российской федерации

     федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Российский  государственный  торгово-экономический  университет»

     челябинский институт (филиал)

     кафедра товароведения и экспертизы товаров 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

     по  дисциплине «Качество продукции  и 

     услуг на предприятии» 
 
 

 
 
 
 
 
 
Выполнил:  студент 3 курса 

специальности «Экономика и управление на предприятии

(туризма и  гостиничного хозяйства)» на базе  ССО

заочной формы  обучения                    _________________________________________     А.И.Власова

 Проверил:  преподаватель        __________________________________________   Н.В.Микрюкова 
 
 

Челябинск 2011

     Содержание

     Введение…………………………………………………………………….3

     1 СМК организации, как фактор  ее конкурентоспособности…………...4

     2 Проблема качества продукции  на современном этапе развития                   

     производства………………………………………………………………12

     Заключение  ……………………………………………………………….19

     Список  используемых источников и литературы………………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Качество - важнейшая характеристика, обеспечивающая конкурентоспособность продукции  и организации в целом. Если ранее  главным показателем в конкуренции  товаров была цена, а затем уже  качество, то теперь качество становится главным фактором завоевания международных  рынков.  Повышение конкурентоспособности  предприятий России и стремление выхода на международные рынки сопровождается повышением заинтересованности к внедрению  систем менеджмента качества (СМК) на базе международных стандартов.

     Внедрение СМК позволяет предприятиям получать тендерные преимущества, совершенствовать систему менеджмента, развивать  атмосферу сотрудничества и оптимизировать производственные процессы. В современных  рыночных отношениях международным  стандартам системы менеджмента  качества ИСО серии 9001 принадлежит  особая роль. За время, прошедшее с  момента публикации первых версий этих стандартов, они стали эталонами  организации работы по качеству на предприятиях разных отраслей, средством  укрепления доверия со стороны партнеров  и повышения конкурентоспособности. Система качества – это, с одной  стороны, определенный способ организации  дела на предприятии, гарантирующий  поставку потребителю продукции  и услуг требуемого качества. С  другой стороны – это способ существования  организации, в которой одним  из важнейших аспектов является забота о качестве. Для руководителей  предприятия система качества - это  их уверенность в том, что задачи, которые они ставят перед коллективом, будут выполнены.  Для России разработка и внедрение в организациях СМК  в соответствии с новой версией ISO 9001 имеет особое значение, т.к. наше отставание в вопросах менеджмента качества составляет как минимум 10 лет.   
 
 

     1 СМК организации, как фактор  ее конкурентоспособности

     Рыночная  экономика в качестве одной из важнейших характеристик включает конкуренцию между субъектами и  объектами рынка. Под конкуренцией понимают соперничество между отдельными лицами или хозяйственными единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели на каком-либо поприще.

     С конкуренцией тесно связано и  понятие конкурентоспособности. Конкурентоспособность  – способность выдерживать конкуренцию, противостоять ей. При этом понятие  конкурентоспособности применяют  как к товарам (услугам), так и  к предприятиям, фирмам и другим организациям. Конкурентоспособность  товара — это его относительная  характеристика, которая отражает отличие  данного товара от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами  понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с  приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении  или использовании.

     Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:

  • полезностью (качество, эффект от использования и т.п.);
  • определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.);
  • конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.).

     Параметры конкурентоспособности продукции подразделяются на нормативные (соответствие товара стандартам, техническим условиями, законодательству), технические (технологические свойства товара, определяющие область его применения, надежность, долговечность, мощность и т.д.), экономические (уровень расходов покупателя на приобретение, потребление и утилизацию товара, т.е. цена потребления) и организационные (система скидок, комплектность поставок, сроки и условия поставок и пр.).

     Изучение  конкурентоспособности товаров  важно для предприятий-производителей, поскольку рыночные отношения не позволяют им длительное время занимать устойчивое положение на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовой стратегии только на показатели конкурентоспособности  товара, т.е. не учитывая издержек на его  производство и реализацию. Конкурентоспособность  производителя – это его способность  сохранять и расширять рынки  сбыта за счет целенаправленной деятельности как по отношению к качественным характеристикам продукции, так  и по отношению к производителям-конкурентам. Обеспечению конкурентоспособности  предприятия подчинены все решения, связанные с выходом на новые  рынки сбыта, реорганизацией организационной  структуры, модификацией и освоением  новых видов продукции, изменением объемов ее выпуска, сменой основных производственных фондов, изменением хозяйственных связей и маркетинговой  политикой.

     Категории «конкурентоспособность товара» и  «конкурентоспособность производителя» взаимозависимы. Предприятие не может  быть конкурентоспособным, если его  товар не имеет сбыта. Однако конкурентоспособность товара не решающий фактор в конкурентоспособности предприятия. В ряде случаев конкурентоспособность товара обеспечивается за счет его реализации по демпинговым ценам, не компенсирующим затрат на его производство и сбыт (что при достаточно длительном периоде времени может привести к разорению производителя). 

     Будучи  тесно взаимосвязанными, категории  конкурентоспособности товара и  предприятия имеют и существенные различия:

  • конкурентоспособность продукции оценивается и исследуется во временном интервале, соответствующем жизненному циклу товара, а в основе исследования конкурентоспособности предприятия лежит более длительный отрезок времени, соответствующий периоду функционирования предприятия;
  • конкурентоспособность продукции рассматривается применительно к каждому ее виду, а конкурентоспособность предприятия охватывает всю изменяющуюся номенклатуру выпускаемой продукции и его производственно-технический потенциал;
  • анализ уровня конкурентоспособности предприятия осуществляется им самим, а оценка конкурентоспособности товара – прерогатива потребителя.

     По  своей структуре конкурентоспособность  предприятия значительно сложнее  конкурентоспособности продукции, поскольку объект ее приложения –  вся производственно-экономическая  деятельность предприятия.

     Конкурентоспособность предприятия определяется действием  комплекса факторов внешней и  внутренней среды его жизнедеятельности. К факторам внешней среды могут быть отнесены:

  • уровень государственного регулирования и развития экономики страны обитания (налогообложение, кредитно-финансовая и банковская система, законодательное обеспечение бизнеса, система внешнеэкономических связей и т.д.);
  • система коммуникаций;
  • организация входных материальных потоков;
  • факторы, определяющие потребление продукции (емкость рынка, требования потребителя к качеству продукции и т.д.);

     Факторы внутренней среды предприятия характеризуют  следующие внутрипроизводственные показатели:

  • технический уровень производства (состояние и уровень использования производственных мощностей);
  • технология;
  • организация производства и управления;
  • система формирования спроса и стимулирования и т.д.

     Возможности воздействия предприятия на факторы  окружающей среды ограничены, поскольку  они действуют объективно по отношению  к предприятию. Реальные и непосредственные возможности регулирования конкурентоспособности  предприятия относятся к сфере  факторов внутренней среды, однако воздействовать на эти факторы предприятие может  с разной интенсивностью. Серьезных  капиталовложений и длительного  времени окупаемости требуют  изменения технико-технологических  условий работы предприятия. Наиболее мобильными и поддающимися эффективному регулированию без существенных капиталовложений являются факторы  организации управления производственно-сбытовой деятельностью, и именно в этой сфере  находятся реальные пути повышения  конкурентоспособности предприятия. Решающим рычагом при этом является внедренная предприятием система менеджмента  качества продукции.

     Конкурентоспособность предприятия может оцениваться  путем сопоставления конкретных позиций нескольких предприятий  на одном и том же рынке по таким  параметрам, как: способность к адаптации  в изменяющихся условиях конкуренции, технология, разрешающая способность  оборудования, знания и практический опыт персонала, система управления, маркетинговая политика, имидж и  коммуникации. Речь идет о комплексе  интеллектуальных, технико-технологических  и организационно-экономических  характеристик, определяющих успех  предприятия на рынке. 

     Проблема  СМК и повышения конкурентоспособности становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и к проблеме СМК, а также к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах:

  • сосредоточении усилий широкого круга компаний на налаживании производства продукции конкурентоспособной по своим характеристикам;
  • изучении опыта западных компаний, которые поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам отечественную, с целью возможного его использования на своем предприятии;
  • активизации деятельности по разработке и внедрению СМК продукции, отвечающих требованиям международных стандартов (в экономически развитых странах эти системы являются не только источником получения конкурентных преимуществ, но и обязательной инфраструктурной основой для эффективного взаимодействия компаний в условиях стремительно углубляющегося разделения труда);
  • постепенном осознании российскими менеджерами необходимости освоения новой философии качества и на ее основе формировании в компаниях принципиально новой для отечественной практики организационной культуры.

     Решение проблемы качества – неотъемлемый элемент стратегии развития современных  компаний, поэтому начинать внедрение СМК продукции следует с определения места этой системы в общей стратегии компании.

     Поскольку деятельность по формированию СМК продукции путем реализации международных стандартов и принципов TQM (всеобщего управления качеством) ориентируется на повышение качества и конкурентоспособности продукции (услуг) компании, то все процессы, связанные с этой деятельностью, следует начинать с анализа потребностей и ожиданий потребителей этой продукции (услуг). Поэтому компания прежде всего должна определить маркетинговую стратегию, которая будет отражать интересы и особенности потребителей и характер конкурентных преимуществ ее продукции (услуг), за счет которых она рассчитывает добиться успеха.

Информация о работе СМК организации, как фактор ее конкурентоспособности