Имидж журналиста как фактор конкурентоспособности СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 19:18, курсовая работа

Описание

Эффективность телевизионного общения с массовой аудиторией определяется личностным имиджем телеведущих. На заре вещания, когда телевидение только начинало готовить своих собственных профессиональных творческих работников, возник вопрос о том, кто имеет право обращаться к аудитории от своего имени, ведь зрители сознательно или бессознательно отождествляют и персонифицируют воспринимаемую с телеэкрана информацию с тем человеком, который её передает.

Содержание

Введение
1. Теоретические и методологические аспекты конкурентоспособности средств массовой информации (СМИ)
1.1. Маркетинг как методологический базис конкурентоспособности СМИ
1.2. Конкурентоспособность СМИ и условия ее обеспечения
2. Имидж журналиста как фактор конкурентоспособности СМИ
2.1. Параметры построения имиджа журналиста
2.2. Технология формирования имиджа журналиста
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Имиджелогия курсовая (1) Шагдарова.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

    Заключительным  этапом создания визуального образа издания можно считать полиграфическое исполнение. Выбор бумаги, способа печати, качество цветов - вот то, что, в свою очередь, способствует конкурентоспособности издания, которое с точки зрения формы должно быть удобочитаемым.

    Для тележурналистики эффектный стиль и дизайн тоже имеет немаловажное значение. Переключая каналы, зритель остановит свое внимание на том, чья картинка привлекла его больше других.

    5. Главное, что отличает одно СМИ от другого - тематика. Именно она определяет его аудиторию. Выбор тем зависит не только от целевой аудитории, но и от информационной политики СМИ. Например, репортажи о звездах шоу-бизнеса часто появляются на каналах СТС и Рен – ТВ, и довольно редко на Первом. И наоборот, компетентное обозрение по проблемам культуры можно встретить на серьезных каналах, но не на развлекательных.

    6. Периодичность – одна из важных характеристик формата СМИ. Но в большей степени этот фактор относится к печатным СМИ, так как эфир телевидения не имеет длительных и регулярных пауз и перерывов. Зачастую периодичность определяет оперативность издания, и его наполнение. Например, ежедневное издание может претендовать на оперативность в подаче новостей, тогда как еженедельные газеты не успевают за электронными СМИ. И, следовательно, еженедельные СМИ занимают другую позицию, позицию комментариев и аналитики. Отсюда и форма подачи, например, гвоздевых и новостных материалов, распределение по полосам, рубрикация.

    7. Условия распространения - еще один фактор, который влияет на конкурентоспособность СМИ. Телеканалы бывают платные и бесплатные, кроме того телевидение делится на спутниковое, кабельное и стандартное антенное. Издание может распространяться по подписке, через сеть газетных киосков, в супермаркетах и других общественных местах. Выбор распространения определяется редакцией, а также целями и задачами данного СМИ, целевой аудиторией. Скажем, если СМИ распространяется только в определенных местах, оно никогда не сможет стать массовым, но оно обретет своих зрителей или читателей. В системе распространения печатных изданий существует также понятие «приоритетная выкладка». При такой выкладке газета в киоске располагается так, чтобы на нее обратили внимание максимальное количество людей.

    8. Оборудование. Уровень любого издания, а в большей степени его дизайна, зависит от технической базы: персональные компьютеры (ПК), сканеры, принтеры, телефоны, факсы, фотоаппараты, диктофоны, Интернет и др. От того, насколько технически «укомплектован» каждый сотрудник, зависит оперативность, информационная насыщенность и разнообразие материалов и конечного продукта производства СМИ.

    Наличие техники, прежде всего, отражается на уровне работы творческой части коллектива редакции. Например, для современного журналиста не возможна работа без персонального компьютера, который является его основным орудием труда. Наличие ПК позволяет экономить время и совмещать несколько специальностей: непосредственно журналиста, редактора и оператора (машинистки). Таким образом, отпадает необходимость в ряде производственных операций, которые требуют немалого времени. Кроме того, ПК позволяет журналисту создавать собственные базы информации, электронные библиотеки, архивы и др.

    Очень важным для конкурентоспособности  СМИ стал и Интернет. Во-первых, Интернет располагает огромным количеством информации, которую можно использовать при создании СМИ. Кроме того, плюсом для издания является его электронная версия в сети Интернет. К тому же, с помощью Интернета образуется более оперативная обратная связь с читателем. По словам исследователей Адама Бриггза и Поля Кобли: «Интернет завоевывает все новые и новые сегменты потребительского рынка информации по всему миру».

    9. Журналистский состав. Огромное значение в конкурентоспособности любого СМИ играет творческий потенциал издания, что обусловлено специфичностью СМИ как продукта. Не стоит забывать, что продукт журналистского труда - информация. Это способ воздействия на аудиторию, формирование сознания и поведения. И особенно актуален данный пункт для телевизионных СМИ. Потому как большинство теле-информации мы получаем через телеведущего. Это удобно с психологической точки зрения, так как человеческое сознание склонно персонифицировать информацию,  то есть  переносить суть высказанного на говорящего человека. Кроме того, сами того не осознавая люди составляют свое мнение о телеканале основываясь, именно на своем мнении о телеведущих этого канала. И именно поэтому имидж журналиста является одним из основопологающих факторов конкурентоспособности СМИ.

    Итак, говоря о современных печатных СМИ, мы констатируем факт: они не могут сегодня развиваться, не используя законы экономики, основным из которых является закон о конкурентоспособности. И очень важным фактором продвижения СМИ на рынке является имидж тех журналистов, которые вступают в коммуникацию со зрителем. 

  1. Имидж журналиста как фактор конкурентоспособности  СМИ
 
    1. Параметры построения имиджа журналиста

        Человек, выступающий перед такой обширной аудиторией, облекается огромной ответственностью: на него смотрит и его слушает почти вся страна, его слова могут оказать мощное воздействие на сознание людей, на их взгляды, понимание ими тех или иных явлений жизни. Поэтому особое значение придается человеческим и профессиональным качествам диктора, его способности вызвать полное доверие и уважение у зрителей.

Особенности телевидения сегодняшнего дня: многоканальность, использование различных способов телевизионного общения, жанровое разнообразие телепрограмм, возможность творческого  воплощения самых невероятных проектов, наличие большого количества выразительных средств и способов их осуществить. Однако при всём этом по-прежнему успех у зрителей той или иной программы во многом определяется симпатией к телеведущему.

           По мнению П.С. Гуревича, зрителю интересна «личность, нестандартный человек, индивид, захваченный идеей, человек, обладающий даром общения».

           Итак, телевидение обладает особым характером общения, главная роль в котором отводится ведущему. Он должен быть наделён даром коммуникабельности: создавать контакт со зрителями, вызывать у них ощущение того, что он видит аудиторию, умеет улавливать её настроение и ожидания.

            Ещё одно важное качество телеведущего: он должен быть обязательно заинтересован в том, что делает, и делает он это не потому, что так надо, а потому, что это ему нравится, он получает огромное удовольствие от своей работы. Телеведущий в первую очередь сам должен профессионально ответственно подходить к созданию личного имиджа на экране. «Грустно, когда внешний облик, телесность остаётся единственным и самодостаточным средством персонификации», – пишет П.С. Гуревич.

     Имидж есть явление общественное, что подтверждается многочисленными исследованиями. Человек  через множество каналов посылает другим людям информацию о себе. От того, как он ее «обыграл», и зависит мнение других людей. Причем, речь здесь не идет об истинности имиджа, ведь подаваемая человеком информация может быть заведомо неверной. Значит, имидж - это результат управления чужим впечатлением.

     Имидж необходим прежде всего человеку, который собирается участвовать в коммуникативных актах. Причем не в бытовом общении, а в коммуникации, необходимой для управления некими процессами в общественной жизни. Поэтому имидж можно трактовать как «коммуникативную единицу, идеально соответствующую требованиям коммуникативного пространства».

     Коммуникация - это процесс установления контакта между коммуникантами (адресантом и  адресатом, отправителем и получателем  информации) с целью передачи информации. Как известно, стержневым понятием коммуникации является понятие «интенции» (от лат. intentio - стремление) - комплекса целей и мотивов участников коммуникации, то, зачем, для чего они вступают в общение. К основным коммуникативным целям, или интенциям относятся:

    • обращение: «я хочу общаться с вами, быть с вами в контакте»
    • сообщение: «я хочу передать вам какие-то сведения»
    • выражение: «я хочу, чтобы вы увидели меня как личность».

     В любом общении есть две стороны: первая - передает интенцию через информацию, вторая - воспринимает и интерпретирует. Поэтому коммуникация различается также и по таким параметрам, как:

    • тип участников коммуникации
    • тип отношений между участниками коммуникации.

     Таким образом, составляющие имиджа могут  быть описаны через понятие интенции с учетом особенностей типа участников коммуникации и отношений между ними. Выскажем здесь несколько гипотетических предположений.

            Для создания имиджа между отправителем и получателем информации должна быть вертикальность отношений, важно наличие у отправителя некоего авторитета, позволяющего воздействовать на получателя. Поэтому можно предположить, что интенции сообщения и обращения будут в данном случае наиболее значимы.

     Здесь возникает необходимое и основное для общего понимания «имиджа» противопоставление: «один коммуникант - не один коммуникант». Первая часть противопоставления - человек выступает в коммуникации или как личность, со всеми своими индивидуальными способностями, или как «человек в маске», выбирающий одну из коммуникативных ролей в своем имиджевом арсенале. Стоит отметить, что маски (типы) имиджа могут быть одни и те же, но при наложении их на разных людей, обладающих каждый своей неповторимостью и индивидуальностью, результат не одинаков.

    Если  рассмотрим вторую часть противопоставления, когда на первый план выходит некое множество лиц, то получим такие его критерии:

  • целостность – рассеянность
  • однородность - неоднородность
  • массовость - немассовость.

     Имидж возникает только в «коммуникативной паре». При этом отправитель информации в этом случае - это «человек в маске», который играет ту или иную коммуникативную роль. Эти роли социальны. (Имиджей у человека может быть несколько, и все они изменяемы. За имиджем «стоит» не индивид, а тип. Вернее сказать, индивид превращается в тип. Человек создает себе тот тип, который востребован другими, который ими «легко усваивается».) Получатель информации - это не один человек, а множество лиц. Это множество неоднородное, рассеянное и массовое.

     Тип отношений между участниками. По этому коммуникативному параметру  выявляются такие отношения:

    • контактные - дистантные
    • теплые - холодные
    • свободные - этикетные.

     В общении по модели «индивид - индивид» имидж имеет смысл только тогда, когда отправитель информации пытается превратить изначально дистантные, холодные и этикетные отношения в контактные и в какой-то степени теплые и свободные. В общении по модели ««человек в маске» - множество» это превращение происходит в обратном порядке (от контактных, теплых и свободных отношений к дистантным, холодным и этикетным).

     Косвенным подтверждением того факта, что имидж − это не спонтанное проявление особенностей личности, является зависимость имиджа от того, кто его воспринимает. Психолог Альберт Мехрабиан предположил, что:

     55% того впечатления, которое мы  производим на других людей,  определяется тем, что они ВИДЯТ;

     38% того впечатления, которое мы  производим на других людей,  определяется тем, что они СЛЫШАТ;

     7 % того впечатления, которое мы  производим на других людей,  определяется теми СЛОВАМИ, что  они слышат (смыслом этих слов - М.Ш.).

     Попытаемся  разобраться, насколько верно данное предположение, например, для имиджа тележурналиста.

     В настоящее время СМИ стали  оптимальной средой формирования имиджа, так как являются и средствами массовой коммуникации. Следовательно, созданный в условиях коммуникации имидж как некая информация кому-то все-таки предназначается. Он одновременно относительно целостен и многослоен. Он создается из разных слагаемых. Образ человека на экране складывается из его телесности, внешнего облика, психологических свойств и социальных задатков. Без природных особенностей, без своеобразия физических свойств нет индивидуальности. Но для создания имиджа этого мало. Каждый телеперсонаж должен внести в свою программу нечто индивидуальное (или, во всяком случае, индивидуализированное, ведь совсем не обязательно, что это присуще ему в обычной жизни). Именно это, по сути, и есть имидж.

     Таким образом, «имидж тележурналиста» −  это хорошо (или плохо) спрогнозированный  и выработанный тележурналистом (или  его командой) образ, используемый как  метод управления зрительским восприятием (впечатлением). 

Информация о работе Имидж журналиста как фактор конкурентоспособности СМИ