СМК организации, как фактор ее конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:52, курсовая работа

Описание

Качество - важнейшая характеристика, обеспечивающая конкурентоспособность продукции и организации в целом. Если ранее главным показателем в конкуренции товаров была цена, а затем уже качество, то теперь качество становится главным фактором завоевания международных рынков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 СМК организации, как фактор ее конкурентоспособности…………...4
2 Проблема качества продукции на современном этапе развития
производства………………………………………………………………12
Заключение ……………………………………………………………….19
Список используемых источников и литературы………………………20

Работа состоит из  1 файл

Качество продукции и услуг на предприятии.docx

— 38.07 Кб (Скачать документ)

     В соответствии с маркетинговой стратегией должны развиваться активы компании и ее технологический потенциал, поэтому необходима стратегия технического развития.

     Качество  продукции и ее конкурентоспособность  существенно зависят от качества и режима поставок материалов и комплектующих, следовательно необходима стратегия взаимодействия компании с их поставщиками.

     Создание  и практическое использование СМК продукции зависит от людей, их квалификации и способности постоянно учиться и совершенствовать свои знания и умение, от их реального вовлечения в деятельность для решения проблемы качества. Это обусловливает необходимость стратегии эффективного управления персоналом.

     Для планирования мероприятий по улучшению  качества и устранению причин производства некачественных продуктов (услуг), выделение  средств и людей для осуществления  улучшений необходимы анализ и оценка затрат, связанных с качеством, и  эффекта от улучшений, поэтому неотъемлемой составляющей стратегии компании является система прозрачного бухгалтерского и управленческого учета в  рамках СМК продукции.

     При формировании стратегии компании особое внимание следует уделять определению  и развитию стержневой компетентности, т.е. тому комплексу взаимосвязанных  ресурсов и внутренних возможностей компании, которые обеспечивают ее стратегическую конкурентоспособность, достижение устойчивых конкурентных преимуществ  перед соперниками на рынке.

     Формирование  общей стратегии и комплекса  функциональных стратегий компании предполагает не только разработку системы  стратегических планов, но и формирование у руководителей и ведущих  специалистов общего стратегического  мышления – скоординированного подхода  к долгосрочным перспективам компании и принятию оперативных решений  с ориентацией на них. Этого можно  добиться, вовлекая в формирование стратегии более широкий круг людей, т.е. формируя соответствующую  организационную культуру.

     Стратегия качества (СК) должна рассматриваться  как одна из важнейших функциональных стратегий и разрабатываться  в виде неотъемлемой части общей  стратегии компании, поэтому руководство  компании, принимая решение о разработке и внедрении СК, должно задумываться о формировании всего комплекса  стратегических компонентов.

     Ситуация, с которой сталкиваются отечественные  предприятия, ставшие на путь системного решения проблемы качества, радикально отличается от той, которая характерна для американских и западноевропейских компаний, когда они начали осваивать  стандарты ИСО серии 9000 и принципы TQM. Регулярный менеджмент для зарубежных компаний естественный элемент их организационной  культуры, а прозрачность деятельности — компонент, необходимый для  успешных операций на рынке капитала и доверительных отношений с  партнерами по бизнесу. Что же касается ориентации на удовлетворение потребностей потребителей, то это привычный для  зарубежных компаний курс, обязательный для успешных операций на конкурентных рынках. Таким образом, формирование и реализация в деятельности зарубежных компаний стратегии качества лишь затрагивает  остальные элементы регулярного  менеджмента, не предполагая необходимости  их существенной перестройки. Главная  же проблема, с которой сталкиваются отечественные компании, разрабатывающие  СМК продукции, — это необходимость перестройки различных аспектов деятельности компании и связанное с этим изменение организационной культуры компании, психологии менеджеров и исполнителей.

     Если  в отечественных компаниях цель создания СМК продукции свести только к ее сертификации по стандартам ИСО серии 9000, то результат будет весьма ограниченным, если не провальным. Формальное применение стандартов ИСО серии 9000, не давая заметного выигрыша, может подорвать возможность реальных улучшений менеджмента качества и его результатов. Основное содержание процесса сертификации заключается в проверке документированности наиболее важных процедур и в их реальном использовании. Однако соответствие деятельности компании предписанию документов системы качества само по себе не обеспечивает высокого качества продукции, а лишь подтверждает ее способность производить продукцию или оказывать услуги, соответствующие некоторому стандарту или контракту.

     Сертификация  в определенном смысле аналогична экзамену на аттестат зрелости, сдать который  можно только предварительно поучившись (и немалое время) в начальной  и средней школе, не говоря уже  о высшей.

     СМК продукции должна обеспечивать как соответствие продукции спросу на нее, так и гарантированное выявление и устранение недостатков процессов, которые влияют на ее качество, т. е. обеспечивать наибольшую вероятность качественности выпускаемой продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Проблема качества продукции  на современном этапе развития  производства

     Проблема  повышения качества продукции актуальна  для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении  эффективности производства все  большее значение играет фактор «качество  продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность.

     Чтобы успешно решать проблему, необходимо ее хорошо знать. В этой связи можно  поставить ряд вопросов: как давно  зародилась проблема качества продукции и каковы причины ее зарождения; почему актуальность данной проблемы на современном этапе возрастает; как решается эта проблема на отечественных и зарубежных предприятиях и др.

     Анализ  показывает, что проблема качества зародилась, проявилась с развитием  общественного производства. Она  отражает исторический процесс повышения  эффективности человеческого труда, развития научно-технического прогресса, в той или иной форме проявляется во всех общественно-экономических формациях.

     На  первых этапах промышленной революции  предметы труда создавались отдельными лицами или небольшими группами людей, которые знали запросы потребителей и планировали удовлетворение этих запросов. С развитием промышленного  производства и разделения труда  перечень работ возрос настолько, что  рабочий потерял из виду конечный продукт труда. В результате резко  возросла проблема качества. Возникла необходимость определять промежуточные  показатели качества продукции. На предприятиях появляются службы контроля качества.

     Почему  же актуальность проблемы повышения  качества продукции возрастает на современном  этапе?

     Во-первых, повысились требования НТП, которые  диктуют коренные качественные изменения  во всех сферах научно-производственной деятельности. Ужесточаются требования к свойствам и характеристикам  продукции (надежность, долговечность, сохраняемость, безотказность, эстетичность, экономичность в эксплуатации и др.). Ведь современная техника работает в сложных условиях, при критических режимах и колоссальных нагрузках. Выход из строя единицы техники влечет за собой огромные убытки для предприятия.

     Улучшение качества готовой продукции, в свою очередь, требует повышения качества сырья, материалов, комплектующих изделий, внедрения новых прогрессивных  технологий и методов организации  производства и труда. Поэтому задача повышения качества продукции приобретает  комплексный характер и затрагивает  все отрасли промышленности.

     Во-вторых, происходит дальнейшее углубление общественного  разделения и кооперации труда, что  приводит к усложнению внутриотраслевых, межотраслевых и межгосударственных производственных связей. Качество даже средней по сложности техники  начинает зависеть от работы десятков, а то и сотен предприятий различных  отраслей. Сегодня не существует второстепенных участков производства. Высокое качество любого изделия требует равной и  безусловной ответственности каждого  рабочего, ИТР, независимо от того, на какой  ступени производства он находится. Результат их совместного труда  — конечный продукт — удовлетворяет  потребностям только в том случае, если каждый узел, блок, деталь строго соответствуют стандартам и техническим  условиям.

     В-третьих, по мере удовлетворения в количественном выражении потребности в средствах  производства и предметах потребления (время, когда количество играло решающую роль, прошло) на первый план выдвигается  их качественная характеристика. Дело в том, что для количественного  потребления существуют естественные, если даже не жесткие, границы. Например, предприятия могут использовать только ограниченное количество предметов  труда. В качественном развитии потребностей таких границ не существует, так  как в результате общественного развития возникают новые потребности, растут требования к качеству продукции.

     Повысить  качество — это значит из того же количества сырья и материалов выпустить  продукцию, более полно удовлетворяющую  общественные потребности.

     В-четвертых, расширяются торгово-экономические  связи с другими странами, что  предопределяет постоянное повышение  качества продукции (конкурентная борьба за рынки сбыта). Успешно реализуют  свою продукцию те предприятия, качество продукции которых выше.

     В-пятых, повышение качества продукции позволяет  решать не только технические и экономические, но и социальные задачи.

     Проблемой повышения качества продукции занимаются во всех странах мира, о чем свидетельствуют  многочисленные публикации по вопросам теории и практики повышения качества продукции. Исследования в данной области  показывают, что решение проблемных вопросов обеспечения повышения качества продукции во многих странах стало национальным движением.

       Система управления качеством  продукции разрабатывается с  учетом следующих принципов: 

  • ориентация на потребителя;
  • продуктовый подход;
  • охват всех стадий жизненного цикла продукции (принцип «петли качества»);
  • сочетание обеспечения управления и улучшения качества;
  • предупреждение проблем и др.

     Такая система создается на предприятии  как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленной цели в области качества.

     Комплексное управление качеством — это эффективная  система, объединяющая деятельность различных  подразделений, ответственных за разработку показателей качества, их достижение, поддержание достигнутого уровня качества, обеспечение производства и эксплуатации продукции на самом экономном уровне при полном удовлетворении требований потребителя. Комплексное управление качеством требует участия всех подразделений предприятия, включая производственное, отделы проектирования, снабжения, сбыта, технического контроля качества, стандартизации и др.

     Система комплексного управления качеством  имеет две взаимосвязанные цели: выработку привычки к улучшениям и стремление к совершенству.

     Главная цель — стремление к совершенству. Чтобы достичь ее, необходимо воспитать  у работников привычку постоянно  улучшать продукцию. Привычка к улучшению  направлена на достижение совершенства. Эта цель, характерная для японской системы управления качеством, одновременно близка и противоположна тому, что  практикуется большинством западных компаний.

     Общее в том, что уровень качества на данный период времени измеряется степенью его соответствия проектным характеристикам. Однако в западной практике краткосрочная  целевая установка в отношении  качества исходит из допущения определенного  процента бракованных изделий. Целями борьбы за качество в Японии являются преодоление сложившегося уровня выпуска  брака и стремление к полному  соответствию продукции технической  документации.

     Как на Западе, так и в Японии качество зависит от усилий служб маркетинга, проектирования, закупок, отделов разработки технологии, контроля качества, от производственных подразделений. Однако западные предприниматели  убеждены, что следует стремиться к какому-то оптимальному уровню качества, так как склонность потребителей оплачивать дополнительные усилия по улучшению продукции имеет свои границы. Японские промышленники следуют  стратегии, которая, не игнорируя затраты на повышение качества, базируется на утверждении, что постоянное улучшение качества обуславливает расширение доли рынка.

     Японская  система комплексного управления качеством  с ее ориентацией на создание совершенного изделия связана с полным перераспределением ответственности за обеспечение  качества. Она опирается на множество  вспомогательных принципов, концепций, методов и средств достижения этой цели.

     Выделяют  следующие основные принципы системы  комплексного управления качеством:

  • контроль производственного процесса — регулирование производственного процесса путем измерения показателей качества изделий на всех этапах производства. На Западе контроль ведется на отдельных этапах производственного процесса. Руководство контролем качества имеет указания, как выбрать этап, подлежащий контролю. При этом основное внимание уделяется приемочному контролю партий готовой продукции;
  • наглядность измерения показателей качества — дальнейшее развитие общепринятого западного принципа «измеримость показателей качества». На японских заводах везде размещены наглядные стенды. Рабочие, администрация, заказчики продукции и посетители могут ознакомиться с показателями качества, текущими результатами проверки, программами повышения качества и т.д. Западные понятия об измерении показателей качества занимают у японцев особое место, однако обеспечение наглядности — исключительно японское

     достижение;

Информация о работе СМК организации, как фактор ее конкурентоспособности